Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.
Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето. 10 - 31 мая.
Тема: Зайчиха с зайчатами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_formirovaniyu_slovarya.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.
Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето. 10 - 31 мая.
Тема: Зайчиха с зайчатами
Цель: Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь лесных животных, формирование словаря по теме занятия.
Интеграция образовательных областей (условное обозначение): (З) - «Здоровье», (Ф) - «Физическая культура». (С) - «Социализация», (Б) - «Безопасность», (П) - «Познание», (К) - «Коммуникация», (Ч) - «Чтение художественной литературы», (Х) - «Художественное творчество, (М) - «Музыка».
Режим | Образовательные задачи | Развивающие + задачи по формированию словаря | Воспитательные задачи | Оборудование | Содержание работы |
Утро Предшествующая работа | ( П ) Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (лето – много растительности). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца в жизни лесных животных (природа). | ( П ) Развивать познавательный интерес (природа). ( К ) Закреплять умение образовывать название детенышей диких животных от названия взрослых животных (грамматический строй речи). ( Ф ) Развивать физические качества (бросание и ловля меча). | ( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности). | Рассказ воспитателя. Мяч | Введение детей в тему дня. Я рассказываю детям о том, что лето - самое лучшее время года для лесных животных. Солнце светит, греет – животным тепло. Летом все вокруг зеленое: листья деревьев и кустарников, трава. Благодаря солнцу в лесу появляется много корма для зверей и их детенышей: зреют ягоды и орехи, растут грибы, травянистые растения. И теперь им не голодно, как зимой. Показ небольшого видеофильма о лесных животных и их детенышах. Провожу дидактическую игру «Детеныши и их мамы» Вид игры: словесная. Игровая задача. Правильно называть детенышей диких животных. Игровое правило. Называть детеныша можно только после того, как поймаешь мяч. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Итог игры. Я хвалю детей, говорю, что они справились с заданием. Играют все дети. Ход игры. Дети садятся на стулья в кружок. Я встаю в центре круга. Бросаю мяч ребенку и после того как он поймает его, говорю: «Назови мне детеныша лисы». Ребенок отвечает «лисенок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. Затем я бросаю мяч другому ребенку и после того как он поймает его, говорю: « Назови мне детеныша медведицы». Ребенок отвечает мне «медвежонок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. И т.д. Если ребенок затрудняется с ответом, я прошу других детей помочь ему назвать детеныша. |
НОД Вводная часть | ( К ) Учить понимать образный язык загадки. Развивать словесно-логическое мышление (словарь). | ( Ч ) Учить внимательно слушать текст загадки (формирование интереса и потребности в чтении). | ( Ч ) Загадка | Я говорю: «Дети! К нам пришло письмо. Что в нем? Загадка! Слушайте внимательно, я ее прочитаю». Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц). Дети отгадывают. Я говорю: «Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!» | |
НОД Основная часть | ( П ) Расширять представления о зайце-русаке и его детенышах. Расширять представления о месте обитания. Расширять представление о строении тела, размере разных его частей, о цвете шерсти. Расширять представление о том, чем питается заяц летом. (природа) | ( К ) Формировать словарь. Существительные: зайчиха, детеныш, зайчата, русак, лес, поляна. Прилагательные: большая (зайчиха), маленькие (зайчата), короткие передние (лапы), длинные задние (лапы), длинные (уши), маленький (хвост), черные (глаза), маленький (нос), бурая, коричневая (шерсть), быстрый, травянистые (растения), солнечный, летний. Глаголы: сидит, смотрит, погулять (гуляют), греются, следит, заботится, разговаривают, бегают, живут. (словарь) Учить отвечать на поисковые и конкретные вопросы. ( М ) Развивать чувство ритма, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами (музыкально-ритмические движения). ( З ) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Снять физическое напряжение, ослабить утомление. | ( Б ) Воспитывать желание правильно взаимодействовать с природой - Не навреди! (экология) | ( Х ) Катина (рассматривание картины). | Рассматривание картины «Зайчиха с зайчатами». Я говорю: «Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ». (Помещаю картину на стенд). Картина рассматривается по плану (от главных объектов к второстепенным). В процессе рассматривания устанавливаются взаимосвязи между объектами. Дети рассматривают картину, затем отвечают на мои вопросы. Основной прием при рассматривании картины - вопрос. Для выяснения общего смысла картины: Я: Кто нарисован на картине? Дети: Зайчиха со своими детенышами зайчатами. Я: Какое время года изображено? Дети: Лето. Я: Почему вы так думаете? Дети: Вокруг зеленая трава, цветы. Я: Как можно еще назвать эту картину? Дети предлагают варианты: Зайцы, Зайцы на лесной поляне, Зайчиха с зайчатами на прогулке. Для описания предметов: Какая зайчиха? Какого цвета у нее шерсть? Какие уши? Какой хвост? Какие лапы? Что она делает? Сколько зайчат на картине? Какие они? На кого они похожи? Что они делают?
Для установления связей: Почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи? Для перехода за пределы изображенного: Что будет потом? Что было до этого? Где они живут? Вопросы о личном опыте детей: Как ты думаешь, о чем они говорят?
Вопросы по подбору синонимов: Как можно сказать по-другому? После ответов детей я рассказываю обобщающий рассказ, чтобы закрепить представление о картине. «Однажды в солнечный, летний день мама зайчиха вывела своих детенышей зайчат погулять на поляну. Зайчиха большая, у нее бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Она сидит и смотрит на своих зайчат. Их двое. Зайчата маленькие, похожи на зайчиху. У них тоже бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Один зайчик лежит, а другой сел на задние лапы и смотрит на свою маму. Зайчиха следит за зайчатами, потому что она их мама, они еще маленькие, и не могут без нее. Она заботится о них. Зайчики гуляют на поляне, греются на солнышке, кушают травянистые растения. Летом им очень хорошо – тепло, солнышко греет и много еды. Зайцы умеют быстро бегать. После прогулки зайчиха и зайчата побегут к себе домой, в лес. Лес – это их дом, они там живут». Приемы формирования словаря: Четкое произнесение слова, неоднократное включение слова в предложение, проговаривание нового слова хором и индивидуально с 2-3 детьми по ходу занятия, подбор слов антонимов к новым словам с целью уточнения его смысловой стороны, интонационное выделение нового слова в речи. Физкультминутка (проводится в музыкальном сопровождении). Зайка прыгал, прыгал, прыгал, Прыгал – и устал. Зайка прыгал, прыгал, прыгал, Прыгал – и устал. Хвостиком пошевелил И ушки вверх поднял. И услышал зайка тихий, Очень тихий звук, Посмотрел по сторонам, В норку прыгнул вдруг. |
НОД Итоговая часть | ( Ч ) Продолжать воспитывать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (формирование интереса и потребности в чтении). | ( Ч ) Текст русской народной сказки «Заяц – хваста». | Заключительная часть. Закрепление знаний. Я читаю детям русскую народную сказку «Заяц - хваста». Подвожу итог занятия. «Молодцы дети! Вы сегодня очень активно отвечали на мои вопросы, придумали очень интересный рассказ и предложили свои варианты, как назвать картину». | ||
Последующая работа | ( П ) Поддерживать познавательный интерес. Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы (природа). ( К ) Активизировать словарь по теме: Животные и их детеныши летом (словарь). ( П ) Закрепить знания детей о животных леса и их детенышах (природа).
( К ) Активизировать словарь по теме: Животные леса и их детеныши (словарь). | ( К ) Развивать сообразительность, внимание. ( Ф ) Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, тренировать ловкость, согласованность движений рук и ног. | ( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности). ( Ч ) Учить внимательно слушать текст стихотворения. ( С ) Воспитывать умение проявлять доброжелательность, честность, справедливость в подвижных играх со сверстниками; закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности). ( Б ) Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности). | Карточки прямоугольной формы (24шт), разделенные на две части. На каждой части карточки изображено дикое животное. | Посмотреть видеофильм «Лето в лесу». Провести дидактическую игру «Зоологическое домино». Вид игры: настольно-печатная Игровая задача. Первым положить все свои карточки. Игровые правила. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. Играющие дети должны назвать животное на карточке, которому есть пара, а затем положить свою карточку. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Игровые действия. Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку. Итог игры. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Играющих детей – 4 человека. Провести подвижную игру «Зайцы и волк». Ход игры. Одного из играющих я выбираю волком. Остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки ( в овраге). Я читаю стихотворение: « Зайки скачут скок, скок, скок На зеленый, на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – Не идет ли волк.» Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они, то прыгают на двух ногах, то присаживаются, на мои последние слова «Не идет ли волк» волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Игра возобновляется. |
Русская народная сказка «Заяц – хваста».
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словаря детей в процессе заучивания стихотворений ( старшая группа)
Формирование словаря идет во всех видах детской деятельности. Наиболее благоприятная из них – образовательная деятельность по заучиванию стихов, т.к. поэзия, как один из жанров литературы, является ис...
Конспект по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе.
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГБОУ Шко...
Конспект занятия по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Познакомить с качествами и свойствами различных видов бумаги.Закрепить способы обследования и соответствующий словарь....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию словаря на тему: рассматривание картины «Кошка с котятами» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формирование словоря детей среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка по формированию словаря в процессе рассматривания картины «Зайчиха с зайчатами» в старшей группе
Конспект по развитию речи в процессе рассматривания картины "Зайчиха с зайчатами" в старшей группе детского сада....
Конспект по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы тема: «Приключения весны»
Цель: Повышать у детей старшего дошкольного возраста интерес к математике.Программное содержание: Упражнять в прямом и обратном счете; закреплять знания детей о временах года, месяцах и их последовате...