«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников младшего дошкольного возраста»
Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету…. »
К. Д. Ушинский.
Актуальность данной темы в том, что наглядное моделирование облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия - звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше? ", "А как это произошло? ", "Почему это случилось? " Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование метода наглядного моделирования дает возможность:
1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной) ;
3. развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с использованием наглядного моделирования у дошкольников:
1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
2. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.
3. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».
Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа, в именительном и родительном падежах.
Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про всех и про многих детенышей («цепочка слов») .
Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева) … лисята (указательный жест на кружки слева… много лисят (обобщающий жест кружков справа) .
В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач: на расширение предметного словаря, на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.
4. Игра «Кому что нужно? ».
Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».
Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны: градусник, лекарства, рецепт, шпатели… ». Кружок слева – это название профессии, кружки справа – слова – «предметы».
5. Игра «Назови маму».
Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».
Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».
Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном случае карточка-модель переворачивается.
6. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании моделей для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...
презентация "Использование метода моделирования для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"
Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систе...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...