Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бородина Екатерина Александровна

 

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.

 

 

Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето. 10 - 31 мая.

 

Тема: Зайчиха с зайчатами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_formirovaniyu_slovarya.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.

Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето. 10 - 31 мая.

Тема: Зайчиха с зайчатами

Цель: Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь лесных животных, формирование словаря по теме занятия.

Интеграция образовательных областей (условное обозначение):  (З) - «Здоровье», (Ф)  - «Физическая культура». (С) - «Социализация», (Б) - «Безопасность», (П) - «Познание», (К) - «Коммуникация»,                                                        (Ч) - «Чтение художественной литературы», (Х) - «Художественное творчество, (М) - «Музыка».

Режим

Образовательные задачи

Развивающие

+

задачи по формированию словаря

Воспитательные задачи

Оборудование

Содержание работы

Утро

Предшествующая работа

( П ) Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (лето – много растительности). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.                      Рассказывать о значении солнца в жизни лесных животных

(природа).

( П ) Развивать познавательный интерес (природа).

( К ) Закреплять умение образовывать название детенышей диких животных от названия взрослых животных (грамматический строй речи).

( Ф ) Развивать физические качества (бросание и ловля меча).

( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

Рассказ воспитателя.

Мяч

Введение детей в тему дня.

Я рассказываю детям о том, что лето - самое лучшее время года для лесных животных. Солнце светит, греет – животным тепло. Летом все вокруг зеленое: листья деревьев и кустарников, трава. Благодаря солнцу в лесу появляется много корма для зверей и их детенышей: зреют ягоды и орехи, растут грибы, травянистые растения. И теперь им не голодно, как зимой.

Показ небольшого видеофильма о лесных животных и их детенышах.

Провожу дидактическую игру «Детеныши и их мамы»

Вид игры: словесная.

Игровая задача.                                                     Правильно называть детенышей диких животных.                                             

Игровое правило.                                              Называть детеныша можно только после того, как поймаешь мяч.       

Игровые действия.                                      Бросание и ловля мяча.                                    

Итог игры.                                                                    Я хвалю детей, говорю, что они справились с заданием.

Играют все дети.   

Ход игры.                                                                      Дети  садятся на стулья в кружок. Я встаю в центре круга. Бросаю мяч ребенку и после того как он поймает его, говорю: «Назови мне детеныша лисы». Ребенок отвечает «лисенок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. Затем я бросаю мяч другому ребенку и после того как он поймает его, говорю:                            « Назови мне детеныша медведицы». Ребенок отвечает мне «медвежонок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. И т.д. Если ребенок затрудняется с ответом, я прошу других детей помочь ему  назвать детеныша.               

НОД                    Вводная часть

( К ) Учить понимать образный язык загадки.  Развивать словесно-логическое мышление (словарь).

( Ч ) Учить внимательно слушать текст загадки  (формирование интереса и потребности в чтении).

( Ч ) Загадка

Я говорю: «Дети! К нам пришло письмо. Что в нем? Загадка! Слушайте внимательно, я ее прочитаю».

Длинное ухо,                                                 Комочек пуха.                                          Прыгает ловко,                                                        Любит морковку. (Заяц).                              

Дети отгадывают.

Я говорю: «Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!»

НОД                    Основная часть

( П ) Расширять представления о зайце-русаке и его детенышах.

Расширять представления о месте обитания.

Расширять представление о строении тела, размере разных его частей, о цвете шерсти.

Расширять представление о том, чем питается заяц летом.                             (природа)

( К ) Формировать словарь.             Существительные: зайчиха, детеныш,  зайчата, русак, лес, поляна.

Прилагательные: большая (зайчиха), маленькие (зайчата), короткие передние (лапы), длинные задние (лапы), длинные (уши), маленький (хвост), черные (глаза), маленький (нос), бурая, коричневая (шерсть), быстрый, травянистые (растения), солнечный, летний.

Глаголы: сидит, смотрит, погулять (гуляют), греются, следит, заботится, разговаривают, бегают, живут.                      (словарь)

Учить отвечать на поисковые и конкретные вопросы.

( М ) Развивать чувство ритма, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами (музыкально-ритмические движения).  

                                  ( З ) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Снять физическое напряжение, ослабить утомление.

( Б ) Воспитывать желание правильно взаимодействовать с природой - Не навреди! (экология)

( Х ) Катина (рассматривание картины).

Рассматривание картины «Зайчиха с зайчатами».                                              

Я говорю: «Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ».                                      

(Помещаю картину на стенд).

Картина рассматривается по плану (от главных объектов к второстепенным).

В процессе рассматривания устанавливаются взаимосвязи между объектами.

Дети рассматривают картину, затем отвечают на мои вопросы.

Основной прием при рассматривании картины - вопрос.

Для выяснения общего смысла картины:                   Я: Кто нарисован на картине?                                    Дети: Зайчиха со своими детенышами зайчатами.                                                                             Я: Какое время года изображено?                                   Дети: Лето.                                                                            Я: Почему вы так думаете?                                      Дети: Вокруг зеленая трава, цветы.                                               Я: Как можно еще назвать эту картину?

Дети предлагают варианты: Зайцы, Зайцы на лесной поляне, Зайчиха с зайчатами на прогулке.

Для описания предметов:

Какая зайчиха? Какого цвета у нее шерсть? Какие уши? Какой хвост? Какие лапы? Что она делает?

Сколько зайчат на картине? Какие они? На кого они похожи? Что они делают?

                                                     

Для установления связей: Почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

Для перехода за пределы изображенного: Что будет потом? Что было до этого? Где они живут?

Вопросы о личном опыте детей: Как ты думаешь, о чем они говорят?  

                                     

 Вопросы по подбору синонимов: Как можно сказать по-другому?

После ответов детей я рассказываю обобщающий рассказ, чтобы закрепить представление о картине.

«Однажды в солнечный, летний день мама зайчиха вывела своих детенышей зайчат погулять на поляну.

Зайчиха большая, у нее бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Она сидит и смотрит на своих зайчат. Их двое. Зайчата маленькие, похожи на зайчиху. У них тоже бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Один зайчик лежит, а другой сел на задние лапы и смотрит на свою маму.

Зайчиха следит за зайчатами, потому что она их мама, они еще маленькие, и не могут без нее. Она заботится о них.

Зайчики гуляют на поляне, греются на солнышке, кушают травянистые растения. Летом им очень хорошо – тепло, солнышко греет и много еды. Зайцы умеют быстро бегать.

После прогулки зайчиха и зайчата побегут к себе домой, в лес. Лес – это их дом, они там живут».

Приемы формирования словаря:

Четкое произнесение слова, неоднократное включение слова в предложение, проговаривание нового слова хором и индивидуально с 2-3 детьми по ходу занятия, подбор слов антонимов к новым словам с целью уточнения его смысловой стороны, интонационное выделение нового слова в речи.

Физкультминутка (проводится в музыкальном сопровождении).

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,                            Прыгал – и устал.                                                                          Зайка прыгал, прыгал, прыгал,                            Прыгал – и устал.                                              Хвостиком пошевелил                                                      И ушки вверх поднял.                                                          И услышал зайка тихий,                                             Очень тихий звук,                                              Посмотрел по сторонам,                                                  В норку прыгнул вдруг.

НОД Итоговая часть

( Ч ) Продолжать воспитывать интерес детей к художественной литературе.                       Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (формирование интереса и потребности в чтении).

( Ч ) Текст русской народной сказки «Заяц – хваста».

Заключительная часть. Закрепление знаний.

Я читаю детям русскую народную сказку «Заяц - хваста».

Подвожу итог занятия. «Молодцы дети! Вы сегодня очень активно отвечали на мои вопросы, придумали очень интересный рассказ и предложили свои варианты, как назвать картину».

Последующая работа

( П )  Поддерживать познавательный интерес.                      Расширять  и уточнять представления детей о природе.                                  Закрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы                                                                            (природа).    

                                       ( К ) Активизировать словарь по теме: Животные и их детеныши летом (словарь).

( П ) Закрепить знания детей о животных леса и их детенышах (природа).

 

( К ) Активизировать словарь по теме: Животные леса и их детеныши  (словарь).

( К )  Развивать сообразительность, внимание.

( Ф ) Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, тренировать ловкость, согласованность движений рук и ног.

( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

( Ч ) Учить внимательно слушать текст стихотворения.

( С ) Воспитывать умение проявлять доброжелательность, честность, справедливость в подвижных играх со сверстниками;   закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

( Б ) Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности).

Карточки прямоугольной формы (24шт), разделенные на две части. На каждой части карточки изображено дикое животное.

Посмотреть видеофильм «Лето в лесу».

Провести дидактическую игру  «Зоологическое домино».

Вид игры:  настольно-печатная

Игровая задача.                                               Первым положить все свои карточки.

Игровые правила.                                            Класть карточки  по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. Играющие дети должны назвать животное на карточке, которому есть пара, а затем положить свою карточку. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки.

Игровые действия.                                                   Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Итог игры.                                              Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре.

Играющих детей – 4 человека.

Провести подвижную игру                                 «Зайцы и волк».

Ход игры.

Одного из играющих я выбираю волком. Остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки ( в овраге).

Я читаю стихотворение:

« Зайки скачут скок, скок, скок                                     На зеленый, на лужок,                                                  Травку щиплют, кушают,                                       Осторожно слушают –                                              Не идет ли волк.»

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они, то прыгают на двух ногах, то присаживаются, на мои последние слова «Не идет ли волк» волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Игра возобновляется.

Русская народная сказка «Заяц – хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)

Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...

Конспект по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе.

                   ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГБОУ Шко...

Конспект занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.

Познакомить с качествами и свойствами различных видов бумаги.Закрепить способы обследования и соответствующий словарь....

Методическая разработка по формированию словаря в процессе рассматривания картины «Зайчиха с зайчатами» в старшей группе

Конспект по развитию речи в процессе рассматривания картины "Зайчиха с зайчатами" в старшей группе детского сада....

Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы тема: «Приключения весны»

Цель: Повышать у детей старшего дошкольного возраста интерес к математике.Программное содержание: Упражнять в прямом и обратном счете; закреплять знания детей о временах года, месяцах и их последовате...