Использование технологии мнемотехники в практиках реализации личностного взаимодействия педагога с детьми младшего, среднего дошкольного возраста.
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
В настоящее время речь ребенка в дошкольном возрасте как средство общения и передачи собственного опыта приобретает особую важность. «Проблема развития речи и мышления ребенка является важной проблемой педагогики. Особенную роль играет речь в становлении личности дошкольника. Ученые НМИ центра психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева отмечают проблему отставания в развитии речи детей, которая имеет стойкую динамику к увеличению. Однако, своевременное обнаружение и принятие необходимых мер – верный путь к исправлению речевого недоразвития».
Известно, что дошкольный возраст наиболее благополучный для обучения и развития памяти. В этот период у детей наиболее интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность. Таким образом, «актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Так мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в развитии речи детей. | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : В настоящее время речь ребенка в дошкольном возрасте как средство общения и передачи собственного опыта приобретает особую важность. «Проблема развития речи и мышления ребенка является важной проблемой педагогики. Особенную роль играет речь в становлении личности дошкольника. Ученые НМИ центра психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева отмечают проблему отставания в развитии речи детей, которая имеет стойкую динамику к увеличению. Однако, своевременное обнаружение и принятие необходимых мер – верный путь к исправлению речевого недоразвития». Известно, что дошкольный возраст наиболее благополучный для обучения и развития памяти. В этот период у детей наиболее интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.
Таким образом, «актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении . Так мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи».
Цель и задачи использования приемов мнемотехники: Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Цель приемов мнемотехники –связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Задачи мнемотехники - развитие памяти у детей, образного мышления, внимания, а также умение составлять связный рассказ. Данная методика облегчает разучивание стихов, запоминание сказок и рассказов . Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Известно, что приёмы мнемотехники не совершенствует память, а только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти.
Последовательность работы: Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . На каждое слово или маленькое словосочетание подбирается картинка (изображение) . Далее все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком . Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Этапы работы над стихотворением: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу . 3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль . 4. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу . 5 Дети сами рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 6 Дети по памяти рассказывают стихотворение.
Загадка Хвост пушистый Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (лиса)
Хвост пушистый
мех золотистый
В лесу живет
В деревне
Кур крадет
лиса
Хвост пушистый Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (лиса)
Выводы: В результате у детей появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , расширяется словарный запас, развивается зрительная и слуховая память, ассоциативное мышление . «Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал. Метод составления мнемотаблиц помогает успешно справляться с задачей развития связной речи дошкольников, что подтверждается результатами работы педагогов-практиков, описывающих свой опыт работы в этом направлении».
Используемая литература: 1 . Китаева И. И. Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления / И. И. Китаева, Н. С. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67455/ (дата обращения: 07.02.2021). 2. Волкова , В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар . науч. конф . (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 07.02.2021 3. Ж.Шквыря Развиваем память// М.:Мой мир, 2008. [ Азбука дошкольного воспитания ] . 4. read ://https_infourok.ru/?url=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fd Доклад "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (infourok.ru)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему «Прогулка в весенний лес»
Цель Познакомить детей с весенних изменений в растительном и животном мире.Задачи: 1.Обучающие: Закреплять знание названий деревьев, диких животных и их детенышей, птиц (зимующих и перелетн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием коммуникативных технологий на тему: «Спасем Лунтика»
Задачи: 1.Обучающие: Закреплять названия геометрических фигур, умение различать их по форме, цвету, величине;Закреплять навыки обратного счета до 5;Совершенствовать умение выделять заданные свойства о...
Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов.
В данном материале рассказывается о доступных материалах которые могут использовать дети в процессе конструирования....
План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...
Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста»
Описание проекта с приложениями и ссылками на проведенные мероприятия....