Конспект фронтального занятия по лексической теме "Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Расширение и активизация словаря по теме "Овощи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chert.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Овощи»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об овощах; учить составлять описательные рассказы об овощах; совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; обогащать словарный запас (корнеплод, овощехранилище, консервируют)
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, координации речи с движением, внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников; отвечать полными ответами.
Методы и приемы: слово учителя, наглядный, словесный, игровой.
Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм «Осени» , черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.
Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационно-мотивационная часть
1.1. Организационный момент
Воспитатель в костюме «Осени» находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.
– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.
(Здороваются с гостями. Появляется Осень)
–Вы меня узнали? – Да
-я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете о моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.
(Ответы детей, по очереди)
-Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
-Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
-Птицы улетают в теплые края.
-Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
-Ветер. Дует холодный ветер.
-Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
-Трава становится желтой и сухой.
-Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
-Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.
– Молодцы, все приметы осени назвали.
Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.
2. Основная часть
2. 1. Рассматривание и беседа по картине.
– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)
–Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)
– Какие овощи люди срывают? ( …кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? (…капусту)
– Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)
–Повторим хором слово «консервируют».
(Повторяет один ребёнок ещё раз).
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)
(Показать картинку)
–Повторите хором слово «овощехранилище».
(Повторяют по одному несколько раз).
2.2. Составление описательных рассказов по моделям
– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.
Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста).
(Выставляю картинку на магнитную доску.)
К доске выходит Вова.
– Молодец, справился с заданием.
– Послушайте загадку Степы.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок).
(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)
К доске выходит Маша
– Угадайте, какой овощ спрятался?
(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.
Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)
К доске выходит Артем
– Подскажите словечко:
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла)
(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)
К доске выходит Лера
– Послушайте еще загадку:
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)
К доске выходит Олег.
2.3. Физкультминутка «Урожай»
– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
2.4. Дидактические игры с мячом
Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.
Игра «Один – много»
– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)
Помидор–помидоры;
огурец–огурцы;
тыква–тыквы;
кабачок–кабачки;
баклажан – баклажаны.
Игра «Назови ласково»
– Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор-помидорчик; морковь–морковочка
огурец–огурчик; лук–лучок;
чеснок–чесночок;капуста–капустка;
горох – горошек; свекла – свёколка.
Игра «Чего нет»
– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.
Баклажан–баклажана;
свекла–свеклы;
репа–репы;
перец–перца;
картофель – картофеля.
Игра «Назови сок»
Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.
Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.
2.5. Игра «Повар»
– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.
Беру карточку капусты. Начинаю сама:
– У меня цветная капуста.
И так далее проговаривают все ребята.
– Какие овощи едят в сыром виде?
(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)
– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат, запекают.
(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).
– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.
(Проговаривает полным ответом.)
– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?
(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).
2.6.Игра «Вершки и корешки»
– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».
(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)
– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
3. Заключительная часть
3.1. Итог занятия
– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)
– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)
– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)
– До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия у детей с ТНР в подготовительной группе Лексическая тема «Домашние животные». Звук [к].
Развитие фонематических навыков у детей с Общим недоразвитием речи, на основе лексической темы "Домашние животные" ...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»
Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...
Конспект фронтального занятия по лексической теме "Фрукты"
Расширение и активизация словаря по теме "Фрукты"...
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с ОНР 3 уровня. Лексическая тема "Весна"
Предложенное занятие направленно на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи....
Конспект фронтального занятия «Составление сложных предложений с союзом "а" на материале лексической темы «Транспорт»
Конспект фронтального занятия на основе лексической темы "Транспорт" для старшей группы.Подойдет для логопедов, дефектологов, воспитателей....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...