ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи

Середина Тамара Борисовна

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОО. Это  создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в  коррекционно-логопедическом процессе, разработка интегрированных занятий,  проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik._mbdou_no8_g._kansk._2docx.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. Б. Середина

МБДОУ №8, г. Канск

Компьютер очень активно вошел в нашу жизнь и стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОО. Это  создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в  коррекционно-логопедическом процессе, разработка интегрированных занятий,  проектная деятельность.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования  И. Пашелите,  Б. Хантер и др.).

Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев), деятельностный подход в обучении (Л.С.Выгодский , Н.Ф.Талызина. П.Я. Гальперин), концепция применения компьютерных учебных средств (И.А. Морев, В.В. Рубцов и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.Н.Кукушкина).[1]

Процесс широкого использования ИКТ в моей коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решать ряд коррекционных задач:

1. Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

2. Закреплять произношение  поставленных звуков.

3. Целенаправленно активизировать отработанную  лексику.

4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.

6. Формировать связную речь.

7. Закреплять навыки чтения и письма.

          Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.

          Сегодня я хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ в условиях логопедической группы нашего дошкольного учреждения.  Образовательная деятельность с использованием компьютера проводится с обязательным соблюдением условий для сбережения здоровья детей, т. е. в соответствии с нормами СанПиНа: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); проведение гимнастики для глаз до начала занятия и после, периодический перевод взгляда ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Помимо того, обязательно включаются в образовательную деятельность  игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.[2]

          В своей работе я использую компьютер, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с воспитанниками. Использование ИКТ на фронтальных занятиях позволяет вызвать интерес у детей, активизировать внимание, повысить познавательную активность, предотвратить утомление. Чтобы эффективность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений у детей давала положительный результат, стараюсь каждое занятие сделать комплексным, сочетающим в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения. Для этого в качестве наглядности используются медиа-презентации по лексическим темам: «Времена года», «Деревья наших лесов», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы и животные», «Животные жарких стран», «Профессии», «Фрукты- Овощи» и многие др. Некоторые из которых создаю сама. Помимо презентаций во время образовательной деятельности используется материал, созданный на основе дидактических игр, способствующий развитию внимания и наблюдательности «Сравни картинки», «Что изменилось?», «Что лишнее?» и др., развитию словесно-логического мышления «Выдели главное», «Узнай и подбери схему», «Составь схему», формированию навыков анализа и синтеза «Что сначала, что потом?» и т. п.

  Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включены интерактивные игры. Здесь мне на помощь приходит сайт Мерсибо[4] на котором разработаны готовые компьютерные программы и как с ними работать подробно рассказывают бесплатные вебинары. Такие программы как «ЛогоСтарт», предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы  построены в игровой форме  для автоматизации трудных звуков и развития словарного запаса. «Конструктор картинок», который позволяет мне создавать пособие направленные на обучение чтение и счету, на расширение словаря, на фонематическое восприятие. Для автоматизации поставленных звуков используется программа «В помощь логопеду», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью находит слова-названия на определённый звук.

 Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру  «Логопедические пазлы»[3], представленные в пособии дидактические материалы для коррекции нарушений письменной речи помогут формированию умения соотносить звук с буквой, различать звуки.

 Таким образом, целенаправленное системное полисенсорное воздействие, интерактивные формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации,  позволило достичь в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи значительных успехов.

В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОО позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы учителя-логопеда высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1.Е.Вренёва. Информационно-компьютерные технологии в обучении дошкольников с нарушениями речи. – Журнал «Логопед» № 3, 2010, C. 46

2.Е.Гавришова. Игровая форма комплексного решения образовательных задач коррекционной группе// Дошкольное воспитание. №5, 2016,C.79-84

3. Л.В.Аскульская. Компакт-диск// Издательство «Учитель»

4. Mersibo.ru https://www.bing.com/search?FORM=SWBW15&q=Mersibo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа....

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...