План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2021-2022.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №96» г. Перми
План работы воспитателя Морошкиной И.Г. на 2021-2022 гг. над темой самообразования
«Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Цель: развитие профессиональной компетентности через изучение и использование технологий мнемотехники в образовательном процессе для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, связной речи с использованием мнемотехники.
- Разработать методический комплект, состоящий из мнемотехнических таблиц.
- Развивать речь детей в игровой деятельности, речевое внимание, артикуляционный и голосовой аппарат.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников в совместных играх и занятиях.
- Развивать монологическую речь при составлении рассказа- описания предмета.
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Этапы работы | Задачи | Сроки выполнения каждого этапа | Действия и мероприятия, проводимые в ходе работы над темой (с детьми, родителями, коллегами) | Форма отчета по проделанной работе |
I. Диагностический | 1. Провести анализ профессиональных затруднений. 2. Определить проблему. 3. Изучить литературу и имеющийся опыт коллег по проблеме. | Сентябрь – ноябрь 2021 года | Провести мониторинг детей группы по теме, анкетирование родителей; изучение литературы по проблеме. | Результаты мониторинга. Аналитическая справка по результатам изучения анкет. Перечень литературы. |
II. Прогностический | 1. Определить цель и задачи работы над темой. 2. Разработать систему мер, направленных на решение проблемы. 3. Спрогнозировать результаты. | Декабрь – май 2021-2022 года | Цель: формирование умения детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни. Задачи: 1.В работе с детьми. 1.1. Содействовать формированию монологической связной речи детей. 1.2. Учить преобразовывать абстрактные символы в образы. 1.3. Обогатить предметно – игровую среду мнемотехническими таблицами. 1.4. Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотехническим таблицам. 2. Работа педагога. 2.1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, связной речи с использованием мнемотехники. 3. В работе с родителями. 3.1. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка посредством мнемотехники. Ожидаемый результат: 1. Разработан методический комплект, состоящий из мнемотехнических таблиц. 2. Разработан перспективный план по развитию связной речи детей с учетом использования мнемотехнических таблиц. 3. Дети последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли и рассказывают стихи и события из окружающей жизни. 4. Курсы повышения квалификации. | Выступление перед коллегами; обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Мнемотехника- как способ развития связной речи детей среднего дошкольного возраста». Удостоверение. |
III. Практический | 1. Внедрить передовой практический опыт; систему мер, направленных на решение проблемы. 2. Сформировать методический банк по данной проблеме (картотеки, рекомендации). 3. Отследить результаты работы (текущие и практические) для корректировки плана. | Сентябрь 2021 года – май 2022 года | 1. Открытое занятие, консультации для родителей и педагогов. 2. Составить картотеку мнемотехнических таблиц, рекомендации для родителей. 3. Провести промежуточный мониторинг. | Конспект открытого занятия, консультации для родителей и педагогов, картотека мнемотехнических таблиц, результаты промежуточного мониторинга. |
IV. Обобщающий | 1. Представление опыта. 2. Оформить результаты работы в письменном и электронном варианте (презентация, отчет, диаграммы или др.) 3. Представить материалы коллегам (ДОУ, район, город, край) | Май 2022 года. | Презентации, фотоотчеты, видеофильмы, картотеки, методические рекомендации. Публикация в СМИ. Планируемые выступления в ДОУ. Участие в МО. | Мастер – классы для коллег. Презентация. Сертификат. Выступление перед коллегами на информационном совещании, на районном или городском МО. |
V. Внедренческий | 1. Использовать свой, наработанный опыт в процессе дальнейшей работы. 2. Распространять передовой опыт работы по теме. | Сентябрь 2021 года | Планирование в работе с родителями и детьми. Конкурсы пед. мастерства. Мастер-классы. Участие в ярмарке пед. инноваций. Конференции | Диплом. Отзыв. Сертификат. Доклад, реферат, оформленный проект. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему». НОД по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Учим составлять описательный рассказ о профессиях по схеме....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
План самообразования на тему "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает во...
«Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Цель выступления: Представить опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи посредством организации центра театрализованной деятельности, показать эффективность используе...
План самообразования педагога "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста"
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:- расширять и активизировать словарный запас детей;- развивать умение составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам...
Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет
ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...