"Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста"
презентация по коррекционной педагогике
Представлены презентация и текст выступления с научно-практического семинара «Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в новых реалиях ФОП ДО» в рамках проекта «Усовские педагогические чтения» (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) Особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
В раннем возрасте формируется Импрессивная речь - слушанье, понимание Экспрессивная речь - высказывания Умение выражать свои мысли, чувства и желания вербально
К трем годам ребенок пользуется предложениями, состоящими из трех и более слов; обладает словарным запасом 300-500 слов; понимает содержание коротких рассказов и сказок о событиях, которых ребенок не видел, но отдельные элементы которых ему знакомы; следует инструкциям из двух действий; пользуется сложными предложениями; употребляет предлоги (в, на, у, за, под); употребляет вопросительные слова (кто, что, где); отвечает на вопросы (почему, когда); проявляет готовность высказываться по любому поводу, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками; затрудняется в произношении свистящих, шипящих, некоторых гласных звуков; в большинстве случаев говорит понятно для окружающих
Факторы, влияющие на развитие речи Анатомические особенности Физиологический компонент Эмоциональный компонент Социальный компонент
Условия, необходимые для нормального речевого развития ребенка Психофизическая готовность ребенка Адекватная обогащенность внешней среды Эмоциональное акустическое взаимодействие взрослого и ребенка
Направления по профилактике речевых нарушений Развитие мотивационной основы речевой деятельности Активизация собственной речи ребенка Развитие мелкой моторики Развитие речевого дыхания Развитие неречевых процессов
Формирование психологической базы речи Установление контакта с ребенком Вовлечение ребенка в совместную деятельность Через значимые и привлекательные для ребенка игрушки и предметы Через использование предметов и игр, предусматривающих взаимодействие
Активизация собственной речи ребенка Использование речевых игр и упражнений В ызывание звукоподражания Повторение фраз в детском и правильном звучании в различных ситуациях Простейшие инструкции Вызывание ориентировочного рефлекса Многократное проговаривание слов, обозначающих предмет, обязательно в процессе действий с данным предметом Озвучивание («оживление») картинок Игры на уточнение и расширение пассивного словаря Игры для развития понимания обращенной речи Введение в речь ребенка попевок , коротких стишков Чтение доступной восприятию ребенка художественной литературы
Развитие мелкой моторики Использование игровых заданий Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры Пальчиковые краски, мягкий пластилин Массажные мячики Сортеры , вкладыши, разрезные картинки Сенсорные коробки Занимательные балансиры Пальчиковые куклы (бибабо) Шнуровки, игры с прищепками
Развитие речевого дыхания Использование игровых заданий Выдуваем мыльные пузыри Дуем на разные шарики, легкие мячики; Дуем на снежинки Играем в «живые предметы» «Расти пена» - дуем в трубочку «Кораблики» - дуем на кораблики в тазу
Развитие неречевых процессов Развитие высших психических функций: мышление, восприятие, внимание, память Выстраивание визуально-ритмического ряда Сортировка предметов по размеру, цвету и форме Игры на конструирование («Сложи картинку») Игры на развитие зрительного и слухового внимания и памяти Игры на зрительно-моторную координацию Игры на координацию речи и движения Разнообразные настольные игры (лото, домино) Тактильные карточки Пирамидки, матрешки Стучалки
Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста Запьянцева В.Н. ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
статья ассоциация...
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"
Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...