Конспект занятия по формированию словаря детей в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: активизация словарного запаса детей на тему «Семья»
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения согласовывать прилагательные с существительными
-,формировать умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- расширять представления детей о семье
-закреплять представления детей о семье
Развивающие:
- развивать диалогическую речь ребенка
- закреплять умение показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
- развивать речевой слух, моторные навыки
Воспитательные:
- воспитывать заботливые отношения в семье.
- формировать чувства о взаимопомощи.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка.
Активизация словаря: умение называть каждого члена семьи, детенышей животных, обогащать детей прилагательными и существительными.
Оборудование: игрушка Незнайка, картинки солнышка и тучки по количеству детей, картинки – отгадки к загадкам о семье, шкатулка, сердечки из разноцветного картона по количеству детей, перчатка, мягкая игрушка – сердечко.
Предварительная работа:
1.Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши».
2.Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3.Чтение художественной литературы: К.Ушинский «Петушок с семьей», 4.Разучивание загадок и стихов о семье.
5.Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом», «Большая стирка».
6.Дидактические игры «Назови ласково», «Кто что делает?»
7.Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход занятия.
Коммуникативная игра «Друзья»:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он принес нам шкатулку, а на ней написано «Семья». Незнайка всегда бывает веселый, но сегодня он немного загрустил. Незнайке очень хочется узнать, что такое семья, расскажем ему об этом. Дети, посмотрите, что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её надевают на руки, чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как перчатка оказалась здесь?
Дети: Её кто-то потерял.
Воспитатель: В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите с ними поиграть?
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Дети, про что эта игра?
Дети: Про семью.
Воспитатель: А что такое Семья?
Дети: Семья – это дом, это мама, папа и дети. Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Воспитатель: Правильно, дети! А еще всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке разгадать загадки о семье. (Выставляются картинки с отгадкой на доске).
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
2.Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4.Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
А кто для вас папа и мама? (родители)
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой. А еще какой?
Дети: Дружной, доброй…
Речевая игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».
Воспитатель:Семья – это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге. А теперь встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих самых близких и родных людях: о маме и папе.
Какой у вас папа?
хороший,
большой,
добрый,
сильный,
смелый,
трудолюбивый,
красивый,
умный.
- А мама какая?
заботливая,
трудолюбивая,
нежная,
ласковая,
внимательная,
красивая,
молодая,
хорошая.
Дидактическая игра «Назови маму».
Воспитатель: Дети, как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных. Дети, поможем Незнайке разобраться и назвать маму.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У теленка …(корова).
Ужеребенка… (лошадь).
Воспитатель: Мамы птиц и животных так же любят и защищают своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Вы все очень любите своих родственников. Дети, расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите на сердечко, оно очень нежное, ласковое, мягкое.
(Дети передают друг другу сердечко и называют ласково.)
Мама – мамуленька, мамочка, мамулечка;
Папа – папочка, папуля;
Бабушка – бабуля;
Дедушка – дедуля;
сын – сынок, сыночек;
дочь – дочка, доченька;
внук – внучок;
внучка – внученька;
сестра – сестрёнка, сестричка;
брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, дети! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?
Дидактическая игра «Радость и печаль»:
Воспитатель:Поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Помогли маме вымыть посуду
Физкультминутка «Семейная зарядка»:
Давайте покажем нашему гостю зарядку о семье.
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
Речевое упражнение «Шкатулка».
Воспитатель: Дети, у вас тоже есть семьи, но они разные, не похожие друг на друга, пришло время о них рассказать. А поможет нам в этом шкатулка, которую принес Незнайка. В ней лежат разноцветные сердечки, выберите себе по одному сердечку. Воспитатель берёт сердечко и кладет его в шкатулку со словами: «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе». Дети по очереди подходят к шкатулке, кладут в неё сердечко, рассказывают о семье.
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и Коля.
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
Воспитатель: Много хороших слов высказали о семье. Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.
Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.
Как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите, каким веселым он стал. Незнайка хочет подарить вам все сердечки, которые вы положили в шкатулку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
15.05.2023
Конспект занятия по формированию словаря детей в средней группе
Цель: активизация словарного запаса детей на тему «Семья»
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения согласовывать прилагательные с существительными
-,формировать умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- расширять представления детей о семье
-закреплять представления детей о семье
Развивающие:
- развивать диалогическую речь ребенка
- закреплять умение показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
- развивать речевой слух, моторные навыки
Воспитательные:
- воспитывать заботливые отношения в семье.
- формировать чувства о взаимопомощи.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка.
Активизация словаря: умение называть каждого члена семьи, детенышей животных, обогащать детей прилагательными и существительными.
Оборудование: игрушка Незнайка, картинки солнышка и тучки по количеству детей, картинки – отгадки к загадкам о семье, шкатулка, сердечки из разноцветного картона по количеству детей, перчатка, мягкая игрушка – сердечко.
Предварительная работа:
1.Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши».
2.Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3.Чтение художественной литературы: К.Ушинский «Петушок с семьей», 4.Разучивание загадок и стихов о семье.
5.Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом», «Большая стирка».
6.Дидактические игры «Назови ласково», «Кто что делает?»
7.Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход занятия.
Коммуникативная игра «Друзья»:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он принес нам шкатулку, а на ней написано «Семья». Незнайка всегда бывает веселый, но сегодня он немного загрустил. Незнайке очень хочется узнать, что такое семья, расскажем ему об этом. Дети, посмотрите, что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её надевают на руки, чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как перчатка оказалась здесь?
Дети: Её кто-то потерял.
Воспитатель: В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите с ними поиграть?
Пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Дети, про что эта игра?
Дети: Про семью.
Воспитатель: А что такое Семья?
Дети: Семья – это дом, это мама, папа и дети. Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Воспитатель: Правильно, дети! А еще всех членов семьи называют родственниками. Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке разгадать загадки о семье. (Выставляются картинки с отгадкой на доске).
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
2.Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4.Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
А кто для вас папа и мама? (родители)
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспитатель: Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой. А еще какой?
Дети: Дружной, доброй…
Речевая игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».
Воспитатель:Семья – это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге. А теперь встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих самых близких и родных людях: о маме и папе.
Какой у вас папа?
хороший,
большой,
добрый,
сильный,
смелый,
трудолюбивый,
красивый,
умный.
- А мама какая?
заботливая,
трудолюбивая,
нежная,
ласковая,
внимательная,
красивая,
молодая,
хорошая.
Дидактическая игра «Назови маму».
Воспитатель: Дети, как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных. Дети, поможем Незнайке разобраться и назвать маму.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У теленка …(корова).
Ужеребенка… (лошадь).
Воспитатель: Мамы птиц и животных так же любят и защищают своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Вы все очень любите своих родственников. Дети, расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите на сердечко, оно очень нежное, ласковое, мягкое.
(Дети передают друг другу сердечко и называют ласково.)
Мама – мамуленька, мамочка, мамулечка;
Папа – папочка, папуля;
Бабушка – бабуля;
Дедушка – дедуля;
сын – сынок, сыночек;
дочь – дочка, доченька;
внук – внучок;
внучка – внученька;
сестра – сестрёнка, сестричка;
брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, дети! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?
Дидактическая игра «Радость и печаль»:
Воспитатель:Поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Помогли маме вымыть посуду
Физкультминутка «Семейная зарядка»:
Давайте покажем нашему гостю зарядку о семье.
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
Речевое упражнение «Шкатулка».
Воспитатель: Дети, у вас тоже есть семьи, но они разные, не похожие друг на друга, пришло время о них рассказать. А поможет нам в этом шкатулка, которую принес Незнайка. В ней лежат разноцветные сердечки, выберите себе по одному сердечку. Воспитатель берёт сердечко и кладет его в шкатулку со словами: «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе». Дети по очереди подходят к шкатулке, кладут в неё сердечко, рассказывают о семье.
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и Коля.
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
Воспитатель: Много хороших слов высказали о семье. Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.
Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.
Как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите, каким веселым он стал. Незнайка хочет подарить вам все сердечки, которые вы положили в шкатулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")
Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3
Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.
Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа.
Конспект занятия по формированию элементарных математических ...
Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.
В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....
Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «Приключение Дюймовочки»
Проводит: Кононкова Любовь Фёдоровна.- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным спосо...
Конспект занятия по формированию словаря детей. Группа: старшая группа Тема: «Наш богатый урожай»
Тема: «Наш богатый урожай»Цель: создание благоприятных условий для формирования словаря детей: обогащение, уточнение, активизация словаря детей; для воспитания бережного отношения к ...