Открытое занятие «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется » для детей 6-7 лет Цель: Расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических оздоровительных мероприятий и процедур» № 1
п. Энергетик Новоорского района
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: « Речевое развитие»
Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется »
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Подготовила:
Клюева Анастасия Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад» № 1
п. Энергетик Новоорского района
Энергетик – 2019
Аннотация
Данное занятие направлено на закрепление представления детей о дружбе, перелетных птицах и приметах весны в целом. У детей закрепляются знания о том, что дружбой надо дорожить, и что именно весной возвращаются перелетные птицы.
Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется »
Цель: Расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.
Задачи :
Образовательные.
- учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;
- активизировать употребление глаголов
- развивать умение образовывать однокоренные слова (грач - грачата);
- учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р] изменять силу голоса и темп речи.
- закреплять представления детей о перелетных птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке; о частях тела и образе жизни птиц;
- обобщить представления детей о характерных признаках весны;
Развивающие:
- развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей среде и бережное отношение к ней;
- формировать основы безопасного поведения в природе
- воспитывать умение понимать смысл пословиц;
Приема руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД.
3. Приемы организации практической деятельности детей .
4. Приемы поддержания интереса у детей.
5.Приемы оценки и самооценки.
Создание среды для организации и проведения занятия: предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки к сказке «Лиса и журавль», мяч, игрушка Буратино, игра «Четвертый лишний» (перелетные и зимующие птицы), ноутбук, проектор.
Формы организации совместной образовательной деятельности :
- Двигательная
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательная
Планируемый результат:
Личностные:
- Дети на примере героев сказки понимают как не надо поступать с друзьями, выносят полезное, для себя правило.
Интеллектуальные:
- Закрепляют знания о приметах весны, перелетных птицах ,учатся понимать смысл пословиц.
Физические:
- Умение выполнять физические упражнения в сопровождении с речью педагога
Критерии оценки деятельности детей в ходе занятия:
- Активность
- Самостоятельность
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- Эмоциональность
- Сопереживание
6. Самооценка
План занятия
Создание проблемной ситуации Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 5 мин. |
Показ, комментирование | 20 мин. |
Оценка деятельности детей Подведение итогов ООД | 5 мин. |
Длительность | 30 мин. |
Ход ООД
Части занятия | Содержание |
Создание проблемной ситуации Создание мотива для деятельности детей Определение цели | Дети приветствуют гостей. Дети стоят полукругом на ковре. Воспитатель: Добрый день, друзья! Рада всех вас видеть я! Сегодня у нас день радостных встреч! - Я хочу прочитать стихотворение, а вы догадайтесь, о ком оно. Красная девица в зеленом сарафане По лугам гуляет, ковры расстилает, Цветочные венки сплетает, Птиц с юга собирает. Дети: - Весна. - Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда. |
Показ, комментирование. | Приход Буратино. Просит рассказать о птицах. Воспитатель: - А какие бывают птицы? Дети: - Перелетные и зимующие птицы. Воспитатель: - Почему мы так их называем? Дети: - Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму. Загадки о перелётных птицах. - Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах. - Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей (Грач). Воспитатель помещает картинку грача на мольберт. Ребенок описывает внешний вид птицы. Например: Грач крупная птица, покрыта черными перьями. У него крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Аналогичная работа проводиться с другими загадками. На одной ноге стоит, В страны жаркие летит! Он красиво, другим на зависть, Длинноногий добрый ….(Аист) Он похож на журавля. Аист крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка) Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. На шесте дворец Во дворце певец А зовут его….(скворец) Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками. Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек (Журавль) Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. - Давайте мы сейчас с вами превратимся в птичек, и немного поиграем. Физкультминутка. Руки подняли и покачали, Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» Воспитатель: - Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля. Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь. Беседа и обсуждение непонятных для детей слов. Воспитатель: - Как вы думаете, что значат слова: «Не обессудь, куманёк» (не вини, не суди); «Нечем потчевать» (нечем угощать); «Не солоно хлебала» (ни с чем); «Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой). Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов. Беседа по содержанию сказке. Воспитатель: - Кого Лиса пригласила на обед? Дети: Журавля. Воспитатель: - Что Лиса готовила на обед? Дети: Кашу. Воспитатель: - Как Лиса угощала Журавля? Дети: - Размазала кашу по тарелке и потчует. Воспитатель: - Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля? Дети отвечают. Воспитатель: - Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость? Дети: - Поблагодарил и пригласил в гости. Воспитатель: - Что приготовил к обеду Журавль? Дети: Окрошку. Воспитатель: - Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом? Дети отвечают. Воспитатель: - Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком? Дети: - Чтоб Лиса не достала. Воспитатель: - Как пришла Лиса домой? Дети: - Не солоно хлебавши. Воспитатель: - Почему их дружба на этом закончилась? Дети. Отвечать злом на зло — плохо. Воспитатель снова читает сказку. Организует пересказ по ролям – за лису, журавля, автора. Воспитатель: - Подходят ли к этой сказке пословица «Что посеешь, то и пожнешь» Дети отвечают. Игра «Четвертый лишний?» На картинках демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор. Снегирь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица. Соловей, жаворонок, воробей, ласточка. Лебедь, цапля, голубь, аист. Пальчиковая игра «Скворцы» (по стихотворению Е. Тараховской) Мы построили скворечник – дом весёлого скворца. Дети стучат кулаками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком»). Мы повесили скворечник возле самого крыльца. Упражнение «Крыльцо» (ладонь правой руки положить на кулак левой). Всё семейство вчетвером проживает в доме том. Показывает четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик». Мать, отец и скворушки – чёрненькие пёрышки. Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуты в стороны, растопырив пальцы). Кормит матушка скорчат, целый день они кричат: Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; эмитируют движения – «кормит», затем меняют руки. «Мы хотим добавку – муху и козявку!» Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося – закрывающегося клюва. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных. – Ребята, перелетные птицы очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв. Аист какой? – Длинноклювый. У Аиста красный клюв – красноклювый. У Грача черные глаза – черноглазый. У Лебедя длинная шея – длинношеий. У журавля широкие крылья – ширококрылый. У Цапли длинные ноги – длинноногая. У Сороки белые бока – белобокая У Соловья звонкий голос – звонкоголосый У трясогузки длинный хвост - длиннохвостая Игра «Собери картинку» Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы. - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки. - Расскажите, чьи изображения вы сложили. – Это ласточка . - Правильно . Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д. - Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.
|
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. | Буратино: - Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание. Я много узнал о птицах от вас. Спасибо вам, но мне пора возвращаться домой. До свидания, друзья. (Буратино прощается с детьми, уходит). Воспитатель: - Молодцы! Вот и закончилось наша встреча с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали? Чем с вами занимались? Что вам больше понравилось? Что было для вас самое трудное? (Ответы детей). Воспитатель: - Ребята, а какое правило можно составить, если ориентироваться на сказку «Как аукнется, так и откликнется»? (ответы, предположения). Итог - правило: «Дружбой нужно дорожить» Воспитатель: - И правило это нужно помнить всегда и всюду. |
Длительность: 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.
В опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....
пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется"
ЦЕЛИ: - учить детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,- активизировать употребление глаголов (из текста сказки),- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,-...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Воспитывать интерес к устному народному творчеству....
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...
Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется".
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблицы. Составила воспитатель в...