Театральный кружок "Нескучайка"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Кружок направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №79 г.Йошкар-Олы
«Золотой колосок»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
«Детский сад №79 « Золотой колосок»
_________________И.Н. Сельдюкова
Нескучайка
театральный кружок
Разработала: воспитатель МБДОУ
«Детский сад №79 «Золотой колосок»
Рыбакова Т.В.
г. Йошкар-Ола
2014
ПРОГРАММА
театрального кружка «Нескучайка»
Пояснительная записка
Одной из важных задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Приобщение к миру театра, знакомство с различными направлениями, историей театра развивают и внутренне обогащают духовный мир ребенка.
Дверь в мир сознания ребенка, полного загадок и страхов, поможет открыть игра в сказку. С помощью сказки малыш научится преодолевать жизненные трудности, выражать свои чувства, общаться с другими детьми, познавать мир во всем его многообразии, справляться со страхами, упрямством, зажатостью.
Благодаря репетициям, театральным играм, общению в коллективе у ребенка развиваются психологические процессы – это речь, общение, воображение, память, внимание, а также умение работать в команде. Дошкольник учится преодолевать страх выступления перед аудиторией, управлять своими эмоциями и чувствами, он становится более уверенным в своих силах и возможностях. Происходит творческое развитие личности малыша за счет изучения управления мимикой, искусства имитации. Детям, занимающимся в театральном кружке, приходится находиться в постоянном движении, тренируется их координация, пластика.
Кружок направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение. В основе занятий лежит игра, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста. В процессе игры дети совместно с воспитателем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.
Первый год обучения (младшая группа)
Цель программы – развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Кружковая программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет. Курс занятий рассчитан на 2 года. Продолжительность занятий составляет 15 минут для младшей группы, 20 минут для средней группы. Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во вторую половину дня. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. Кружок посещают 12 человек.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через элементарные танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Структура занятий
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
Перспективный план работы кружка «Нескучайка»
Первый год обучения (младшая группа)
Месяц | Тема занятия | Форма проведения | Цель | ||
Диагностика (по методике Комаровой Т.С.) | |||||
Сентябрь | «Изменю себя, друзья, Догадайтесь, кто же я!» «В кукольный театр мы пойдем, Много друзей себе обретем!» | Первое посещение кружка, знакомство друг с другом. Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Рассказ о различных видах кукол. Показ способов действия с куклами. Игровые упражнения. | Учить детей имитировать простейшие движения животных, развивать образное мышление. Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить знания детей о различных видах кукольных театров (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо и т.д.), уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности. | ||
Октябрь | «В сказку поиграем, Загадки отгадаем!» «Очень жить на свете туго Без подруги и без друга!» | Беседа «Особенности настольного театра». Отгадывание загадок по сказке «Репка». Показ настольного театра «Репка». Обучение способам действия. Закрепление знаний о настольном театре. Работа по развитию эмоциональной речи в игровых упражнениях. | Учить управлять куклой, сочетать движения и речь; развивать внимательность, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. | ||
Ноябрь | «Неизвестно, что случилось – Только Маша заблудилась» | Чтение сказки «Маша и Медведь». Беседа по сказке «Характеристика каждого героя». Разучивание скороговорки. Упражнения (Н.В. Сорокина): «Обезьянки», «В магазине зеркал». Игровые импровизации по сказке «Маша и Медведь». | Познакомить детей со сказкой «Маша и медведь». Развивать образное мышление; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, характеризовать героев сказки. | ||
Декабрь | «Веселые прыгунки» «Раньше знали кавалеры Про хорошие манеры!» | Рассказ о куклах. Показ способа действия с куклами. Упражнения с куклой. Игры - ситуации «Два мальчика поссорились», «Ты очень обидел своего друга», «К тебе пришли гости». Игра с сердечком «Комплименты». | Развивать у детей дружелюбные отношения в выборе роли, развивать у детей мыслительные операции разбора персонажей сказки. Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; развивать театральные способности с помощью движений, выразительной речи, учить детей свободно чувствовать себя на сцене. | ||
Январь | «Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся играть!»
«Приходите в гости к нам – Сказкам, басням и стихам!»
| Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Фокус», «Показать язык». Разучивание скороговорки. Игра «Веселые рифмы». Беседа: «Что такое инсценировка». Чтение басни И.А. Крылова: «Ворона и Лисица». Игровые упражнения по басне. | Побуждать детей к активному участию в театральной игре. Учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь. Учить внимательно относиться к образному слову, запоминать, интонационно и выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | ||
Февраль | «В зоопарке шум и гам, Вон сидит гиппопотам! » «Где обедал воробей? В зоопарке у зверей». | Разучивание скороговорки. Творческая игра «В зоопарке». Разучивание чистоговорок. Работа над выразительностью речи. Игровые упражнения по сказке Маршака «Где обедал воробей». | Формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Вызывать желание участвовать в играх-драматизациях. Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | ||
Март | «Я любимой мамочке Подарю подарочки». «Маму я свою люблю, Песню для нее спою!»
| С/р игра «Мамины помощники». Продуктивная деятельность: открытки для мам. Репетиция к концерту для мам. Концерт для мам к 8 Марта. | Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой, желание выступать перед детьми, родителями. | ||
Апрель | «Дело было вечером Спорить было нечего!» «Наши представления Достойны восхищения!» | Чтение художественной литературы Маяковского: «Что такое хорошо, и что такое плохо». Игровые упражнения: «Убираем спальню», «Моем полы». Разучивание скороговорки. Артикуляционная гимнастика «Весенние голоса». Чтение сказки «Теремок». Беседа по сказке. Игровые импровизации. | Познакомить детей с произведением Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Учить детей эмоциональному выражению радости и грусти, развивать фантазию, ассоциативное мышление. Формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. | ||
Май | «Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг?!»
«Если сказку любишь ты В теремок к нам приходи!»
| Викторина «В мире сказок». Загадки по сказкам. Репетиция сказки «Теремок». Закрепление знания ролей. Драматизация сказки «Теремок». | Продолжать формировать у детей образные представления. Учить детей имитировать движения животных, подражая действиям педагога. Воспитывать бережное и доброе отношение к обитателям леса, к природе, к книгам. Формировать простейшие эмоциональные реакции: радость, страх, удивление. | ||
Диагностика по методике Комаровой Т.С. |
Ожидаемые результаты
К концу первого года дети должны:
1. Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.
2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам.
3.Уметь имитировать характерные движения сказочных героев.
4. Использовать в театральных играх образные игрушки.
5. Иметь представление о театре и поведении в нем.
Второй год обучения
(средняя группа)
Цель: продолжать развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ).
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Продолжать знакомить детей с различными видами театров.
- Продолжать развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Месяц | Тема занятия | Форма проведения | Цель | |||
Диагностика по методике Комаровой Т.С. | ||||||
Сентябрь | «Мальчик с девочкой дружили, Они дружбой дорожили!»
«Есть любимые игрушки У меня и у подружки!» | Артикуляционная гимнастика. Кукольный спектакль «Детский дворик». Беседа о кукольном театре. Беседа : «Кто такая кукла Би-ба-бо?» Кукольная сценка «Капризка». | Формировать представления детей о театре (артисты — волшебники театра, куклы — маленькие помощники артистов). Познакомить детей с правилами поведения в театре. Пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью — названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций. | |||
Октябрь | «Превращается рука То в котенка, то в щенка…»
«Как оживает кукла?»
| Беседа с детьми о пальчиковом театре». Обучение правильному положению руки при кукловождении. Игровые упражнения. Разучивание скороговорки. Отгадывание загадок. Этюды с пальчиковыми куклами. | Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки пальчикового театра. | |||
Ноябрь | «Раз!Два!Три! Кукла,оживи!»
Вот какая куколка»
| Обучение положению перчаточной куклы на руке. Игровые импровизации. Кукольная сценка пальчикового театра «Зайка, зайка, где бывал?» Развитие координации поочередного движения укзательного, большого и среднего пальцев. Игровые импровизации. Разучивание скороговорки. | Совершенствовать импровизационные способности детей. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. | |||
Декабрь | «Мы - веселые Петрушки В ярких шапках на макушке!» «Сказку мы сейчас расскажем, Представление покажем!»
| Отработка движений рук и головы куклы. Этюды: «Здравствуйте, а вот и я!», «Весело - грустно». Драматизация сказки «Колобок» куклами Би-ба-бо. | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на сцене: читать стихи, разыгрывать сценки. | |||
Январь | «Ручками похлопали, Ножками затопали».
«Вот как я умею» | Создание рукой образы танцующей куклы. Игровые упражнения под музыку. Игра – драматизация «Что я умею». Творческие импровизации в парах. | Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека — веселье, грусть). Воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. | |||
Февраль | «Лису зайка в дом впустил, Много слез потом пролил». Игровые упражнения по сказке «Заюшкина избушка».
| Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». Этюды на выразительность движений.
Обыгрывание персонажей сказки. Рассказывание русской народной сказки детьми с помощью воспитателя. | Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля. Вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц. | |||
Март | «Мышонок глупым оказался, Он от мамы отказался».
«Мамам мы концерт покажем, Про глупого мышонка им расскажем».
| Упражнения на различные виды действия с куклой. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Беседа по содержанию стихотворения. Работа над выразительностью исполнения (выражения эмоций). Подготовка к драматизации. Упражнения на раскрепощение запястья и пальцев руки. Показ сказки родителям воспитанников. | Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. | |||
Апрель | «Посмотреть я в сад иду Что растет в таком саду?» «Упрямые ежата».
| Творческие задания. Игровые импровизации. Работа в парах и индивидуально. Артикуляционная гимнастика. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории. | Совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. | |||
Май | «Мы дружим с куколкой своей».
«Приходите в наш театр!»
| Постановка спектакля по действиям. Беседа о декорациях. Отработка музыкальных номеров. Показ кукольного спектакля «Упрямые ежата» для детей. Анализ проделанной работы. | Обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания. Поддерживать интерес к происходящему на сцене. Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей | |||
Диагностика по методике Комаровой Т.С. |
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения дети должны:
- Уметь заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью.
- Уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Уметь использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов.
- Знать некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
- Знать некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольноплоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе, верховых кукол.
- Иметь представление о театре, театральной культуре.
- Иметь представление о роли артистов, кукол.
- Иметь представление об имеющихся правилах поведения в театре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении муниципального детского фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи».
Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок организации районного фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи» среди городских ...
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».
Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....
"Театральный ринг" Материал (веер,перчатки,шляпы,парик,театральные костюмы,колокольчик,песочные часы)
Педагогам предоставилась возможность перевоплащаться в героев, продемонстрировать возмжности грима, кастюмапри создании различных образов...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы
Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры на развитие эмоций, ...
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...