Семинар – практикум «Риторика для педагогов»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

 Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Риторика для педагогов»

подготовила : учитель-логопед Павлова Л.А.

Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие.

Какое это счастье - говорить, что думаешь!

 Какая это мука - думать, что говоришь!..

А думать не каждый умеет. Слушать и то разучились.
С.Довлатов

        В последние более чем четверть века социологи, лингвисты, психологи, специалисты других областей знания с все возрастающей тревогой отмечают, что уровень речевой культуры российского общества, прежде всего детей и подростков, неуклонно падает и в настоящее время его можно признать катастрофически низким. Это, как в зеркале, отражается в языке средств массовой информации, языковом пространстве улицы, общественных мест, в том числе и государственных учреждений.

        Одним из неотъемлемых умений коммуникативно культурной личности, без сомнения, является умение говорить публично, то есть владение в той или иной мере знаниями и навыками речевого воздействия на слушателей в официальной или полуофициальной обстановке. Людям, уже связавшим свою жизнь с человекообразующей и обществообразующей профессией педагога, должны стать грамотными риторами. Не случайно  профессия педагога  относят к «зоне повышенной речевой ответственности». Педагог обязан знать основы риторики, обладать соответствующими умениями и навыками, использовать специальные способы и приемы речевого воздействия, то есть находиться на социально и, главное, профессионально достаточном уровне ораторского  мастерства.
       Любой педагог практически должен обладать хорошими навыками устного говорения. Педагог по роду своей профессиональной деятельности связан с публичной речью. Каждый день, находясь среди детей, и учитель, и воспитатель обязаны эффективно влиять на детей с помощью слова. Это общеизвестный факт. Факт, но, к огорчению, не общепринятая практика.

        Тот, чья профессия связана с общением с людьми, в частности, педагог, должен помнить: его речь, будь то выступление на педагогическом мероприятии, в общении с коллегами, с детьми, родителями, целиком раскрывает его личность, интеллект и психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается логичностью высказываний, богатством лексики и правильной, грамотной речью. Свободный подбор слов,    высокого интеллекта.

       Американский учёный Фрэнк Снелл, известный специалист в области ораторского искусства и делового общения, призывает: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас» .

Об этом на протяжении многих веков говорят философы, лингвисты, изучавшие законы риторики.

Что такое, на ваш взгляд, риторика? 

        Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи.

        Главным средством общения является язык, речь, слово. Как было уже отмечено, потому, как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие.

        Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

        Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Риторика – наука о мысли и речи. Она изучает:

  • Теоретические правила и законы построения речи;
  • Правильность устной и письменной речи;
  • Организация речевого общения;
  • Умение создавать мысль, выражать ее в словах

Вопрос к аудитории: Какой раздел, на ваш взгляд, наиболее важен для нашей профессии?

        Все! Без сомнения! Но грамотная речь, организация речевого общения являются одним из важнейших требований к профессии педагога.

Речевое поведение ребёнка – отражение речевого общения взрослого.

 «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»(Аристотель)

        Принимая во внимание ведущий механизм развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо всегда следить за тем, ЧТО он говорит, КАК он говорит, какие слова он «вписывает» в свой лексический словарь.

         Фундамент педагогического общения – грамотная речь!

Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?» 

        Этикет - является словесным выражением уважительного отношения друг к другу, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

 Формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

        Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Сейчас, мы перейдем к практической части нашего семинара.

        Риторика — это искусство выступать и вдохновлять. 

        Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль — они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов, учат правильному построению фраз, выступлений...

1 упражнение

        Для развития   правильной четкой дикции необходимо следить за правильным речевым дыханием.

 Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

2 упражнение

        Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки.

Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем темп чтения убыстряется. Необходимо следить за четкостью произношения:

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.
  • Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
  • Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку.
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата; не живут ежи, где живут ужи.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Павка на лавке плетет лапти Клавке.
  • Сидит тетерев на дереве, тетерка с тетеревятами.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  •  Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком

3  упражнение:

        Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

4 упражнение

         Фундамент педагогического общения – грамотная речь!

         Расставьте правильно ударение ( по карточкам)

1. Звони́т, щаве́ль, киломе́тр, сре́дства, краси́вее, поняла́, кварта́л, че́рпать.

2. Досу́г, свёкла, звоня́т, катало́г, догово́р, исче́рпать, деньга́ми, то́рты, жалюзи́.

5 упражнение

 Прочитай четверостишья, правильно  расставляя ударение

Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгАн,

а танцОвщицы сбежали,

напугал их таракан.

Раз лохматая горилла

крокодилу позвонИла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положИл.

Ему лучше не звонИть,

кто звонИт, тому водить.

В Яслях дети баловАлись,

воспитатели ругались:

«Не балУйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

6 упражнение:  Как правильно сказать?

1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)

2. Обратно проливной дождь пошёл. (Опять)

3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (Назад)

4. В магазине много чулков и носок. (Чулок и носков)

5. Книгу не ложи или не клади на стол? ( не клади).

7 упражнение:

        Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя — не стану есть!

8 упражнение:

         Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

 Растает ледяная глыба, от слова теплого… (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы…. (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят…. (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого…. (здоровья).

9 упражнение:

        И ещё одно упражнение на развитие очень важного компонента — интонационного ударения речи. Согласитесь: эффективность нашего общения зависит от того, как мы донесём свою мысль собеседнику; какие слова мы выделим в предложении, такой ответ и получим. И бывает обидным, если мы выделяем совсем не те слова, получаем совсем не тот результат, на который изначально рассчитывали.

        Интонационное упражнение

«У Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры»

«Я задам вопрос,  дайте правильный ответ. У АЙБОЛИТА до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У АЙБОЛИТА.

Вопрос: У Айболита ДО обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У Айболита ДО....

Вопрос: У Айболита до ОБЕДЕННОЙ...

И т.д.

10 упражнение:

        Построить вопросительное предложение так, чтобы на него можно было ответить:

-) да, белая. -) да, береза. -) да, под моим. -) да, под окном.

«Белая береза под моим окном».

Определить роль интонации в речи.

11 упражнение:

        Произнести фразу с разной интонацией: с восторгом, сомнением, презрением, гневом, равнодушием.

Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?

Какой ты молодец.

12 упражнение:

        Отработка фразового ударения. Выделением того или иного слова изменить смысл высказывания. Дано предложение:

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести это предложение как утверждение. Какое слово мы при этом выделим голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если мне нужно подчеркнуть, что это мое мнение, а не чье-либо, то какое слово я выделяю голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если важно подчеркнуть, что другом является именно этот человек, а не какой-либо другой?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести эту фразу так, чтобы не возникло сомнений, кому именно этот человек является другом.

Я думаю, что ты мне друг

        Учёные-психологи разных стран доказали, что вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой нами информации. Остальное общение – невербальное. Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает: важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: Что мы говорим – 7 %; как мы говорим – 38 %; язык нашего тела – 55 %.

Почему такой процент отдают психологи невербальному общению? Учёные объясняют это тем, что проявление невербального общения обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем «обычному» словесному общению.

Народная мудрость гласит: «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Тому, что мы видим, мы доверяем больше, чем тому, что слышим

13 упражнение «Нарисуй предметы»

        Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова

  • «В лесу родилась елочка…»
  • Поездка на автомобиле.
  • День рождения
  • Утро выходного дня    и т.д.( можно брать басню, короткий рассказ, пословицу..)
  1. Упражнение Игра «Угадай, какой я»

        Совершенствовать умение передавать невербально информацию собеседнику.

Участникам раздают листочки с написанными на них эмоциями. Каждый участник выражает взглядом эмоцию, остальные участники должны ее отгадать.

Задания :

  • Суровый
  • Восхищенный
  • Пронзительный
  • Скептический

  • Кокетливый
  • Ненавидящий
  • Удивленный
  • Радостный
  • Обидчивый
  • Раздраженный
  • Взволнованный
  • Довольный
  • Впечатлительный
  • Грустный
  • Удовлетворенный
  • Изумленный
  • Мечтательный

Итог

        Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей.    

        Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.

    «Единственно настоящая роскошь – эта роскошь человеческого общения». А. Сент-Экзюпери

 «Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел»

(Д. Уэбстер, американский политик и бизнесмен)

        Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...