Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использование дидактической игры. Чтение русско-народной сказки "Заяц-хваста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение русско-народной сказки"Заяц-хваста" с использованием дидактической игры на ИКТ-оборудовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayats-hvasta._skvortsova_anna_do-1-16.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Скворцова Анна Вячеславовна
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая группа
Тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»
Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи русской народной сказки «Заяц-хваста» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.
Задачи:
Образовательная задача:
- Описывать характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи) использовать полученные знания в дидактической игре.
Развивающие задача:
- Оценивать поступки героев (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости. Когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец) в ходе беседы и дидактической игры.
- Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.
Воспитательная задача:
- Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
Игровая задача: найти подходящие картинки.
Словарная работа: обогащение словаря: гумно - площадка для молотьбы сжатого хлеба; под кокориной – ствол дерева, переходящий в корень.
Планируемые результаты:
- Дети понимают основную идею русской народной сказки «Заяц-хваста» в ходе выразительного чтения и дидактической игры: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.
- Описывают характер героев произведения с помощью сложносочиненных предложений (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи) использовать полученные знания в дидактической игре.
- Оценивают поступки героев (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости. Когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец) в ходе беседы и дидактической игры.
- Внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы в ходе беседы и дидактической игры
- Проявляют культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
- В дидактической игре находят подходящие картинки.
Подготовительная работа: разработка необходимого материала на smart-доске; разработка дидактической игры.
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивные кубы, интерактивная доска, следы, книга, документ камера.
№ | Этапы | Задачи | Деятельность педагога | Методы и приёмы | Деятельность детей | Результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап. | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. | Собирает детей около себя, устанавливает эмоционально-зрительный контакт, рассказывает. | Игровой метод. | Собираются около педагога, устанавливают эмоционально-зрительный контакт, внимательно слушают педагога. | Дети внимательно слушают педагога. Заинтересованы к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап. | |||||
3. | Этап постановки проблемы. | Ввести детей в проблемную ситуацию (в зависимости от ситуации) для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать басню. | Педагог сообщает аннотацию к книге. Создать условия для подведения детей к проблемной ситуации: для того, чтобы узнать кто был прав нужно прочитать сказку Задаёт вопросы. (Чем может закончится эта сказка?) | Словесный метод: беседа. | Дети отвечают на вопросы педагога, взаимодействует с ним. Высказывают свою гипотезу. | Демонстрируют желание узнать кто угадал. |
4. | Этап восприятия материала. | Понимание детьми старшей группы основной идеи русской народной сказки «Заяц-хваста» Уметь внимательно слушать сказку. | Высказывает своё личностное мнение. Педагог вкратце излагает содержание литературного произведения. Чтение сказки. | Рассказ педагога. Чтение. | Слушают педагога, Слушают сказку. | Дети поймут основную идею русской народной сказки «Заяц-хваста» Умеют внимательно слушать сказку. |
5. | Этап практического решения проблемы. | Получить обратную связь от детей. Уметь описывать характер и поступки героев произведения. Проявлять дружеские отношения между детьми (слушать друг друга, не перебивая, во время ответов на вопросы); Найти подходящие картинки. | Беседа по сказке. Физкультминутка. Выборочное чтение отрывка. Педагог предлагает детям закончить предложения. Проводит беседу по технике безопасности. Объясняет правила игры, играют. Зрительная. гимнастика. | Вопросы. Прием «Выборочное чтение». «Закончи предложение». | Отвечают на вопросы. Выполняют физкультминутку. Слушают отрывок из сказки. Завершают предложения. Отвечают на вопросы по ТБ. Играют. Выполняют зрительную гимнастику. | Умеют описывать характер и поступки героев произведения. Проявляют дружеские отношения. В игре соотносят одинаковые картинки. |
6. | Заключительный этап. | Проанализировать деятельность детей, подвести итоги, поощрить совместную деятельность. | Проводит рефлексию, анализирует занятие. Задаёт вопросы. (что для вас было самым интересным?) | Вопросы. | Отвечают на вопросы. | Высказывание детей об успешной проделанной деят. Отзыв детей о разрешение проблемной ситуации. |
- Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание. Назовите мне предметы в группе, которые прямоугольной формы.
(называют).
- Ребята, посмотрите вы ничего не замечаете? Посмотрите внимательно.
Дети: Тут следы.
В: Наташа, а как ты думаешь куда они нас ведут? А ты Лена?
(Дети отвечают).
В: Что ж, предлагаю посмотреть куда они нас ведут.
Ребята, что вы видите?
Дети: Обложки книг.
В: Верно. Вот отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга).
Дети: книга.
В: Правильно ребята, эта книга. Посмотрите внимательно на доску, обложки каких книг здесь изображены?
Дети: «заяц и ёж», «теремок» (+ заяй-хваста)
В: А сейчас я вам предлагаю с помощью кубов выбрать ту книгу, которую мы с вами ещё не читали.
(Дети выбирают).
В: Я смотрю вы все выбрали русскую народную сказку «Заяц-хваста». И это правильно, потому что мы её еще с вами не читали. В этой сказке говорится об одном зайце, который очень много хвастался. И вот однажды, другие зайцы рассказали всё это тётушке вороне, и та его маленько потрепала. Но заяц не обиделся, потому что он понял, что был наказан, по справедливости. Чуть позже, когда ворона сидела на заборе, её подхватили собаки. И всё это увидел заяц.
- Как вы думаете, заяц поможет вороне?
Дети: Да.
- Ребята, если вы считаете, что сказка закончиться тем, что заяц поможет вороне, то пусть поставит куб, где нарисована палочка. А тот, кто считает, что заяц струсит и убежит, то поставьте куб, где нарисован ноль.
(Дети ставят).
- Лена, как ты поставила куб? А ты Наташа?
(дети отвечают, выдвигают свою гипотезу).
- Ребята, а как же нам узнать кто из вас был прав? Что нам для этого нужно сделать?
Дети: нужно прочитать сказку.
- Верно. Чтобы узнать кто был прав, нужно прочитать сказку. Присаживайтесь поудобнее, спину держим прямо.
- Напоминаю, эта русская народная сказка и называется она «Заяц-хваста». Мне эта сказка очень нравится. Потому что, когда я была маленькая я всегда смотрела этот мультик и как только научилась читать, это была первая сказка, которую я прочитала.
- Ребята, в сказке будут незнакомые нам слова, например, гумно - площадка для молотьбы сжатого хлеба; под кокориной – ствол дерева, переходящий в корень.
Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа:
А сейчас отвечаем на вопросы по очереди, не перебиваем друг друга, с места не выкрикиваем.
- Назовите главных героев сказки (заяц и ворона)
- Как бы вы описали характер героев сказки? (заяц – трусливый, пугливый, самовлюбленный. Любит только хвастаться и задирать нос. Ворона – мудрая, умная. Говорит правильные вещи)
- Почему ворона потрепала зайца? И обиделся ли заяц? (Ворона потрепала зайца за то, что он хвастал. Он понял, что был наказан вороной, по справедливости).
- Как вы думает правильно ли поступил заяц, когда спас ворону? Почему? (Да. Потому что, когда ворона попала в беду, заяц отвлек на себя собак и своим поступком по-настоящему доказал, что он настоящий храбрец).
- Какие заяц и ворона в сказке? Какими качествами наделил их автор? (заяц – робкий, боязливый. В конце храбрый, отважный. Ворона – разумная, справедливая).
- Хвастливый – это значит какой? (тот, кто любит хвастаться) А в конце заяц оказался храбрым, отважным. Отважный – это какой? (это смелый, не боится опасностей).
- Кого называют мудрым? (Это человек, который всё знает, много видел и может дать правильный совет).
- Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
Молодцы вы все внимательно слушали басню!
Что-то мы устали. Предлагаю отдохнуть.
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.
- Ребята, какой отрывок из сказки вы хотели бы услышать еще раз?
Дети: где заяц спасает ворону.
В: Отлично. Сейчас я его зачитают.
Чтение отрывка.
- А сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вы должны будет их закончить.
«Закончи предложение».
- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Встаем, подходим к доске. Но до начала игры предлагаю вспомнить технику безопасности около доски.
(маркер держим тремя пальцами, как ручку. Около доски не бегаем, не толкаемся. Играем дружно. Пальца не трогаем экран доски)
Игра называется «Найди правильное»
Правила игры такие: вам нужно с помощью маркера нарисовать в кружочке либо галочку, либо крестик. Если эта картинка подходит к сказке, то – галочка. Если нет – крестик. Потом мы проверим, нажимая на кружок. Если вы сделали правильно, то кружок увеличиться. Если нет, то он закружиться. Тот кто закончит первым должен поднять руку и сказать: «Я закончил». Кто всё сделает без ошибок получит право выбрать игру, в которую мы будем играть следующий раз.
По моему сигналу начинаем играть.
«Раз, два, три…играть начни».
Играют.
- А сейчас проверим. Предлагаю проверить друг у друга. Поменяйтесь местами.
В: Молодцы. Вы все сегодня хорошо постарались, но в игре победила Лена. Она быстрее всех закончила игру и выполнила её без единой ошибки.
- Ребята, наши глаза устали и им нужно отдохнуть:
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу пробегут.
Много-много раз моргнут.
- Молодцы. А сейчас с помощью кубов предлагаю вам выбрать сказку, с которой мы сегодня с вами познакомились.
(Дети выбирают).
Молодцы.
- А как вы думает, заяц и дальше будет хвастаться? Почему вы так считаете? (Нет. Потому что он понял, что хвастовство не приведет ни к чему хорошему).
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
Ребята, какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?
Дети: не нужно хвастаться и врать, всё это не принесёт ничего хорошо; все свои слова нужно доказывать делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»
Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...
Конспект по речевому развитию во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение « Играем в слова».
Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе " Чтение русской народной сказки Колобок". Дидактическое упражнение " Играем в слова"...
Конспект по речевому развитию во второй младшей группе«Чтение русской народной сказки «Колобок»Дидактическое упражнение «Играем в слова»
Конспект по речевому развитию во второй младшей группе«Чтение русской народной сказки «Колобок»Дидактическое упражнение «Играем в слова»...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с элементами музыки и изодеятельности пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и козёл"...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры на ИКТ оборудование.
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с включением дидактической игры на ИКТ оборудование....
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием ИКТ в средней группе детского сада.
Практика использования ИКТ в совместной или организованной деятельности позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества:1. Современность и акт...