Реализация проекта «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте
проект
Аннотация к проекту
Проект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Аленький цветочек” (МАДОУ); предполагает внедрение инновационных логопедических технологий в образовательную область ООП ДОУ «Речевое развитие» с использованием инновационной программы и учебно-методического комплекта программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 190 КБ |
Приказ о реализации проекта | 375.77 КБ |
Выписка из протокола о результатах реализации проекта | 111.11 КБ |
Приказ об итогах проекта | 143.86 КБ |
План занятия | 196.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Инновационный проект
«ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ»
коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска”
в раннем дошкольном возрасте
Срок реализации: сентябрь 2021-май 2022
Возраст: 2-3 года
Разработчик проекта: Трофимова Светлана Викторовна, учитель-дефектолог |
Корсаков
2021 год
Введение
Аннотация проекта
Проект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Аленький цветочек” (МАДОУ); предполагает внедрение инновационных логопедических технологий в образовательную область ООП ДОУ «Речевое развитие» с использованием инновационной программы и учебно-методического комплекта программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”.
Доминирующая в проекте деятельность - практико ориентированная.
Предметно - содержательная область - монопроект.
Характер координации проекта – неявный.
Характер контактов - среди участников одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) № 6 (воспитатели, учитель-дефектолог, родители, дети)
Продолжительность проекта - долгосрочный (сентябрь 2021 г.-май 2022 г.)
Педагогическте условия для реализации проекта
Основная должность | Должность по проекту |
Учитель-дефектолог | Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, профилактику звукопроизношения, консультирует родителей и педагогов., оказывает помощь в организации предметно-развивающей среды группы |
Воспитатели группы | Участникм проекта, организаторы: осуществлют разработку и реализацию программы в области «Развитие речи» с применением инновационной программы Н.В. Нищевой «Расти малыш!», отслеживают речевое развитие детей, проводят педагогическую диагностику детей, консультируют родителей, организуют предметно-развивающую среду в группе |
Заместитель заведующего по ВМР | Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом. |
Актуальность проекта
Проект разработан в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании”, с учетом приоритетного направления МАДОУ по познавательно-речевому развитию. Необходимость проекта вызвана проблемой отсутствия условий системы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, как одной из важнейшей составляющей образовательного учреждения. Актуальность проекта связана с тем, что растет количество детей с речевыми нарушениями, а речь - это важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни и в дальнейшем становится фундаментом для развития. В тоже время в условиях МАДОУ отсутствуют условия для оказания помощи всем нуждающимся с речевыми расстройствами, в частности - детям раннего возраста, вместе с тем группа детей раннего дошкольного возраста МАДОУ крайне неоднородна и в речевом развитии, и в развитии неречевых психических функций, а также по уровню моторного и социального развития. В связи с тем, что развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики, особое значение приобретает раннее выявление и профилактика причин, вызывающих речевые нарушения, которое способно предупредить появление также вторичных отклонений в развитии, поэтому, превентивная коррекционно-образовательная работа именно с детьми “группы риска” в раннем возрасте является значимой и актуальной в профилактике речевых нарушений.
Цель и задачи проекта
Цель: создание и реализация системы работы по оказанию ранней помощи и предупреждению речевых нарушений у детей “группы риска” раннего дошкольного возраста и подготовить их к следующему этапу возрастного развития в условиях работы МАДОУ.
Задачи:
Изучить теоретическую и практико-ориентированную литературу по проблеме;
- Изучить уровни компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
- Разработать для педагогов и родителей методические материалы, дидактичесие пособия по профилактике речевых нарушений в обучающем и воспитательном процессах;
- Внедрить инновационную программу Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи» с использованием логопедических технологий.
Способствовать успешной коррекции и развитию речи детей при помощи совместной работы учителя-дефектолога и воспитателя, что позволит легче и прочнее усваивать знания, навыки, которые дети приобретают в процессе практической деятельности;
- Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;
- Повышать заинтересованность родителей в процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Обеспечить особой пространственной и временной организации развивающей среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности) и с учетом биологического возраста детей.
Методы, формы реализации проекта
Общие методы работы:
Наглядные: показ детям пособий, натуральных предметов, картин, демонстрацию фильмов, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с ЗРР (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности) и применять доступные и качественные наглядные средства (натуральные, изобразительные, символические), строго дозировать и структурировать предлагаемый материал.
Словесные: (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с ЗРР: метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания педагога визуальными материалами; привлечение внимания детей к новым словам и определениям с помощью игровых приёмов; алгоритмизированное и структурированное объяснение нового материала; смена деятельности обучающихся (узнавание, воспроизведение, применение); использование приёмов, направленных на развитие наблюдательности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения и др.
Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; биоэнергопластика, подвижные игры и др.
Специальные методы работы в образовательной области «Речевое развитие»: методы развития ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук, развития и коррекции слухового восприятия. развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления; наглядно-слуховой метод, вербально-тональный метод.
Дети раннего дошкольной группы имеют разный опыт и практику общения. Не все сразу идут на контакт с педагогом и другими детьми, не все одинаково понимают обращенную к ним речь. Поэтому занятия проводятся как фронтально, так с подгруппами и индивидуально.
Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наглядная информация (информационные стенды, папки-передвижки, интернет-страницы воспитателей и учителя-дефектолога), родительские собрания, консультации, мастер-классы |
Формы взаимодействия с воспитателями: совместная практическая деятельность на занятиях по использованию логопедических технологий, консультации, мастер-классы, предоставление рекомендаций, методического и дидактического материала, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, помощь в организации предметно-развивающей среды. |
Формы взаимодействия с детьми: фронтальная форма организации обучения. Достоинства - четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостаток - трудности в индивидуализации обучения. Индивидуальная - позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует ограничение сотрудничества с другими детьми. Подгрупповая- (индивидуально-коллективная). Основания для комплектации: уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
Этапы и соки реализации проекта на 2021-2022 учебный год
Этапы и содержание | Сроки реализации |
I этап - Подготовительный | |
Исходное обследование и анализ речевого развития детей раннего возраста для выявления детей «группы риска» с нарушениями в развитии. | Сентябрь |
Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | |
Сбор информации и проектирование коррекционно-образовательной работы. | |
Подборка материалов для реализации внедрения программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!” в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи» | |
II этап - Основной | |
Решение задач, заложенных в образовательную область «Речевое развитие» программы “Расти, малыш!”. | Октябрь -апрель |
Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | |
III этап - Заключительный | |
Итоговое обследование и анализ речевого развития детей “группы риска”. | Май |
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы раннего возраста для детей с нарушениями в речевом развитии. | |
Оценка качества и результативности проекта (письменный отчет, презентация) | |
Соотнесение результатов с заявленными целями | |
Обобщение педагогического опыта по теме: «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте |
Особенности организации занятий
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В оргмомент занятий включены психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения, сенсорная интеграция .
2. В ходе занятий предусматрены артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
3. На занятиях используются инновационные технологии: компьютерные технологии (Игры для Тигры), интерактивные игры «Мерсибо», сенсорная интеграция, нейростимуляция и сенсомоторная коррекция, когнитвная коррекция и развитие психомоторных способностей, формирование межполушарного взаимодействия и произвольности поведения, социально-ориентированные технологии, развитие социального интеллекта.
Особое внимание уделено сенсорной интеграции, что объясняет использование сенсорных дорожек, сенсорных мини-бассейнов, массажных мячиков, разнообразного природного материала: песка, ракушек, камней, еловых шишек, опавших листьев, веток кустов и деревьев, свежих фруктов и овощей и др. Широко используются упражнения на фитболах, натуральные предметы, муляжи, игрушки, то есть объемные изображения, которые легче воспринимаются детьми раннего дошкольного возраста.
4. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
5. Ведется работа над формированием и актуализацией пассивного и активного словаря, грамматического строя.
6. Также на занятиях используется инновационный метод - наглядное моделирование, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактное понятие - звук, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрировании, системности и преемственности. Время проведения одного занятия 10-15 минут..
Воспитатели по рекомендации дефектолога в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
С целью профилактики звукопроизношения у детей «группы риска» был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач:
1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В раннем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.
3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственный и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, воспитанник хорошо ориентируется в пространстве.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.
Занятия с картинками "Мои первые слова", "Мои первые предложения", "Занимаемся вместе", рассматривание тематических альбомов "Игрушки", "Посуда", стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр - драматизаций и развлечений.
Ожидаемые результаты (по ФГОС):
Со стороны педагогов: Повышение компетентности в рамках заявленной темы, преобретение практических навыков по формированию и коррекции речи детей;
Со стороны родителей: Знают речевую возрастную норму, обладают навыками по коррекции речевых недостатков в условиях семьи.
Со стороны детей: улучшение фонематического слуха, чувства ритма, артикуляционной и мелкой моторики, просодической стороны речи, подвижности мимических мышц; совершенствование пассивного номинативного, глагольного словаря и словаря прилагательных по лексическим темам; возникновение потребности осуществлять коммуникацию со взрослым и детьми; сформированность у детей желания заниматься; использование лепета, звукоподражания, фразовой и диалогической речи.
Научно-методологические основы реализации инновационного проекта
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.
Сотрудник Центра коррекции речи «Возрождение» (г. Ярославль) кандидат педагогических наук И. Б. Карелина, на протяжении двадцати лет занимающаяся проблемой абилитации неговорящих детей раннего возраста, пишет: «Чем раньше будет установлена причина речевой задержки и начаты абилитационные мероприятия с ребенком, тем более благоприятным будет результат, даже при тяжелых речевых (алалия) и психических нарушениях (ЗПР, У/О, аутизм)... Реальную помощь ребенку могут оказать врачи и педагоги, владеющие знаниями о нормальном речевом развитии детей и речевой патологии...».
Ранний дошкольный возраст - является сензитивным (благоприятным для развития) периодом развития речи. Именно до трех лет мозг достигает 80 % своего развития, происходит становление наглядно-действенного мышления, активно развиваются опорно-мышечный аппарат, все физиологические системы организма и психика. Следует отметить, что дети с задержкой речевого развития (ЗРР) относятся к “группе риска”, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.
Оценка эффективности реализации проекта
Критерии | Показатели | Форма оценки |
Внедрить инновационную программу Н.В. Нищевой “Расти, малыш!” в образовательную область ООП МАДОУ «Развитие речи» | Разработка рабочей программы образовательной области «Развитие речи» с использованием инновационной программы Н.В. Нищевой “Расти, малыш!”. | Утверждение рабочей программы, плана занятий на базе МАДОУ. Учет осуществления коррекционно -образовательной деятельности |
Разработать для педагогов и родителей методические материалы, дидактичесие пособия по профилактике речевых нарушений в обучающем и воспитательном процессах | Подготовлены методические пособия для воспитателей по развитию звуковой культуры речи с детьми.с применением современных логопедических технологий | Картотеки дидактических игр и упражнений, изготовление методических пособий |
Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей; | Повышение уровня компетентности педагогов в сфере речевого развития детей | Включённое наблюдение, опрос |
Способствовать успешной коррекции и развитию речи детей при помощи совместной работы учителя-дефектолога и воспитателя, что позволит легче и прочнее усваивать знания, навыки, которые дети приобретают в процессе практической деятельности; | Разработка перспективного плана по профилактике звукопроизношения у детей «группы риска» Повышение уровня речевого статуса детей "группы риска”: - | Утверждение перспективного плана по профилактике звукопроизношения. Карта результатов проведённого логопедического и педагогического обследования детей 2-3 лет по выявлению уровня речевого развития. (Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития (Е.А. Стребелева); Логопедическое обследование (Ю.А.Разенкова) |
Изучить уровни компетентности родителей в вопросах речевого развития детей; Повышать заинтересованность родителей в процессе коррекционно-воспитательной работы. | Повышение уровня ответственности родителей перед решением задач преодоления речевых расстройств у детей. Включенность родителей в деятельность в рамках проекта через просветительскую, практическую и консультативную работу; | Анкетирование, включенное наблюдение. Выполнение рекомендаций воспитателей и учителя-дефектолога. Протоколы родительских собраний, мастер-классов. Учет консультативной деятельности. Фото и видео материалы осуществления инновационной работы |
Обеспечить особой пространственной и временной организации развивающей среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности) и с учетом биологического возраста детей. | Создание особой пространственной и временной организации развивающей среды | Паспорт пространственной и временной организации развивающей среды |
Возможные риски проекта и меры по их устранению
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточный опыт работы педагогов с семьями воспитанников | Расширение взаимодействия с родителями посредством интересных форм и приемов работы |
Недостаточный или отсутствие опыта работы педагогов в применении логопедических технологий | Обучение инновационным логопедическим технологиям для совершенствования профессиональной компетентности педагогов |
Направленность некоторых воспитателей на традиционные формы организации деятельности. | Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех воспитателей, которые внедряют инновации. |
Неготовность родительской общественности к принятию форм и методов и интенсивности совместной работы | Создание механизмов доведения информации о значимости проекта |
Недостаточная развитость материальной базы и технического обеспечения МАДОУ | Оснащение МАДОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения |
Тяжелые психоречевые патологии у детей вызванные оганическим поражением ЦНС | Консультирование родителей о дальнейших рисках развития ребенка. Индивидуальная работа с ребенком с учетом его особенностей развития |
Описание промежуточного результата, полученного в ходе подготовительного этапа
Дата | Показатели |
04.09.2021-08.09.2021 | Изучена теоретическая и практико-ориентированная литература по проблеме профилактики речевого развития детей раннего возраста (Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.П., Е.В. Кириллова) |
14.09.2021 | Проведено родительское собрание в группе № 6. Родители ознакомлены с инновационной программой Н.В. Нищевой «Расти, малыш!» и методическим комплектом к ней, а также со спецификой работы по внедрению программы и развитию звуковой культуры речи. |
15.09.2021-21.09.2021 | Проведены обследование и анализ речевого статуса детей для выевления «группы риска». Определены уровень актуального и зона ближайшего развития детей. Разработан календарно-тематический план работы по профилактике звукопроизношения. |
Формы внедрения результатов инновационного проекта
- Расширение и внедрение созданной модели взаимодействия специалистов МАДОУ и родителей в ежегодную практику работы.
- Широкое использование разнообразных методов и форм просвещения родителей и педагогов, в том числе использование интернет-ресурсов.
-Постепенная передача функций в сфере профилактики речевых нарушений педагогам МАДОУ и родителям благодаря повышению их компетентности.
- Публикация результатов проекта в СМИ, на сайте МАДОУ, социальных сетях.
- На основе данной разработки в перспективе намечено разработать проект работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в образовательной области «Развитие речи» с применением логопедических технологий. Целью новой разработки будет обогащение кругозора, дальнейшее развитие высших психических процессов, развитие речи, обогащение словаря и обучение связному высказыванию. Что в итоге должно способствовать более высокому уровню готовности детей к обучению в школе.
Библиографический список
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2004
Карелина И. Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста. -Новосибирск: СибАК, 2017
Кожевникова Е.В., Чистович Л.А. Аблитация младенцев – первая в России программа раннего вмешательства// сб. науч. Тр. Санкт-Петербургского ин-та раннего вмешательства. Т1. – СПб., 1996
Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2008
Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005
Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. М.: Айрис-пресс, 2005
Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Н71 «Расти, малыш!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Ранний возраст. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание простых звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. 7. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание фразовой речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)».- М.: Просвещение, 1989
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, Спб.: Дельта, 1996
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по профилактике звукопроизношения
№ | Темы | Активный словарь | Пассивный словарь | Задачи |
1. | Октябрь Мои игрушки | Звукоподражания: а-а-а (плачет кукла); у-у-у (гудит паровозик); и-и-и (ржет лошадка); о-о-о (рычит мишка), иа-иа (кричит ослик); уа-уа (плачет малыш); ду-ду (поет дудочка); бум-бум (бьет барабан). Слова: мама, ляля, биби, на, дай. Предложения: «Мама, дай. Папа, на. Катя, иди.». | Слова: кукла, голова, руки, ноги, глазки, носик, ротик; машина, кабина, кузов, колеса, фары; кубики, пирамидка, дудочка, круг, шар, шарик, красный синий, один, много. | Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха. Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью. Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания гласного звука в процессе его длительного протягивания. Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] — воет волк, [а] — девочка качает куклу, [о] — у мальчика болит зуб, [и] — кричит жеребенок. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о], [и], их слияний. |
2. | Семья. Мебель. Туалетные принадлежности | Слова: мама, папа, баба, деда, дядя, тетя, стол, стул, мыло, мыть. Предложения: «Вова, мой лицо. Папа, мой руки.» | Слова: брат, сестра, шкаф, кровать, зубная щетка, полотенце, вытирать, шар, шарик, круг, красный, синий, один, много, ни одного | Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в открытых слогах и словах с ними |
3. | Ноябрь Домашние животные | Звукоподражания: гав-гав, мяу-мяу, му-му, ко-ко, га-га, бе-бе, ме-ме . Слова: дом, киса, собака. Предложения: «Киса: мяу-мяу! Пес: гав-гав!» | Слова: корова, коза, курица, крыша, окно, дверь, высоко, низко, треугольник, шар, круг, синий, красный, желтый, один, много, ни одного, большой, маленький. | Формирование элементарных артикуляторных навыков при выполнении артикуляционной гимнастики |
4. | Декабрь Дикие животные | Звукоподражания: у-у-у (воет волк), о-о-о (рычит медведь). Слова: лес, лиса, зайка, мишка, волк. Предложения: «Волк воет: у-у-у! Лиса идет.» | Слова: белка, еж, елка, треугольник, зеленый, кубик, квадрат, шарик, круг, много, мало, большой, маленький | Развитие силы и динамики голоса. Развитие интонационной выразительности на материале гласных звуков и звукоподражаний. |
5. | Январь зима. Зимние забавы | Звукоподражания: бух, бах. Слова: зима, снег, холодно. Предложения: «Катя бах! Тут снег.» | Слова: лыжи, санки, горка, кататься, много, мало, круг, круглый, белый, много, мало. | Развитие способности к звукоподражанию в различных играх. Формирование навыка прохлопывания, простукивания, прошагивания слогового рисунка слов, состоящих из двух открытых слогов |
6. | Февраль Посуда. Продукты питания | Слова: чай, суп, сок, каша, чашка, ложка, есть, вкусно. Предложения: «Аня, ешь суп! Витя пей сок!» | Слова: тарелка, хлеб, котлета, компот, сладкое, соленое, круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, крыша, красный, синий, желтый, зеленый, белый, один, много, ни одного, мало. | Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные реакции. |
7. | Март Фрукты. Овощи | Слова: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, тянуть, звать, желтый, зеленый, красный. Рассказывание сказки вместе с логопедом, договаривание слов и словосочетаний. | Слова: груша, яблоко, морковка, огурец, круглый, длинный, один, много, ни одного, мало. | Обучение соотнесению слов один, много, ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, такой же с размером предлагаемых предметов. |
8. | Апрель Весна. Птицы. Одежда | Звукоподражания: га-га, ку-ку, кар-кар, чик-чирик. Слова: птичка, кофта, шапка, платье, брюки, красный, синий, желтый. зеленый. Предложения: «У Тани синий шарф. Гуси: га-га-га!» | Слова: весна, воробей, ворона, грач, голубь, летать, день, ночь, один, много, ни одного, мало, колготки, носки | Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению («Чем ты будешь есть?»), по их описанию (он круглый, красный, резиновый, его можно бросать). |
9. | Май Транспорт. Растения | Слова: машина, ехать, дерево, травка, расти. Предложения: «Машина едет. Трава растет» | Слова: самолет, пароход, поезд, береза, одуванчик. | Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, звучащих предметов (колокольчик, часы, будильник, телефон), тихой и громкой речи. Развитие чувства темпа, ритма |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
Превентивное логопедическое воздействие или профилактика речевых нарушений у детей 2-3 лет.
Шпаргалка для родителей....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В ГРУППЕ...
Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ
Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...
Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка....
"Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста"
Представлены презентация и текст выступления с научно-практического семинара «Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в новых реалиях ФОП ДО» в рамках пр...