Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
материал по окружающему миру (старшая группа)
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планеты.
Используя способы интеграции разных жанров в работе с детьми при формировании бережного отношения к природе, педагог способствует и более успешному усвоению детьми предлагаемого материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планеты.
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у всех категорий, но в первую очередь у детей и молодежи.
В решении задач охраны природы исключительно большое значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей и взрослых людей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и дошкольных образовательных учреждениях, школе.
Отношение как психологическая категория рассматривается в работах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. А. Смирнов и др.).
Вопросы формирования у детей дошкольного возраста отношения к природе рассматривались в исследованиях В. Г. Грецовой, Н. В. Кондратьевой, 3. П. Плохий, И. А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение к природе определяется как бережное, заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе усвоения которых оно возникает.
Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные требования (ФГТ).
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом с учётом всех особенностей края: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов ханты и манси; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Ханты-Мансийского округа, и главное с его географическими и природоведческими особенностями своеобразием народов, живущих в Югре.
Актуальные на сегодняшний день программы для экологического образования дошкольников «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Мы» содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам. Однако в этих программах не предусмотрена реализация содержания экологического воспитания при помощи различных жанров фольклора как русского народа, так и других народов страны. А ведь давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и методических ориентиров и научных позиций.
Используя способы интеграции разных жанров в работе с детьми при формировании бережного отношения к природе, педагог способствует и более успешному усвоению детьми предлагаемого материала.
Одним из актуальных для нашего исследования жанров фольклора является загадка. Она имеет древнее происхождение, создавалась на основе накопления человеком опыта в познание окружающей его природы. При использовании загадок в работе с детьми, можно использовать способ интеграции – сравнение.
Например: загадка о природе народов Севера. «Летит золотая тарелка» (солнце) в сравнение используем русскую народную загадку «Красная девица по небу ходит». При сравнении можно сделать вывод о том, как родились эти загадки: и русский народ, и народы Севера подмечали сходство по форме, по звукам, по действиям каких–то явлений природы, или животных и растений, которые всегда были у них перед глазами, жили рядом с ними. Сравнение загадок поможет детям ответить на многие вопросы о природе, пополнить свои знания о животных и растениях родной природы.
Следующий способ интеграции – дополнение, можно проследить при знакомстве с хантыйской сказкой «Как олень помирил Туй-Нямы и Моу-Нямы». В ней содержится материал о родной природе, животном и растительном мире, представлены объекты неживой природы; отраженно бережное отношение к ней. Дополнением к сказке будет русская народная пословица: «Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды». Пословицы, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей, они воспитывают любовь к природе. Интеграция одного жанра фольклора с другим жанром, усиливает значимость бережного отношения к природе у детей.
Интегрировать русские и северные потешки в работе с детьми не предоставляется возможным, по той простой причине, что у народа ханты их очень мало и они не печатаются. Но имеются другие жанры. В этом случае мы будем использовать такой способ интеграции, как – противопоставление.
Содержание русских народных потешек резко противопоставляется сказочкам – стишкам народов Севера. Русские потешки звучат просто и ласково, дети запоминают их легко. Например:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
В сказочках – стишках народов Севера нет напевности, они написаны строгим языком, в этом и заключается специфика многих жанров фольклора народов ханты и манси. Например: сказочка-стишок «Куличок».
-Куличок, Куличок, что такое твой носик?
-Это моя пешня.
-Куличок, Куличок, что такое твои глазки?
-Это тёмной водицы два котелка.
-Куличок, Куличок, что такое твои лапки?
-Это две рогульки для кострища.
-Куличок, куличок, что такое твоя шейка?
-Это жердинка для сушки одежды.
-Куличок, куличок, что такое твой позвоночник?
-Это бревно – настил осеннего запора.
-Куличок, куличок, что такое твой пупок?
-Это с порохом – дробью мой мешочек.
Куличок, Куличок, что такое твои рёбрышки?
-Это жильник на двускатной крыше осеннего домика.
-Куличок, Куличок… тут Куличок расправил крылышки, свистнул и улетел. Видать вспомнил, для чего даны ему крылья.
Следующий способ интеграции – соединение. Все явления природы и времена года живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.
Например:
«… Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным! »
Или:
«Солнышко, выйди, выйди;
Сама хлеба с маслом дам».
Соединяя заклички русского народа и народов Севера, педагог помогает детям увидеть, как эти народы любят природу, бережно – ласкательно обращаются, учит их брать с них пример.
В работе с детьми используется такой способ интеграции, как создание проблемной ситуации. Создаются условия, заключающиеся в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи. Во время оказания помощи живому, можно использовать способ – дополнение. Используя хантыйскую пословицу: «В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится», мы дополняем её русской народной пословицей: «Растения – земли украшения».
Формирование бережного отношения у детей к природе посредством интеграции разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, будет проходить успешнее, если при их реализации в группе будут созданы следующие условия:
-наличие четкого, целенаправленного и комплексного перспективного и календарного плана работы, ориентирующего на использование различных жанров фольклора и их интеграцию;
-специально организованная предметно - развивающая среда;
планомерное и целенаправленное взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования;
-целенаправленное, содержательное и деятельностное взаимодействие воспитателя с родителями;
-создание картотеки способов интеграции жанров русского фольклора и фольклора народов Севера;
- включение фольклора в разные виды деятельности детей.
Детский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе.
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам, загадкам, потешкам делает особо перспективным использование жанров русского фольклора и фольклора народов Севера в формировании бережного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга как средство формирования бережного отношения к природе у детей с ОНР
Верным помощником в деле охраны редких и исчезающих видов растений и животных является Красная книга России и Красная книга Кировской обл. Поэтому решила: Создать услови...
Методическая разработка "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Тема: "Экологическое образование дошкольников"...
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.
Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...
Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...
"Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей дошкольников....
Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»
Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...
Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка.
Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка....