"Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Запьянцева Виктория Николаевна

Представлены презентация и текст выступления с научно-практического семинара «Психолого-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в новых реалиях ФОП ДО» в рамках проекта «Усовские педагогические чтения» (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста Запьянцева В.Н. ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД»

Слайд 2

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) Особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Слайд 3

В раннем возрасте формируется Импрессивная речь - слушанье, понимание Экспрессивная речь - высказывания Умение выражать свои мысли, чувства и желания вербально

Слайд 4

К трем годам ребенок пользуется предложениями, состоящими из трех и более слов; обладает словарным запасом 300-500 слов; понимает содержание коротких рассказов и сказок о событиях, которых ребенок не видел, но отдельные элементы которых ему знакомы; следует инструкциям из двух действий; пользуется сложными предложениями; употребляет предлоги (в, на, у, за, под); употребляет вопросительные слова (кто, что, где); отвечает на вопросы (почему, когда); проявляет готовность высказываться по любому поводу, общаться как со взрослыми, так и со сверстниками; затрудняется в произношении свистящих, шипящих, некоторых гласных звуков; в большинстве случаев говорит понятно для окружающих

Слайд 5

Факторы, влияющие на развитие речи Анатомические особенности Физиологический компонент Эмоциональный компонент Социальный компонент

Слайд 6

Условия, необходимые для нормального речевого развития ребенка Психофизическая готовность ребенка Адекватная обогащенность внешней среды Эмоциональное акустическое взаимодействие взрослого и ребенка

Слайд 7

Направления по профилактике речевых нарушений Развитие мотивационной основы речевой деятельности Активизация собственной речи ребенка Развитие мелкой моторики Развитие речевого дыхания Развитие неречевых процессов

Слайд 8

Формирование психологической базы речи Установление контакта с ребенком Вовлечение ребенка в совместную деятельность Через значимые и привлекательные для ребенка игрушки и предметы Через использование предметов и игр, предусматривающих взаимодействие

Слайд 9

Активизация собственной речи ребенка Использование речевых игр и упражнений В ызывание звукоподражания Повторение фраз в детском и правильном звучании в различных ситуациях Простейшие инструкции Вызывание ориентировочного рефлекса Многократное проговаривание слов, обозначающих предмет, обязательно в процессе действий с данным предметом Озвучивание («оживление») картинок Игры на уточнение и расширение пассивного словаря Игры для развития понимания обращенной речи Введение в речь ребенка попевок , коротких стишков Чтение доступной восприятию ребенка художественной литературы

Слайд 10

Развитие мелкой моторики Использование игровых заданий Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры Пальчиковые краски, мягкий пластилин Массажные мячики Сортеры , вкладыши, разрезные картинки Сенсорные коробки Занимательные балансиры Пальчиковые куклы (бибабо) Шнуровки, игры с прищепками

Слайд 11

Развитие речевого дыхания Использование игровых заданий Выдуваем мыльные пузыри Дуем на разные шарики, легкие мячики; Дуем на снежинки Играем в «живые предметы» «Расти пена» - дуем в трубочку «Кораблики» - дуем на кораблики в тазу

Слайд 12

Развитие неречевых процессов Развитие высших психических функций: мышление, восприятие, внимание, память Выстраивание визуально-ритмического ряда Сортировка предметов по размеру, цвету и форме Игры на конструирование («Сложи картинку») Игры на развитие зрительного и слухового внимания и памяти Игры на зрительно-моторную координацию Игры на координацию речи и движения Разнообразные настольные игры (лото, домино) Тактильные карточки Пирамидки, матрешки Стучалки

Слайд 13

Основные направления деятельности воспитателя по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста Запьянцева В.Н. ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"

Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...