Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Бормисова Светлана Анатольевна

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.  Процесс заучивания стихотворений довольно сложен  для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д. В старшем дошкольном возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_st._gr.docx231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений

( старшая группа)

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина. Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В своей монографии, а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов  формирования словарного запаса детей.

      В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

      Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

      Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

      Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Вопросами развития речи детей занимались такие ученые как Алексеева М.М., Яшина В.И., Ушакова О.С., Стародубова Н.А., Эльконин Д.Б. и другие.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

 Данная проблема актуальна в настоящее время так как современные родители мало читают детям, редко заучивают с ними стихотворения наизусть.

Существует множество приемов, способствующих быстрому запоминанию стихотворения, наиболее эффективные из них – игровые, заучивание с помощью мнемотаблиц. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по заучиванию позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по заучиванию стихотворений.  Используются  для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Зрительные образы хорошо запоминаются, дети рисовать любят, следовательно, занятия по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц,  для ребят не в тягость. Напротив, дети быстро, с помощью воспитателей и родителей, овладевают навыками создания таблиц для запоминания. Многие ребята делают удачные попытки писать друг другу записки или поздравления для воспитателей в виде мнемосхем и пиктограмм.

Предлагаю вашему вниманию  мнемотаблицу к стихотворению             Т. Белозёрова  «Подснежники», которая была составлена совместно с детьми  в процессе заучивания стихотворения.

D:\Устим\раб стол\Света\IMG_0084.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По ФЭМП « Формирование у детей временных и пространственных отношений» Старшая группа.

Занятие по формированию  элементарных математических представлений.Занятие спосбствует формированию времнных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Доклад из опыта работы "Формирование словаря детей в процессе ознакомления с родным городом"

В моей педагогической практике накоплен небольшой опыт по ознакомлению детей с родным городом, где, как правило, раскрыты методы и приёмы воспитания патриотических чувств и нравственно-волевых качеств...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...