Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_krivdina_t.a.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения
«Современный педагог: поиск, опыт, идеи реализации ФГОС НОО»
Мастер – класс
на тему
«Использование технологии «Мнемотехника»
в работе по развитию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста».
Автор: Кривдина Татьяна Алексеевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №21 «Теремок» г.Павлово
г.Павлово, 2017 год
Цель: знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Деятельность мастера | Примерные ответы аудитории |
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о каком методе может идти речь? Конечно, это метод мнемотехника. Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) - искусство запоминания. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Предлагаю вам попрактиковаться в использовании данного метода на практике. 1этап: работа с мнемоквадратом Упражнение «Зашифрованное слово» Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Для этого можно использовать следующие задания: Я называю слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, ваза, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море. Теперь я показываю картинку, вы вспоминаете слово (мастер показывает картинки) Далее необходимо сформировать у детей умение заменять ключевые слова и понятия рисунками -символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. Для этого можно использовать игру-задание «Запоминаем слова, рисуя»: Я называю вам слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить. Слова: солнце, дом, идёт, мальчик, скучно, снег. 2 этап: работа с мнемодорожкойНа следующем этапе учим работать с мнемодорожкой, упражняем при составлении предложений заменять ключевые слова на значки-символы. Для этого на начальном этапе подходят чистоговорки и скороговорки, затем предложения к рассказам и пересказам. Упражнение «Зарисуй скороговорку» Предлагаю вам прослушать скороговорку и зарисовать её. Наловил Валерий полведра форели. Мой вариант зарисовки вы можете увидеть на экране.(картинка на слайде) 3 этап: работа с мнемотаблицей Цель следующего этапа: развивать умение детей составлять рассказ или же заучить стихотворение, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным, а стихи – запоминающимися. Упражнеие «Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Расскажи о любимом овоще, фрукте»Детям предлагается посмотреть на таблицу и составить по ней рассказ о любимом овоще или фрукте (таблица размещена на слайде) в следующей последовательности: 1-что это? 2-какого цвета? 3-какого размера? 4-какой формы? 5- какой вкус? 6-какой на ощупь? 7-где растёт? 8-что можно приготовить? 9-какую пользу приносит человеку? Предлагаю вам составить такой рассказ. Таким образом, дети в увлекательной и интересной форме получают знания о продуктах питания, их пользе и опасности для человека, развивают речь, учатся общаться и применять на практике полученные знания, умения и навыки. Овладение приемами работы с мнемотехникой помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! В заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии. Представляю вашему вниманию «Дерево творчества». Плоды – мастер-класс прошёл полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Красный листик – «пропащий день», не понравилось. | Мнемотехника Ваза, страшно, лес, весело, горячий, соленый, кислый, море. (участники выполняют задание – рисуют графические символы слов «солнце, дом, идёт, мальчик, скучно, снег») (участники выполняют задание – рисуют 4 клеточки в ряд, в каждой клеточке символ слова – наловил, Валерий, полведра, форели). Груши - это фрукты. Моя груша желтого цвета, она большая, овальной формы, сладкая и сочная. На ощупь гладкая, твердая. Они растут в саду на деревьях, которые называются груша. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезны для здоровья, в них много питательных веществ, витаминов А, В, Р, РР. |
Используемая литература:
1. Большёва Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
2.Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
3.Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение.
4.Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
5.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
6.Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
7.Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001
8. Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...
Проект "Как я отдыхал и работал летом" (развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста)
Проект "Как я отдыхал и работал летом"Продолжительность проекта: краткосрочныйТип проекта: творческий, групповойУчастники проекта: педагоги, дети, родителиВозраст детей: 5...