Проект "Нас учит Фольклор"
проект по развитию речи (младшая группа)

 

 

 

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого

русского фольклора.


 

Срок реализации проекта: долгосрочный

Вид проекта: практико – ориентированный.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, муз.руководитель.

Образовательная область: развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nas_uchit_v_mladshey_gruppe.docx277.49 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

"Нас учит русский фольклор"

C:\Users\ADM\Desktop\IMG-20211022-WA0048.jpg









Подготовили: Урухова Р.О.

Меркульева  Е.Ю.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого

русского фольклора.


Срок реализации проекта: долгосрочный

Вид проекта: практико – ориентированный.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, муз.руководитель.

Образовательная область: развитие речи.

Актуальность.

Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Изучив многолетний  опыт   работы  с детьми младшего возраста позволяет нам утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.
  • большая часть родителей  недостаточно  осведомлена  с возрастными показателями речевого развития детей четвертого года жизни.
  • очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.

Сложившаяся ситуация побудила нас к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в младшем возрасте. Для этого мы решили использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия  детьми   материал. Мы отметили  преимущества произведений  русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.  Произведения малого русского фольклора  можно  использовать     как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития мы решили разработать и реализовать проект по развитию речи  посредством  произведений  малого русского фольклора.

Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Формирование интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам, любви к устному  народному творчеству (малому фольклору).
  • Ожидаемый результат:
  • Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
  • Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
  • У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Сроки реализации: октябрь 2021-май 2022.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги,

родители, муз.руководитель.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1.Этап – подготовительный

1.Постановка цели, задач, построение модели процесса.

2.Изучение и анализ спец. литературы по теме.

3.Создание условий.

Материальные: оборудование предметно-развивающей среды.

Научно-методические: подбор и разработка планов методик занятий.

2. этап- основной

1.Реализация проекта, использование новых форм работы.

2.Анализ промежуточных результатов.

3.Этап -заключительный

1.Провести диагностику детей по проблеме.

2.Мониторинг выполнения проекта.

Механизм реализации проекта.

Вид деятельности.

Форма работы.

Игровая деятельность

1.Дидактические игры:

  • «Наши игрушки»
  • «Игры  с водичкой»
  • «Кукла Маша одевается»
  • «Угощаем куклу кашей»
  • «Кто где?»
  • «Найди маму»
  • « Домашние животные» 
  • «Большой – маленький»
  • «На бабушкином дворе»

2.Сюжетно – ролевые игры:

  • «Кисонька, где ты  была?»
  • «Мама и дочка»
  • «Готовим обед для собачки»
  • «Котик хочет кушать»
  • «Постройка забора  для лошадки»
  • «Полечим собачке лапу»
  • «Завяжем котику бантик»
  • «На паровозе покатаем зверей»
  • «Угощение для собачки»

3.Подвижные игры:

  • «Пес Барбос»
  • «Кот и мыши»
  • «Лошадки»
  • «Курочка хохлатка»
  • «Птички в гнездышках»
  • «Найди кота»
  • «Догони собачку»
  • «Зайка беленький сидит»
  • «Зайцы и лисичка»
  • Игра «Заинька походи»

Театрализованная деятельность

 

Настольный,   пальчиковый, кукольный и другие виды театров.

      Инсценировка русских народных сказок:

  • «Репка»
  • «Колобок»

Театрализованное представление сказок:

  • «Колобок»
  • «Теремок»
  • «Курочка ряба»

Художественная литература

Чтение  потешек:

  • «Тили – бом»
  • «Пошел котик на торжок»
  • «Киска»
  • В.Берестова «Котенок»
  • «Ты, собачка не лай»

Чтение р.н.сказок: 

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»,
  • «Репка»
  • «Волк и козлята»
  • "Три медведя"
  • "Маша и медведь"


Материально-методическое обеспечение проекта.

Название и содержание деятельности.

Ожидаемый результат.

  • Уголок книги в соответствии с возрастом детей.
  • Кукольный театр по сказкам и потешкам.
  • Коллекция масок зверей для инсценировок.
  • Выставка рисунков.
  • Медиатека.
  • Пазлы и разрезные картинки по сказкам, потешкам, прибауткам.
  • Наличие научно-методитческой базы развития интереса и любви к русскому народному фольклору, воспитания эстетического вкуса у детей и родителей.
  • Пополнение группы дидактическими материалами, книгами, иллюстрированными материалами.
  • Творческие работы детей и родителей.

Список литературы.

Использованная литература: 1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с 2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с. 3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с. 4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с. 5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с. 6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с. 7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004. 8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990. 9. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990. 10.Хрестоматия для маленьких. 11.Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40),2007. 12.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; МозаикаСинтез,2000.-152с. 13.Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:»Педагогика»,1976.-560с. 14.Комарова Е.С.Как оценить работу детского сада:пособие для рук.дошк.образоват.учреждений.-2 изд.-М.:Просвещение,2006.-127с. 15.Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект "Нас учит говорить фольклор"

Проект в группе раннего возраста...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

"Фольклор учит говорить"

Педагогический проект. "Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм"...

Проект в старшей группе «Фольклор нас учит говорить»

Цель проекта: развитие речи детей посредством приобщения к русской национальной культуре.Предпосылки: была проведена экскурсия в мини-музей «Русская изба». Дети задавали очень мн...

Фольклор учит говорить

Выступление на конференции "Интергация  содержания музыкального и речевого развития детей раннего возраста"...