Фронтальное занятие по лексической теме "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие расчитано на детей 5-6 лет.Цель занятия: формировать у детей проедставление и семье, о членах семьи, обогащить словарный запас дошколят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по теме "Семья" | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Семья».
Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
- развивать навыки связной речи;
- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
Образовательные:
- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;
- приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными пословицами о семье.
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде); использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа проходит с воспитателем: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т.д.); составление рассказов о своей семье; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, чтение художественной литературы по лексической теме «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание стихотворения.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, отгадывание ребуса, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, игровое упражнение.
Оборудование: презентация, мяч, плоскостное изображение солнца, лучики.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Организационный момент: игра «Приветствие» (1 слайд).
Логопед: Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке, мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза, улыбнуться и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
2. Беседа о семье.
Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. У каждого человека есть семья, где заботятся о нас, любят. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях. Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?
Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед: Как всех можно назвать одним словом?
Дети: Семья.
Логопед: Как вы думаете, для чего нужна человеку семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.
(2 слайд)
Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано.
Дети: Семья.
(3 слайд)
Логопед: Правильно, если назвать нарисованную цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
(4 слайд)
Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Послушайте о слове «Семья» шуточное стихотворение.
Дети рассказывают стихотворение.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит. Во! – семья.
(5 слайд)
Логопед: Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовем.
Дети называют пословицы о семье.
(6 слайд)
Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.
3. Игра «Чей, чья, чьё?»
(7 слайд)
Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?
Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.
Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?
Дети: Это мамина шляпа.
Логопед: Значит, чей это галстук?
Дети: Это папин галстук.
(8 слайд)
Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?
Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.
Логопед: Значит, чья это кукла?
Дети: Это Машина кукла.
Логопед: Чья это машинка?
Дети: Это Мишина машина.
(9 слайд)
Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?
Дети: Это бабушкина шаль.
Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?
Дети: Это дедушкины очки.
Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. А сейчас мы отдохнем и выполним физминутку.
(10 слайд)
4. Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (приседания)
Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)
Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте)
Мой щегол, сверчок и я - (шагаем на месте)
Вот и вся наша семья! (вдох - руки вверх, выдох –руки вниз)
(11-17 слайд)
5. Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Посмотрите, ребята, на картинке нарисованы папа и сын. Помогите мне подобрать нужное слово. Сын низкий, а папа (высокий). Девочка здоровая –мальчик (больной). Мальчик веселый, а девочка (грустная). Бабушка пожилая – мама (молодая). Дедушка старший – внук (младший). Мама взрослая – дочка (маленькая). Папа сильный – дочка (слабая).
Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова.
Логопед: Давайте немного поиграем! А для этого мы встанем в кружок.
(18 слайд)
6. Игра «Какой, какая, какое?» (с мячом)
Логопед: Вспомните, как можно сказать про семью, какая она? Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть какая ваша семья.
Дети: Моя семья дружная, здоровая, крепкая, заботливая, спортивная, веселая, большая, счастливая.
Логопед: Как можно сказать про папу, какой он?
Дети: Мой папа сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый.
Логопед: Как можно сказать про бабушку, какая она?
Дети: Моя бабушка старенькая, добрая, внимательная, заботливая, ласковая.
Логопед: Как можно сказать про дедушку, какой он?
Дети: Мой дедушка мудрый, умный, трудолюбивый, умелый.
(19 слайд)
Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много замечательных слов о семье, о своих родных. А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками в игру «Дружная семья».
7. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Знаю я, что у меня Сжимают и разжимают пальцы
Дома дружная семья: обеих рук в кулак
Это - мама, это - я, Соединяют поочередно пальцы на руках
это - бабушка моя,
Это - папа, это – дед
И у нас разлада нет. Сжимать ладони в замок
(20 слайд)
Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку.
Целует, обнимает,
К сердцу прижимает.
Одежду покупает,
Стирает, убирает...
Все она умеет,
Всех она жалеет.
Угадайте-ка, друзья,
Это... мамочка моя.
Логопед: Правильно, это любимая мамочка. Мама любит печь пироги с разной начинкой. Я буду называть начинку, из которой мама будет печь пирог, а вы будете называть пироги, которые испечет мама.
(21-24 слайд)
Например: Пирог с капустой. Какой пирог? - капустный пирог.
8. Игра «Мама печет пироги».
Пирог с грибами. Какой пирог? - грибной пирог.
Пирог с картофелем. Какой пирог? - картофельный пирог.
Пирог с клубникой. Какой пирог? - клубничный пирог.
Пирог с яблоками. Какой пирог? - яблочный пирог.
Пирог с грушами. Какой пирог? - грушевый пирог.
Пирог с малиной. Какой пирог? - малиновый пирог.
Пирог с вишней. Какой пирог? - вишневый пирог.
Пирог с мясом. Какой пирог? - мясной пирог.
Логопед: Молодцы, ребята, очень вкусные пироги испекла с вашей помощью мама.
Логопед: Ребята, мы все недавно отмечали праздник, какой? День матери, правильно! И вы все на этот праздник делали подарок для своих мам и бабушек, верно? Мама - самый родной человек, она как солнышко. Давайте вспомним каждый свою маму и бабушек и скажем о них (кто о ком хочет) ласковые слова. Каждый возьмет лучик , приложит его к солнышку и скажет о своей маме, какая она. Ласковые слова не должны повторяться, каждый придумывает свое слово для мамочки.
(25 слайд)
9. Игра «Скажи маме ласковое слово».
Дети называют слова и выкладывают лучиками солнце на магнитной доске.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.
10. Итог занятия.
Логопед: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.
Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятия по лексической теме "Весна идёт"
Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме "Весна идёт"...
Конспект фронтального занятия по лексической теме "Фрукты"
Расширение и активизация словаря по теме "Фрукты"...
Конспект фронтального занятия по лексической теме "Овощи"
Расширение и активизация словаря по теме "Овощи"...
Фронтальное занятие по лексической теме "Осенняя одежда" с использованием презентации
Занятие с использованием ИКТ выполняет более широкий спектр задач: закрепление, систематизация полученных ранее знаний, переключаемость внимания, повышение мотивации учащихся....
Логопедическое фронтальное занятие по лексической теме для ребенка 6 лет с ОНР
Цель: закрепление знаний детей о посуде, ее составных частях и основных видах. Задачи:образовательные:1) обогащать словарный запас детей по теме «Посуда». Коррекционные:1) развив...
Конспект коррекционно-логопедического фронтального занятия на лексическую тему "Моя семья"
фронтальное занятие на тему "Моя семья"...
Конспект логопедического фронтального занятия по лексической теме "Грибы"
Данный конспект будет полезен учителям-логопедам ДОУ....