Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
статья по логопедии (младшая, средняя группа)
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_publikatsiya.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Не для кого не секрет, что дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, а особенно в речи, становится с каждым годом все более актуальной проблемой педагогики. Все чаще в ДОУ приходят дети неговорящие совсем. И, к сожалению, с каждым годом число таких детей растет. В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей младшего дошкольного возраста. В представленной возрастной группе наиболее широко распространен диагноз - ЗРР.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, телефон, другие гаджеты, которые не требуют обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие. Ну и конечно наличие языковых аспектов в семье ребенка – это одна из главных причин в неправильном формировании звукового онтогенеза. Дети путают произношение звуков, зачастую слов даже близких по звучанию.
Именно поэтому, отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи.
Долгое время логопедическая помощь оказывалась детям старше 4 лет, но в связи с существующей проблемой мы считаем, что актуальным направлением педагогического и логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психического развития именно детей младшего и среднего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь.
К сожалению, речевых патологий воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста достаточное количество. Что, как следствие, приводит к проблемам звукопроизношения и овладению речи старшими дошкольниками. В нашем ДОУ более чем у 50 процентов детей присутствуют речевые нарушения в разных ее проявлениях – это отсутствие речи вообще, что характерно младшему возрасту, в среднем дошкольном возрасте преобладают серьезные нарушения речи. Такие как, отсутствия многих звуков, в том числе и раннего онтогенеза, «проглатывание» и недоговаривание звуков в середине и конце слова. Одной из причин возникновения последнего нарушения – быстрый темп разговорной речи. В этом случае мы советуем родителям разговаривать с детьми медленно и стараться, чтобы ребенок проговаривал все, присутствующие в слове звуки (даже если звук произносится искаженно). Поэтому педагогическим коллективом ведется совместная работа по профилактике речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Чтобы добиться максимального эффекта коррекционной работы, необходима комплексная работа всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов). Конечно, одна из главных задач в воспитании лежит на родителях, поэтому работа с ними ведется постоянно в различных формах взаимодействия.
Организуя логопедического работу для детей данного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое, для реализации которого используются разнообразные материалы и игры и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста. Но мы нашли решение. Основную работу ведут воспитатели, а логопед – как специалист, проводит свою работу в ходе свободной совместной деятельности во второй половине дня в игровой форме.
Коррекционно – речевая работа логопеда заключается в данном возрасте в основном в развитии экспрессивной речи, т.е.:
· работа над звуками и звукоподражанием, словами с вызванным звуком;
· фонетическая ритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями;
· формирование элементарной фразы из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;
· формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов;
· работа над договариванием слов.
Для реализации данного направления создан комплекс коррекционно – логопедических упражнений «Непослушный язычок», который представлен 10 – ю музыкально – игровыми композициями. Помимо теоретического аспекта (сборника с текстами упражнений), комплекс записан в видеокурс с наглядной передачей всей движений, в котором задействованы дети старшего возраста, посещающие логопедический пункт. Это материал могут использовать воспитатели при совместной деятельности с детьми, передавать родителям для самостоятельной домашней работы дома с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Представлено тематическое планирование работы по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....
Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей являе...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...