Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью
(из опыта работы)
Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий полноценного развития ребёнка, в дальнейшем и успешного обучения в школе.
Большую роль в развитии речи воспитанников играет искусство. Воспринимая пейзажную живопись, понимая её содержание, воспитанник обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности, видеть в картине главное, точно и живо описывать её.
Исходя из вышесказанного, я поставила цель: развивать связную речь воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
Прежде чем начать работу с воспитанниками, я изучила научно-методическую литературу по данной теме.
Далее мною была проведена педагогическая диагностика по выявлению уровня развития связной речи воспитанников.
Проведя анализ диагностики, я определила задачи:
- Развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи.
- Создавать условия для развития связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
- Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросу развития связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
Для организации работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью я начала работу по созданию условий.
Был собран и оформлен альбом с рассказами, стихами, пословицами, поговорками, народными приметами, загадками по временам года. Материалы доступны воспитанникам по тематике, содержанию, языку.
В центре речевого развития размещёны:
- журналы и репродукции картин русских художников-пейзажистов;
- пособия с пейзажами и рассказами по временам года;
- альбомы с иллюстрациями по временам года;
- настольные игры, игры-лото «Сложи картинку», «Времена года», объёмное лото по временам года;
- дидактические игры: «Узнай по описанию», «»Найди ошибку художника», «Составь галерею», «Что было бы, если бы художник изменил (цвет, землю, небо)…», «Подбери стихотворение к картине», «Назови оттенки»;
- мультимедийные презентации: «Знакомимся с живописью», «Игра теней», «Четвёртый лишний», «Сказка на новый лад» и т.д.
- CD-диски с произведениями П.И.Чайковского, Ф. Шопена, М.Шостаковича.
В центре искусства оформлен уголок «Маленький художник», где собрано всё необходимое для профессии художника (материалы и оборудование для продуктивной деятельности), журналы «Маленький художник».
Формы организации педагогического процесса: непосредственно образовательная деятельность (занятия), совместная деятельность (развлечения, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность воспитанников.
Образовательную деятельность по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью начала с развития умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Выбранные репродукции картин соответствуют общепринятым принципам отбора. Произведён отбор произведений разных видов искусства, фольклора, литературы, музыки. Важнейшие задачи - обогащение речи воспитанников выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, красивыми определениями), а также развитие умения строить предложения разных типов, работа над структурой высказывания, соответствующей описанию.
Проводилась запись детских рассказов и чтение их другим воспитанникам, составление рассказов по собственным рисункам на тему знакомой картины, применяя приём «вхождения в картину», «словесное рисование картины».
Игра «Оживи картину» (по картине И. Левитана). Воспитанникам было предложено стать героями сказки-картины «Золотая осень» (пол предварительно застелен голубой тканью, имитирующей речку, изображённую Левитаном). Чтобы оживить пейзаж воспитанникам предлагалось «войти в картину» в качестве персонажей. Воспитанники в своих движениях передают содержание картины, а другая группа воспитанников сравнивает с настоящей картиной Левитана «Золотая осень».
Были организованы выставки картин «Осенний, зимний и весенний вернисаж».
На вернисажах воспитанники приобрели навык культурного поведения музее, умение обмениваться впечатлениями при просмотре картин спокойным, ровным голосом.
Выставки репродукций картин иногда посвящены одному художнику, с картинами которых воспитанники уже познакомились на занятиях, а также временам года. Эмоциональное воздействие на воспитанников оказывает звучание музыки, чтение стихов известных поэтов. Например, на выставке пейзажных картин по временам года целесообразно использование музыки П.И. Чайковского.
На вернисажах в качестве экскурсоводов выступают воспитанники. Обязанности экскурсовода оговариваются: придумать название понравившейся картины, последовательно рассказать о её содержании, колорите, высказать суждение по ней. Высказывания воспитанников, выступающих в роли экскурсоводов, рассматриваются мною как продукт речевого творчества, полученного в результате непосредственного восприятия картины без предварительного долгого рассматривания и разбора её с помощью вопросов. Здесь роль педагога минимальна.
Другой вариант проведения вернисажа. В роли экскурсовода – педагог, который отвечает на вопросы зрителей – воспитанников, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы – показатель развития связной и выразительной речи воспитанников.
Каждый вернисаж открывается чтением стихов или прозы о временах года с использованием отрывков музыкальных произведений.
В совместной деятельности использовала дидактические игры, которые способствуют развитию умения воспитанников эмоционально, образно высказывать суждения о произведениях изобразительного искусства в форме развёрнутого рассказа с использованием в речи синонимов, определений, сравнений, эпитетов.
Например, игра «Исправь ошибку художника». В искусствоведческом рассказе мною описывались содержание произведения и средства выразительности, используемые художником, объяснялось, какое настроение хотел передать художник в своём произведении, но при этом умышленно допускались ошибки в описании картины.
Другая игра – «Нарисуй портрет осени», где использовался приём «словесного рисования» картины. Для игры необходим мольберт и набор предметов (листья, облака и т.д.) Воспитанники выполняют задание – рассказать, какая осень получилась.
При организации дидактических игр мною использовались музыкальные произведения Чайковского, Шостаковича, Бетховена.
Значительное место было отведено индивидуальной работе с воспитанниками, которые на занятиях по изобразительному искусству поначалу не проявили интереса к пейзажной живописи, а также с застенчивыми воспитанниками. Индивидуальная работа осуществлялась и с одарёнными воспитанниками, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи, отличающихся высокой речевой активностью.
Если с первой группой воспитанников я ограничивалась лишь подробным рассматриванием 1-2 произведений, то со второй группой воспитанников использовала интеграцию разных видов деятельности: рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературы, интерактивные игры, мультимедийные презентации, направляла на самостоятельную художественную деятельность.
В утреннее и вечернее время использовала задания и словесно-игровые упражнения, например, «С чем это можно сравнить» (для подбора образных сравнений), задание «Самое красивое сравнение».
Использовала упражнения, подготавливающие воспитанников к восприятию произведения «Скажи фразу».
Большой восторг вызвал конкурс «Кто задаст самый интересный вопрос о произведении?» или «Кто задаст больше вопросов о произведении?» Показатель интересного вопроса – его оригинальность, т.е. ни кем ещё не заданный вопрос, или, в котором отразились личные видения картины.
Одна из форм организации совместной деятельности – наблюдения в природе, которые помогают правильно понять замысел художника, дать эстетическую оценку художественному произведению. А главное, у воспитанника развивается общая эмоциональная отзывчивость к окружающему миру природы.
Во время прогулки обращаю внимание воспитанников на окружающие краски, их разнообразие и изменчивость в зависимости от состояния погоды, времени суток, времени года. Предлагаю воспитанникам «сфотографировать» пейзаж или найти самый красивый с помощью рамочки-экрана, (которые изготовлены воспитанниками заранее), запомнить, а потом нарисовать или рассказать. Обращаю внимание и на живые объекты. Во время наблюдений использую художественное слово, побуждаю воспитанников к высказываниям, предлагаю игры «Собери красивый букет», «Расскажи о листочке, погоде» и т.д., обучаю прогнозированию – умению рассматривать предметы и явления в движении, например, лист клёна сейчас жёлтого цвета, а каким он будет, когда наступит лето? и т.д.
В самостоятельной деятельности воспитанники с удовольствием используют набор «Маленький художник», играют в настольно-печатные игры, игры-лото, рассматривают альбомы о временах года, художественную литературу, имитируют в танцах порывы ветра, опадающие листья, хоровод снежинок и т.д., занимаются моделированием – составлением описательных рассказов по схемам.
Экскурсия в библиотеку – тоже одна из форм организации совместной деятельности. В одну из экскурсий была представлена целая программа по ознакомлению с пейзажной живописью: выставка репродукций картин, выставка художественной литературы, мультимедийное путешествие в Третьяковскую галерею. Экскурсия способствовала развитию познавательного интереса к восприятию произведений живописи.
Организация работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью проходила в тесном социальном партнёрстве с родителями (законными представителями) через:
- Информационно-консультационную деятельность с использованием ИКТ.
- Персональный сайт воспитателя.
- Страничку на сайте Учреждения.
- Тематические газеты из опыта семейного воспитания средствами изобразительного искусства.
- Родительское собрание - презентация «Пейзажная живопись и речевое развитие ребёнка».
- Творческую мастерскую «Юный художник».
- Открытый просмотр занятия «Путешествие по временам года».
Итог моей работы:
- У воспитанников развито умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи.
- Созданы условия для развития связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
- Родители (законные представители) являются партнёрами в вопросах развития связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой
Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассыпано по книгам всехвремен и народов!»Л.Н Толстой....
"Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста на основе использования мнемотехнологии"
Новизна проекта заключатся в использовании приемовмнемотехники при решении задач развития связной речи у детей старшегодошкольного возраста....