Конспект занятия по формированию словаря детей. Группа: старшая группа Тема: «Наш богатый урожай»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема:  «Наш богатый урожай»

Цель: создание благоприятных условий для формирования словаря детей: обогащение, уточнение, активизация словаря детей; для воспитания бережного отношения к собранному урожаю, к природе.

Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, к языку, культуру речи, общения, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников; воспитывать бережное отношение к собранному урожаю, к труду людей, к природе.
  2. Развивающие: активизировать словарь детей: закреплять представления детей об овощах; развивать связную речь, внимание, память, сообразительность; совершенствовать  грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать любознательность, расширять кругозор.
  3. Образовательные: обогащать и уточнять словарь детей: учить правильно, называть овощи, описывать их цвет, форму; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов; учить действовать в соответствии с правилами в играх.
  4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: названия и характеристика овощей, растущих в огородах:  огурец, помидор, морковь, капуста, свекла, картофель; слова корнеплод, овощехранилище, консервировать.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:   магнитная доска, костюм осени, мяч, плакат.

Демонстрационный материал: картинки овощей, картина «Сбор урожая» автор Яна Козьмина

Раздаточный материал: игрушки овощей, картинки с изображением: солнца, тучи, солнца с тучей, тучи с дождем, тучи с молнией.

Предварительная  работа:  рассматривание иллюстраций, беседа о полезных свойствах овощей, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, беседа о явлениях осени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_bogatyy_urozhay.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по формированию словаря детей.

Группа: старшая группа

Тема:  «Наш богатый урожай»

Цель: создание благоприятных условий для формирования словаря детей: обогащение, уточнение, активизация словаря детей; для воспитания бережного отношения к собранному урожаю, к природе.

Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, к языку, культуру речи, общения, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников; воспитывать бережное отношение к собранному урожаю, к труду людей, к природе.
  2. Развивающие: активизировать словарь детей: закреплять представления детей об овощах; развивать связную речь, внимание, память, сообразительность; совершенствовать  грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать любознательность, расширять кругозор.
  3. Образовательные: обогащать и уточнять словарь детей: учить правильно, называть овощи, описывать их цвет, форму; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов; учить действовать в соответствии с правилами в играх.
  4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: названия и характеристика овощей, растущих в огородах:  огурец, помидор, морковь, капуста, свекла, картофель; слова корнеплод, овощехранилище, консервировать.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:   магнитная доска, костюм осени, мяч, плакат.

Демонстрационный материал: картинки овощей, картина «Сбор урожая» автор Яна Козьмина

Раздаточный материал: игрушки овощей, картинки с изображением: солнца, тучи, солнца с тучей, тучи с дождем, тучи с молнией.

Предварительная  работа:  рассматривание иллюстраций, беседа о полезных свойствах овощей, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, беседа о явлениях осени.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

I. Организационный этап:

1. Приветствие:

Мл. В.: Здравствуйте ребята! (Раздается стук в дверь группы)

Ой, а кто же это к нам пришел? Входите! (В группу входит Осень)

Дети: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В: Здравствуйте ребята! Всех ребят вижу, всех ребят знаю! А вы меня узнали?

Дети: Да!

В: Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете о моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

Дети: - Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.

- Небо становится хмурым, пасмурным, серым.

- Птицы улетают в теплые края.

- Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине          

краснеют.

- Ветер. Дует холодный ветер.

- Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.

- Трава становится желтой и сухой.

- Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и

шишки.

- Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

В: Молодцы, все приметы осени назвали.

II. Основной этап:

1. Рассматривание картины «Сбор урожая». Беседа.

В: Ребята, я вам приготовила сюрприз, принесла картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)

В: Что делают люди на огороде?

Д: Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.

В: А вы знаете как называют овощи, которые созревают в земле? Они называются корнеплодами. Скажите хором – «корнеплоды».

В: Какими способами люди собирают овощи?

Д: Люди выкапывают, срывают, срезают овощи.

В: Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью.

Д: Картофель, морковь, лук, чеснок.

В: Какие овощи люди срывают?

 Дети: Кабачки, перец, помидоры, баклажаны

В: Какой овощ срезают?

Д: капусту

В: Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму?

Д: Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют

В: Повторим хором слово «консервируют». Ребята, а где же хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)

(Показать картинку)

В: Повторите хором слово «овощехранилище».

2.  Физкультминутка:

Удивляемся природе

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.  

Там морковь у нас растёт. (Наклоны вперед.)

Поработаем с тобой, ( Пригрозит указательным пальцем правой руки)

Сорнякам объявим бой — ( Пригрозит указательным пальцем левой руки)

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

      И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

3. Игра «Будь внимательным!»: 

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

 В: Ребята, сейчас я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: помидор-помидоры)

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

В: А теперь я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик;

Морковь – морковочка;

Огурец – огурчик;

Лук – лучок;

Чеснок – чесночок;

Капуста – капустка;

Горох – горошек;

Свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

В: Теперь, я бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;

свекла – свеклы;

репа – репы;

перец – перца;

картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

В: А теперь назовите, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;

суп из капусты – капустный;

салат из свёклы – свёкольный;

сок из помидоров – томатный;

сок из тыквы - тыквенный

4.  Хороводная игра.

Игра « Собираем урожай»

(Дети идут по кругу, взявшись за руки). В огороде мы гуляем, урожай мы собираем. Дима в огород пойдет, Дима овощ там сорвет. (Названный ребенок подходит к импровизированной грядке, берет оттуда любой овощ и называет его).

Мы по садику гуляем, урожай мы собираем. Вика к саду подойдет, Вика фрукт там сорвет. (Ребенок подходит к дереву, берет фрукт и называет его). Игра повторяется несколько раз.

В:  Вот какой большой урожай у нас с вами вырос в огороде! А сейчас садимся на свои места за столом.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко…»:

В: Теперь ребята поиграем в интересную игру «Доскажи словечко…». Ну что, начнем игру? Слушайте внимательно!

- Где зимою было пусто,

Летом выросла …  (Капуста.)

-Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем … (Кабачок.)

- Маленький, горький,

  Лучку браток. Ну конечно же…. (Чеснок.)

-Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я… Свёкла.

-В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. Помидор.

-Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? Репка.

- Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко...

И зовут меня ...  Морковка.

В: Молодцы! Все загадки отгадали! А сейчас настало время собрать урожай.

5.Игра «Будь внимательным!»: 

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

 В: Ребята, сейчас я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: помидор-помидоры)

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

В: А теперь буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик;

Морковь – морковочка;

Огурец – огурчик;

Лук – лучок;

Чеснок – чесночок;

Капуста – капустка;

Горох – горошек;

Свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

В: А сейчас я бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;

свекла – свеклы;

репа – репы;

перец – перца;

картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

В: А теперь назовите, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;

сок из капусты – капустный;

сок из свёклы – свёкольный;

сок из помидоров – томатный.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов, рефлексия.

Дети спокойно рассаживаются на стулья.

В: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии.

Д: Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить, консервировать.

В: Так какие же овощи называются корнеплодами?

Д: Овощи, которые зреют в земле.

В: Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. Посмотрите что это? ( Достает плакат голубого цвета и картинки: туч, солнца, солнца с тучей, туч с дождем и  туч с грозой). Ребята у меня есть разные картинки, но они не обычные! Они характеризуют ваше настроение. Выберите изображения и прикрепите их к голубому фону. Мое настроение похоже на:  «Солнышко»- мне было интересно;

«Солнышко с тучной»- мне было спокойно;

«Тучка»- мне было не комфортно, тревожно;

«Тучка с дождиком»-  мне хотелось домой;

«Тучка с молнией»- мне не понравилось.

2. Оценка деятельности воспитанников:

В: Ребята, вы такие молодцы! Внимательно слушали, хорошо отвечали. А какими красивыми опрятными на занятии были! Понравилось вам наше занятие?

Д: Да!

В: И мне тоже очень понравилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.  Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето...

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...

Конспект итогового мероприятия для детей группы старшего возраста по ПДД «В поисках Нолика».

Конспект итогового мероприятия для детей   группы старшего возраста поПДД «В поисках Нолика».Присутствовало на занятии 20 детей.Цели:Формирование элементарных представлений о пра...

Конспект занятия по формированию словаря детей в средней группе

Цель:  активизация словарного запаса детей на тему «Семья»Задачи:     Образовательные:- формировать  умения согласовывать прилагательные с суще...