"Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"
проект по развитию речи (старшая группа)
Новизна проекта заключатся в использовании приемов
мнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рощица»
"Развитие связной речи воспитанников старшего
дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"
(проект)
Автор проекта: Белик А.Ю.
Мыски
2021
Введение
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Чтобы ребенок начал говорить должно пройти время и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения
связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система
дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные
изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти
изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно
дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения
каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Эти позиции актуализируются в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства
образования от 17 октября 2013 года приказ №1155, далее - ФГОС ДО) в
направлении «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» . В п. 2.6. ФГОС ДО содержание этой области «направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе включая … развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками…», а в направлении
«Речевое развитие» ставятся такие задачи, как «…речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В п. 4.6. целевых ориентиров дошкольного образования обозначено«…на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах (ФГОС ДО).
Подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи и является причиной речевых трудностей детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
— неспособность грамматически верно построить предложение;
— недостаточный словарный запас, бедность речи;
— слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно
сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ;
— при построении описания не умеют самостоятельно определить главные
свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность
выявленных признаков;
— при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не
используют в речи авторские средства выразительности;
— не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих
рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании
собственных утверждений и выводов;
при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в
дошкольном возрасте. Реализация задачи речевого развития объективно
требует качественно нового подхода к обучению детей, организации всего
образовательного процесса в ДОО. Особое место в работе с детьми занимает
дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно
облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного
плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Новизна проекта заключатся в использовании приемов
мнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Участники проекта: в реализации проекта принимают участие дети 5-7лет, родители, воспитатели .
Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
средством мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
— формировать умение детей использовать мнемотаблицы и мнемодорожки
при составлении описательных рассказов, пересказе литературных
произведений, заучивании стихотворений, отгадывание загадок.
Развивающие:
— совершенствовать развитие связной речи при составлении описательных
рассказов, пересказе литературных произведений, заучивании стихотворений, отгадывании загадок;
— способствовать развитию образного и логического мышления;
— развитие зрительной и слуховой памяти и внимания.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к чтению и художественному рассказыванию
произведений детской художественной литературы и фольклора.
Работа с педагогами:
— дать методические рекомендации педагогам по работе, направленной на
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством
мнемотехники.
Работа с родителями:
— повысить заинтересованность родителей взаимодействием с дошкольной
образовательной организацией;
— вызвать у родителей стремление использовать мнемотаблицы для
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
— повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста, посредством мнемотехники;
— повысить процент удовлетворенности родителей (законных
представителей) образовательными услугами дошкольной образовательной
организации;
— добиться максимально высоких результатов от заявленных мероприятий.
План деятельности по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники
Месяц | Образовательная | Цель |
Сентябрь | Игра «Копилка слов» | Обогащение словаря, развитие долговременной памяти |
Рассказывание сказки | Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий. | |
Октябрь | Игра «Волшебники» | Обогащение словарного запаса, развитие |
Составление рассказа | Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий. | |
Ноябрь | Игра «Цветик-семицветик» | Обогащение глагольного словаря (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие |
Составление рассказа | Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке. Развивать словарный запас — называть отличительные признаки | |
Декабрь | Игра «Теремок» | Обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей |
Составление рассказа о зиме | Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года | |
Январь | Игра «Зашифруем | Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти (Приложение |
«Заучивание | Побуждать детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений | |
Февраль | Игра «Кто в домике | Обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 1 ) |
«Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж" | Сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. Сформировать умение детей | |
Март | Игра «Чудесные слова» | Развитие памяти методом «крокирования» (Приложение «Использование приемов мнемотехники |
Составление рассказа | Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно- | |
Апрель | Игра «Веселые | Развитие зрительной памяти (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие |
«Придумывание сказки по заданному сюжету с использованием мнемотехники» " | Развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 9) | |
Май | Игра «Сказка на новый лад» | Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение1) |
Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» | Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми. Использование для пересказа готовые мнемотаблицы (Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 10) |
Заключительный этап.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.
Приложение «Использование приемов мнемотехники в развитие связной
речи у детей старшего дошкольного возраста»
Приложение 1 | Игры на развитие связной монологической речи у |
Приложение 2 | Рассказывание сказки «Рукавичка» |
Приложение 3 | Составление рассказа об осени |
Приложение 4 | Составление рассказа по картине "Ёж" |
Приложение 5 | Составление рассказа о зиме |
Приложение 6 | «Заучивание стихотворения С. Маршака «Сосульки» |
Приложение 7 | «Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж" |
Приложение 8 | Составление рассказа «Весна идет» |
Приложение 9 | «Придумывание сказки по заданному сюжету с |
Приложение 10 | Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» |
Приложение 11 | «Использование технологии мнемотехника в |
Приложение № 1
Игры на развитие связной монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста посредством мнемотехники
Месяц | Образовательная | Цель |
Сентябрь | Игра «Копилка | Цель: обогащение словаря, |
Октябрь | Игра «Волшебники» | Цель: обогащение словарного |
Ноябрь | Игра «Цветик- | Цель: обогащение глагольного |
Декабрь | Игра «Теремок» | Цель: обогащение словарного |
Январь | Игра «Зашифруем | Цель: обогащение словарного |
Февраль | Игра «Кто в | Цель: обогащение глагольного |
Март | Игра «Чудесные | Цель: развитие памяти методом |
Апрель | Игра «Веселые | Цель: развитие зрительной |
Май | Игра «Сказка на | Цель: Стимулировать интерес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)
В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
« Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....