«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
«Использование наглядного моделирования в развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»
Речь – величайшее богатство, данное человеку. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать, составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями.
Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказывании текстов, использование схем для описания предметов и явлений, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.
Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.
Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают процессу развития связной речи у детей. Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выгодского, - создание внутреннего плана высказывания.
В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь.
Приём наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ;
Метод наглядного моделирования способствует:
— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
— формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
— обучению составлять рассказы-описания по картине.
Работа с графическими схемами и наглядными моделями проводилась ещё со средней группы: при обыгрывании художественных произведений, при пересказе текстов детям предлагались схематические изображения основных событий и персонажей.
В старшей группе работа по использованию графических схем и моделей ведётся по этапам:
1.Ознакомление с моделями:
- наглядно-предметная модель;
- предметно-схематическая;
- схематическая;
2. Умение осознавать художественный образ;
3.Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей»);
4. Самостоятельное составление рассказов с опорой на модель.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации - моделью.
В качестве моделей используются:
- геометрические фигуры;
- силуэты, контуры предметов;
- условные обозначения действий;
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.
Работа по развитию навыка пересказа строится таким образом:
- обучение детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.
- формирование умения передавать события при помощи схем – заместителей.
- развитие умения передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы - заместители.
Составление рассказов по картине и серии картин требует от детей: умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. В качестве модельных схем можно использовать картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины.
Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.
Основу описательного рассказа составляют конкретные знания ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:
- величина
- цвет
- форма
- детали
- материал
- как используются
- чем нравится и т.д.
При составлении описательного рассказа детям предлагаются карточки с фрагментами картинки по которым они составляют предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Но и здесь наглядные модели оказывают незаменимую помощь.
Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен элементы модели наделить своими качествами, составить связное высказывание. Последовательность работы по обучению творческому рассказыванию такая:
- ребенку дается персонаж и предлагается придумать ситуацию, которая могла бы с ним произойти.
- конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в продумывании их характера, внешнего вида.
- ребенку просто задается тема рассказа.
- ребенок сам выбирает тему и героев своего рассказа.
Использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах. Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Отчет по самообразованию «Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...