Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя. Поэтому обучение малышей развитию речи возможно только в игре и когда затронуты положительные эмоции ребенка, иначе он просто отвернется или уйдет. Таким образом эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_polozhitelnykh_emotsiy_.doc | 48.5 КБ |
mbdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик
Поделись улыбкою своей
И она не раз к тебе ещё вернётся
Сегодня, в современном мире, в круговороте пестреющих как листы отрывного календаря событий, где идет борьба за материальное благополучие и духовную удовлетворенность, нам взрослым хочется быть причастным к чуду счастья. Мы хотим иметь семью, где рожденный малыш будет доставлять нам приятные хлопоты, радость и быть опорой в старости.
Мечты родителей видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика мечты. Это подтверждается тем, что не только в нашей стране, но и во всем мире сегодня в педагогических обществах обсуждаются вопросы глубины содержания образования и воспитания. Для современной эпохи стало характерно понятие «кризис детства», где главным стало потеря идеальной формы понимания нравственных, моральных, этических качеств. Почему в душе ребенка вместо цветущий розы счастья растут колючки? Почему взрослым легче и спокойнее, не замечать причины незаметной внешне, но глубоко-духовной болезни детей. Почему папы самоустраняются от воспитания своих детей?
Список вопросов можно пополнять долго. Чтобы не было таких вопросов нужно с раннего возраста уделять самое серьезное внимание ребенку, беречь его психику. Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь ясно выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко - буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше ребенок начнет овладевать речью, тем комфортнее он будет себя чувствовать для дальнейшего развития.
«Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается ими, выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от коренного недостатка при изучении всякого другого предмета… Тут нет педагога с его мимикой и интонацией, которое могли бы показать, что главное, что второстепенное». (Из книги: «Мудрость воспитания»).
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку. Так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складываются на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Это подтверждается на практике моей работы в ясельной группе детского сада. Второй год с моими малышами мы занимаемся развитием речи. Их возраст 2-3года, по уровню общения разговорной речью детей можно поделить на три группы: хорошо говорящие; средне говорящие; начинающие. Причин по отставанию детей от своих сверстников в активной речи может быть несколько субъективных и объективных. Но непреложным остается тот факт, что все мои дети в первую минуту встречи со мной, няней , медсестрами и другими взрослыми ,распахнув глазки ,ждут от нас эмоционального положительного контакта с ними. Поэтому при утреннем приеме детей уделяю внимание свой речи, чтобы она была яркой, ласковой, грамотной ,а мимика лица выражала радость при встречи с ребенком. Так же обнимаю каждого из них, но не проявляю излишнюю напористость, чтобы ребенок доверился мне и психологически успокоился для приветствия и общения со сверстниками и взрослыми. Здесь же использую и такие приемы, как переодевание в костюмы сказочных героев, например, в лису, Мальвину, зайчика, Петрушку для полного эмоционального раскрепощения малыша в виде восторга, удивления, узнавания, общения.
Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя. Поэтому обучение малышей развитию речи возможно только в игре и когда затронуты положительные эмоции ребенка, иначе он просто отвернется или уйдет. И еще важным моментом является то, что занятия основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям, словам. Когда знакомлю детей с новыми играми, когда учу одевать куклу, убаюкивать зайчика, строить из кубиков, катать машинку за веревочку, умываться, плясать с мишкой и т.д., я осознаю, что ребенок наблюдает за мной, повторяет мои движения, слова, действия, а значит усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становиться более самостоятельным.
Подвижные игры, которые мы проводим, так же дают положительный и эмоциональный настрой. Дети с радостью бегают, прыгают, ползают и здесь же быстрее идет налаживание положительного контакта между детьми, развивается их речь. Они с удовольствием помогают зайчику согреть лапки, перейти мышке через ручеек, погулять с куклой в коляске и т. д.
Среди малоподвижных игр, по моему мнению, достойное место занимают игры «контакт руками». Из этой серии, например, такие как «Хлопушка», «Коготки- царапки», « Найди, где спрятано?» они помогли мне наладить с детьми индивидуальной длительный контакт для общения.
Провожу с детьми дыхательные упражнения, такие как «Ветерок», «Снежинка», «Кораблик», « открой картинку» для развития высоты и силы голосовых связок.
Развитие речи ребенка тесно связано с эмоциями во время заучивания потешек, стихов, песен. В связи с этим я разработала свой проект на тему:
«Потешки о животных» и стихи о животных-2010г., а в 2011году разработала другой проект на тему «Цирк». Все это помогает мне в работе по развитию речи, как наглядное пособие. Благодаря этому, мы с детьми подражаем голосам животных, их походке и повадкам, работаем над мимикой лица.
Такое перевоплощение дает детям возможность быстрее и непринужденно заучить потешку, стишок и сохранить положительные эмоции.
Большое значение в формировании положительных эмоций и в развитие речи
имеют наблюдения на прогулке. Через беседу о живой и неживой природе ребенок познает окружающий мир, учиться сравнивать. Здесь по возможности так же использую потешки, стихи, песни, загадки.
Провожу с детьми игры на сопереживание, сочувствие, оказание помощи, например, «Оторвали мишке лапу», «Доктор лечит больных животных» и др.
Ценность этих игр в неповторимости эмоциональных переживаний каждого ребенка в отдельности.
Многое будет зависеть то того, насколько интересно организованны сюжетно-ролевые игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. В этих играх ребенок перевоплощается, примеряет на себя роль мамы, папы, парикмахера, ведет диалог со сверстниками, развивает сам сюжет игры. Это помогает ребенку выразить свои эмоции, обогатить словарный запас слов, строить грамотно речь, находить контакт с детьми.
Важным значением в развитии речи имеют игры на развитие мелкой моторики рук: игры с крупой, фасолью, мозаикой , а так же пальчиковая гимнастика.
Почетное место занимают дидактические игры. Провожу с детьми
игры « Чудесный мешочек», « Кто как кричит», « Чей малыш?» « Фруктовое лото». Добиваюсь от ребенка четкого произношения слов и знакомлю с новыми словами по картинкам.
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому нужно стараться отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи.
Таким образом эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В каждом человеке и звере, каждой птице живёт маленький тёплый, солнечный зайчик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нём, этот солнечный зайчик проснётся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как всё будет хорошо!
Список рекомендуемой литературы:
*Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.- М..: Просвещение, 1991.
*Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов – на – Дону : Феникс , 2003.
*Щеглова В. Кукольный театр в творческих играх детей // Дошкольное воспитание.-1970.-№5.-с.40-43.
*Бабынина Т.Ф. Игровые пальчики. - Набережные Челны, 2008.
* Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.:Просвещение , 1985
* Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с
* Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.-1987.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для современной эпохи стало характерно понятие «кризис детства»: бурное развития технологий, обширный объем информации вызывают необходимость быстрой адаптации ребенка к современным реалиям жизни.
Причины задержки развития речи детей делятся на объективные и субъективные .
Субъективные причины Личные особенности ребенка Ребенок - левша или правша Неврологические проблемы Осложненная беременность Наследственный фактор
Цель: развитие у ребенка эмоциональных, интеллектуальных , эстетических и социальных чувств, а также личностных свойств, способствующих более успешному развитию речи.
Задачи: 4. Формирование и расширение базовых навыков устной речи, как средство общения и познания. 5. Разъяснительная беседа среди родителей о необходимости консультаций у логопеда и психолога по показаниям врача.
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект.
Пантомимика Мимика Речь Средства выражения эмоций Жесты
Эмоциональный контакт имеет первоначальное значение в развитии речи
Подражание- важный фактор развития навыков, умения и расширения кругозора ребенка.
Подвижные игры дают положительный и эмоциональный настрой
«Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка- хороший, Ванечка – пригожий!»
Познаём окружающий мир
Народная педагогика в эмоциональном обогащении ребенка и восприятии родного язык а
Потешки развивают речь, моторику и эмоции.
Методическое сопровождение по тематике: Библиотека пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников Развитие диалогической речи дошкольников в игре Игровая деятельность в детском саду Дыхательная гимнастика Возрастная психология Веселая артикуляционная гимнастика Проект: « Потешки о животных» Мир музыки и песен.
Эмоции детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
статья ассоциация...
Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"
Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ и семье
В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.Нек...