Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.
материал (развитие речи, старшая группа) на тему

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Обогащение, расширение и активизация

        словарного запаса   детей старшей

        санаторной группы с использованием

                      элементов ТРИЗ.

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                                                            высшей категории

                                                                            МАДОУ «Детский сад №64»  

                                                                       Самолуковой Татьяны Геннадьевны

 

 

г. Пермь

  Я работаю в старшей санаторной группе, которую посещают дети с тубинтосикацией. Состав группы меняется каждые 6-9 месяцев. Большинство детей детский сад ранее не посещали. В большинстве своём в их семьях речь взрослых находится  далеко не на уровне литературного языка (а  мы  знаем,  что речь дошкольника формируется по подражанию).

  Общаясь с детьми, я поняла, что необходима углублённая  работа по развитию их речи. Провела обследование речевого развития детей по методике Даскалова Ф.Г., представленной в книге «Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов»,  которая  включает в себя:

  1. свободные словесные ассоциации по определённому слову;
  2. подбор и активное употребление имён существительных, глаголов,  

                 прилагательных;    

  1. практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов;
  2. составление предложения по одному, по трём определённым словам;
  3. дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении;
  4. исправление грамматических ошибок, посредством переконструирования   предложения;                                                                                                                
  5. словесное объяснение определённого действия в его  последова-тельности,  «Объясни, как из кубиков можно сделать домик»;
  6. практическое осознание основных языковых элементов;
  7. перестроение устного высказывания через игру «Запретные слова».

  Результаты диагностики показали, что дети с трудом подбирают существительные, глаголы, не умеют составлять предложения из заданных слов, полно и понятно объяснять свои действия. Наряду с речевыми отклонениями у детей были не достаточно сформированы психические процессы: внимание, память, словесно-логическое мышление. Дети затруднялись находить лишние предметы, не могли вспомнить и назвать тот предмет которого не стало, испытывали затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

 Кроме того, половина детей были молчаливы, застенчивы, нерешительны. Они почти не общались со сверстниками, с нами (взрослыми), да и познавательная активность у них была снижена.

  В 2008 году анализируя ситуацию по развитию речи детей старшей санаторной группы, я пришла к выводу, что устная речь дошкольников не на должном уровне. Диагностика показала, что  нормальное   речевое     развитие    имеют                                

только 60% детей из группы, 33,3% - низкое речевое развитие, 6,7% - значительно низкое речевое развитие.

  Наука и практика подтверждают, что любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  1. помогать ребёнку совместно с логопедом в исправлении дефектов произношения звуков речи;
  2. обогащать, расширять и активизировать словарь: развивать умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять;                                                                                                                  
  3. от отдельных упражнений по подбору слов переходить к составлению связных высказываний;
  4. создать условия для нормального личностного и социального развития ребёнка.

   После анализа диагностики и наблюдений за речевым поведением детей  я составила перспективный план работы, в котором отразила деятельность, направленную на формирование родовых и видовых понятий: посуда (чайная, столовая, кухонная); животные (дикие и домашние); транспорт (воздушный, наземный, водный); овощи и фрукты; мебель (кухонная, гостиная, спальная) и т.д. Было взято то, что близко этому возрасту детей, что они смогут усвоить за 6-12 месяцев пребывания в группе.

  Важным источником знаний и развития речи детей является среда пребывания дошкольников. Поэтому необходимо, чтобы    среда была развивающей и способствовала речевой активности ребёнка.

  Организуя предметно-пространственную среду, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Прежде, всего мы учитывали, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. А.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. В пять лет происходит заметное изменение памяти.

  Действия, связанные с намерением что-то запомнить, впервые проявляются в этом возрасте. Важно стимулировать повторение как основу       запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы.

  Коррекционно-воспитательную работу мы строили на основании годового тематического плана, в соответствии с ним создавалась и развивающая предметно-пространственная среда. С этой целью мы приобрели красочный иллюстративный  материал и настольные игры по лексическим темам:                                                                                                                      «Посуда», «Домашние и дикие животные» и другие.  Изготовила дидактиче-ские игры на обогащение словаря, формирование грамматической речи  и развитие психологических процессов:

          «Какой, какая, какие»,  

          «Один – много»,

          «Кто лишний»,    

          «Четвёртый лишний»,    

          «Чего (кого) не стало»,

          «Чудесные вещи»,    

          «Хорошо – плохо».

  Составила подборку словесных игр, загадок, пословиц, скороговорок, стихов, физкультминуток, этюдов, пальчиковой гимнастики для картотек, картинок, книг, которые  постоянно использовались на занятиях по всем темам.

Также приобрели в группу магнитофон, проигрыватель, серию аудиокассет, различные пластинки, разные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой, пособия для развития моторики: мозаики, лего, пазлы.          

  Работу по каждой теме начинали с экскурсий, в процессе которых дети приобретали знания о родном городе, знакомились с трудом взрослых и, одновременно, осваивали разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов. Расширяли и уточняли представления детей о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных, растениях. Это обогащало природоведческий словарь детей. Например, Игорь К. и Катя Б. не знали значения слов «ствол», «стебель», того, что про листья клёна можно сказать «резные», а про берёзу – «стройная».

  При рассматривании предметов и живых объектов особое внимание уделяли обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. При рассматривании кролика мы не ограничивались такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а                                                                                                                          добивались выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляли разнообразные глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводили сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент (например кошку), с тем который рассматривали раньше, давали их описание.

  При первичном  рассматривании картинок, такие дети как Настя А., Игорь К., Саша М. движения зайца, лошади, лисы обозначали одним словом бежит, к концу года при рассматривании этих же картинок они употребляли такие слова: заяц скачет, бежит, мчится; лошадь – бежит; скачет; лиса бежит, крадётся, гонится. Запоминали эти слова, используя  словесные игры: «Кто что умеет делать?», «Подскажи словечко».

 Также вводили в активный словарь детей наречия, характеризующие качества действий: лиса осторожно подкрадывается, курица торопливо клюёт зёрна. Усвоение наречий происходило легче, чем прилагательных, видимо из-за того, что они не имеют лексической амонимии и в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, прилагательные же согласуются с именами существительными.

  Кроме того,  формировали у детей словарь, характеризующий качества и свойства предметов, материалов. Дети обследовали разные ткани, вещи из стекла и фаянса, металла и дерева. На занятиях и в совместной деятельности сравнивая качества, свойства предметов и материалов, дети не только узнавали новые слова, но и учились разрешать противоречия, логически мыслить.  Например, на занятии  «Друзья, которые любят противоречить» дети разрешали спор между металлом и деревом, используя сенсорные каналы получения информации (зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой).  Узнали новые слова: шероховатый, шершавый, и тут же их закрепили в игре по подбору антонимов:

                гладкая – шероховатый, шершавый,

                тёплое – холодный,                                                                                                            

                мягкое – твёрдый и т. д.

  Проводила занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Подбирала предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт  брала картинки не только с изображением транспортных средств, но и пушки, швейной машины, комбайна. Сначала детям предлагала описать картинки, изображающие транспорт, затем сравнивали их и выделяли общий признак, на основе которого делали обобщение (возить, перевозить) и вводила обобщающее слово – транспорт, и, наконец, предлагала упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту. (Дидактическая игра «Что лишнее»). Аналогично проводила работу по ознакомлению с другими родовыми понятиями. Далее шла их дифференциация: транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный; птицы – зимующие, перелётные.

  На основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формировался понятийный характер слов.

  При составлении описательного рассказа, например, о посуде, транспорте, использовала схемы – модели (Приложение № 8), которые помогали детям:

  1. самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
  2. установить последовательность изложения выявленных признаков;
  3. удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа – описания.

 Эти схемы использовала для придумывания загадок описательного характера. «Он голубой, круглый, большой, прыгучий, упругий, резиновый, его можно подбрасывать, пинать» - такую загадку придумал Даниил Ш. про мяч.                                                                                                                            

 Намного увеличился словарный актив у детей по теме «Овощи – фрукты» при использовании сенсорно - графической схемы В.К.Воробьёвой, которая была опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» №6 –2004г. Она помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде.

   Опишу работу с моделью на примере рассматривания груши :

  1. «Что нам помогает увидеть грушу – её цвет, форму, величину? Правильно, глаза (помещаем на табло карточку с изображением глаза). Мы посмотрели на грушу и увидели, что она  (жёлтого цвета). Найдите карточку, обозначающую жёлтый цвет и поставьте её в этот карманчик. Что ещё мы узнаем, если внимательно посмотрим на неё? Верно, какая она по форме: круглая, треугольная или овальная? Выберите нужную карточку и поставьте её в схему. (Таким же образом на схеме размещались символы величины.) Мы увидели глазами, что груша жёлтая, овальная, большая. Повторите, что мы увидели?» (Фразу дети повторяли несколько раз.) 
  2. Затем детям предлагала закрыть глаза и по запаху определить местонахождение груши. «Что помогает определить запах груши? (размещается на схеме карточка с изображением носа.) Что можно сказать про грушу? Какая она? Она…( при необходимости помочь) душистая, ароматная.  Давайте повторим: « Груша душистая, груша ароматная. Подумайте, какой карточкой можно обозначить этот признак?» (выбирается изображение флакона духов, условно обозначающего, запах.)
  3. «Погладьте грушу рукой, Что мы узнали о груше?Какая она? (Шершавая.) А если надавить на неё рукой? Мягкая груша или твёрдая? С помощью чего мы узнали, что груша шершавая, мягкая?» (размещали картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки «шершавый», «мягкий».)                                                                                                                       
  4. «Что мы должны сделать, чтобы узнать какая груша на вкус? Правильно, надкусить её, попробовать ( груша разрезается, дети пробуют её. Схема дополняется изображением рта и символами вкуса: кислая – лимон, сладкая – конфета.) Что ещё вы узнали о груше? Чем наполнился ваш рот, когда вы разжевали её? (Соком.) Какая груша?» (Сочная.) Дети подбирают символ, обозначающий сочность ( стакан с соком), и дополняют им схему.

      5.Воспитатель показывает карточку со знаком вопроса: «Это знак вопроса. К какой группе предметов можно отнести грушу? Правильно, к фруктам. Какой карточкой обозначим это? Правильно фрукты растут на деревьях. Изображение дерева напомнит нам, что груша относится к фруктам.

По этой схеме мы работали в 2004 – 2005 учебном году с самыми слабыми детьми (Настей А., Ромой А.,  Настей К., Денисом Ил.). В начале года играя в дидактическую игру «Какой? Какая? Какое?» они не могли назвать больше одного самого элементарного признака: большое, маленькое, красное. Позднее дети, убедившись, что один и тот же предмет всегда обладает многими качествами, называли и зрительный, и тактильный, и обонятельный, и вкусовой признаки предметов.

  Работая по теме «Овощи – фрукты», мы с детьми занимались и совместной деятельностью: готовили салаты, соки. Во  время работы просила детей называть производимые ими действия: чистим картофель, шинкуем капусту, складываем в салатник, заливаем маслом, перемешиваем овощи. Отжимая сок, делали с детьми вывод:

         «Соковыжималка  - сок отжимает, поэтому так и называется.»

   В теме «Одежда» для закрепления  слов, обозначающих детали одежды, названия тканей,  использовали схему моделирования платья.

  На таблице под номерами показаны ткань, цвет, детали одежды: ворот, рукав, украшения. И кубик - с цифрами от 1 до5.                                                                                                                            

  Воспитатель: Выберем ткань для платья Золушки. (Ребёнок бросает кубик. На грани кубика цифра 1.) Это щёлк. Из щёлка можно сшить платье. Какое?

 Дети: Бальное, прекрасное.

 Воспитатель: А какой будет ворот у платья?  (На кубике цифра 2.)

 Дети: Ворот круглой формы,

 Воспитатель: Теперь давайте выберем форму рукава.(На кубике цифра 2.)
Дети: Рукав будет как фонарик.

 Воспитатель: А как украсим платье?  ( На кубике цифра 3.)

 Дети: Украсим платье цветами.

  Воспитатель: Нарисуйте платье, а превратить ваши рисунки в настоящее платье поможет «Смехотрон» (Это ящик с двойным дном, который «оживляет» детские рисунки и превращает их в различные предметы.)

 У детей  также появился интерес к моделированию  костюма.

    Для закрепления навыков    точного и быстрого выбора слов мы использовали упражнения и игры, направленные на

  1. употребление детьми наименований предметов и их признаков. В играх активизировали имена существительные, глаголы, прилагательные.

Вопросы: Что можно шить?  Штопать? Застёгивать? Завязывать?

                                                    (подбирается предмет).

Игры: «Назови, какой?» (Шарф – тёплый, длинный, вязаный и т.д.), «Про что можно сказать «холодный -…, холодная - …, холодная - …»;

  1. классификацию предметов и их обобщение:

а) различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам ( распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт - автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный; машины - бытовые, военные, сельскохозяйственные;                                                                                                                  

б) исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (словесная и дидактическая игры «Четвёртый лишний», « Какие предметы лишние»);

в) подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением: «Какие фрукты растут в саду?»,  « Назови перелётных птиц»;

в) подведение слов видового значения под родовое название (туфли, сапоги, сандалии - …;   берет, панама, шляпа - …), игра «Назови одним словом»;

е) составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия.

  Особое внимание мы уделяли семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова).

  Значение слова мы объясняли используя наглядность (например, словосочетание «поздняя осень» объясняли в процессе показа серии картин, отражающих состояние погоды осенью); через уже усвоенные  слова (сопоставляли слова с другими словами  - надевать – что?; одевать – кого?); поясняли слово другим словом  - мужественный – храбрый («Подбери близкие по смыслу слова») ; подбирали к слову слова – антонимы:  неряха – чистый, аккуратный опрятный ( «Скажи наоборот»); объясняли значение слова через его определение – березняк – берёзовый лес («Назови одним словом»).

   Чтобы речевая деятельность для детей была радостной и желанной, использовала и такие приёмы, как художественное слово (сказки, загадки), элементы театрализованной деятельности.

  Задания старалась построить так, чтобы любой ребёнок на занятии мог занять позицию активного творца, созидателя. Наиболее ярко этот метод выявляется на примере ТРИЗовской игры «Чудесные вещи», по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду,                                                                                                                              

удивительные автомобили, чудесных животных и прочее. Это развивает не только речевое творчество ребёнка, но и способствует его психическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость и фантазию.

   В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» карточек соответственно изображения: колесо, Лошарик  из разных материалов, заячьи ушки, букет цветов, а с другой стороны карточек – разные предметы, которые показывают, как предметы могут двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать. Все карточки располагаются в кармашках картинками вниз, рубашками вверх. Детям предлагается вытащить поочерёдно по одной карточке из серии (по одному человеку). Все вместе (группой) дети обсуждают, какой получился предмет, что в нём хорошего, что плохого и как плохое можно изменить, сделать хорошим.

  Ребята полюбили эту игру, она давала им возможность и посмеяться, и подумать, и придумать что-то своё, свой вариант решения проблемы, которым можно гордиться.

 В занятия включала и пантомимику, так как считаю что она помогает детям понять внутреннее состояние различных героев, предметов. А это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления, и, конечно, развития речи ребёнка.

  Мы познакомили детей с «моделированием маленькими человечками», и они узнали, что каждый предмет и любое вещество состоит из маленьких  по- разному изображённых человечков (Приложение№10).  Книга  «Новые  приключения  Колобка» З.Г. Шустермана научила нас строить модели различных явлений и предметов. Например, компот состоит и из человечков крепко взявшихся за руки (фрукты и косточки в них),  и из человечков, держащих руки на поясе и касающихся друг друга локтями (вода), и из бегущих человечков (запах). Дети строили модели в рисунке, кубиками.                                                                                                                              

Каждый ребёнок потом объяснял, почему так нарисовал, выложил. Эта методика научила детей воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, видеть в любых системах противоречия и разрешать их.

   А как нравилась детям игра «Хорошо – плохо». На первый взгляд она кажется простой (если же, конечно преподносить истины в чёрно-белом варианте: драться - плохо, а дружить – хорошо), мы же поставили задачу донести до ребят, что во всяком плохом есть доля хорошего, и наоборот, в «бочке мёда, есть ложка дёгтя». Игра возникала непредвиденно, когда мы шли на прогулку, раздевались, во время  свободных игр. Дети часто сами начинали игру. Особенно им нравилось, когда мы проигрывали её в ролях: взрослый говорит что хорошо, а дети  (ребёнок) что плохо или  наоборот. Проиграл тот, кто первым закончил. Только в этой игре после рассматривания плохой стороны обязательно нужно вернуться к хорошему, нужно помнить, что  мы формируем маленького человека.

  Очень хотелось  научить детей  творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Для того, чтобы у детей получалось  придумывание сказок и историй, сначала нужна тренировка активного словаря. С этой целью я использовала речевые игры: «Найди словечко» (под кожей, на потолке, в воде); «Длинные и короткие слова» (ребёнок придумывал слова, проговаривал, и синхронно разводил ладони в стороны для сравнения линейности слов); «Вместе придумаем красивые слова»; «Назови по-разному знакомое стихотворение, рассказ, сказку». Эта игра на сложнейшую умственную и речевую работу. Ребёнку предлагала по-другому озаглавить знакомый текст. Например, рассказ Л. Толстого «Косточка» (такое меткое название дал автор), а Максим С. и Даниил Ш. придумали «Ваня и сливы»,  «Ложь». Нравилось детям играть и в игру «Назови по-разному одну и ту же игрушку». В данном случае мы шли двумя путями. Первый путь  однокоренных слов: заяц, зайчик, зайчишка, зайчище; второй путь – разных,                                                                                                                            

но характерных, отражающих суть слов: заяц – косой – беляк – трусишка – серый и т. д.

  На первоначальном этапе составляли   сказки совместно, с опорой на иллюстрации, картинки, иными словами, сочиняли по предметной модели. Брали 2-3-4 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей, причём сразу же учили соблюдать жанровые особенности сказок  (начало – «Жил-был» или «Однажды»; далее должны быть и сюрпризы, и перелёты, и исчезновения – появления…). А перед сказками описывали реальные две картинки,  использовав  книгу Н. Радлова «Рассказы в картинках».  (Приложение №12 ).

 В этом учебном году  работу по составлению сказок продолжаю с детьми, которые посещают нашу группу с прошлого года. Мы начали составлять сказки по говорящим рисункам, а позднее будем учиться придумывать сказки по схемам (это тоже один из приёмов ТРИЗ). Планирую эту работу проводить совместно с родителями. Я уже подготовила  консультацию  «Сказки  по схемам с использованием  ТРИЗ»,  подобрала материал для  КВНа «Родители и дети». ( Приложение № 15)

   Вся работа, о которой я рассказывала выше, ведётся в содружестве со всеми взрослыми, работающими в нашей группе  (это очень важно, т.к. многие дети всю неделю живут в детском саду) и специалистами детского сада: логопедом, психологом, музыкальным руководителем.

  Логопед уделяла внимание коррекционной работе. Психолог развивала у детей психические процессы: внимание, память, словесно-логическое мышление на занятиях «Интеллектуальные способности детей».

  Музыкальный руководитель, знакомя детей с русским фольклором, обогащала детскую речь, учила детей чувствовать художественную выразительность слова, его образность, меткость, поэтическую напевность.

 После получения результатов первичной диагностики, проводили индивидуальные беседы с родителями, консультации: «Обучение детей                                                                                                                        

правильной речи», «Как развивать речь ребёнка», в которых обращали внимание на то, как важно с раннего детства учить ребёнка и мыслить, и общаться посредством слова, соблюдая при этом общепринятый речевой этикет.

  Каждый из родителей перед беседой ответил на вопросы анкеты:

  1. Как Вы считаете, достаточен ли запас слов у вашего ребёнка?
  2. Может ли он правильно и понятно для окружающих изложить свою мысль? Как при этом ведёт себя: непринуждённо или скованно?
  3. Использует ли ребёнок в речи прилагательные, глаголы, местоимения?
  4. Как часто читаете ребёнку? Просите ли ребёнка ответить на вопросы по содержанию прочитанной сказки, рассказа? Соглашается ли он отвечать на вопросы?
  5. О чём разговариваете с ребёнком, возвращаясь из детского сада?

 Родители  не адекватно оценивали речь детей. Он считали, что речь их детей на достаточно хорошем уровне. На самом деле, как я говорила ранее, дети не обладали достаточным запасом слов, умением их употреблять. Их разговорная речь была невыразительна, почти не содержала эпитетов, образных сравнений и ограничивалась общеупотребительными словами, необходимыми для бытового общения. (Саша М., Настя А., Денис И. и др.)

  Мы поставили перед родителями задачу – развивать у ребёнка чуткость к слову и умение понимать его многозначность, образность, помогать овладевать элементарными средствами художественной выразительности речи; учить употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, оценочные наречия, качественные прилагательные, эпитеты.

  Посоветовали, какие можно использовать речевые игры и упражнения:

  1. Подбор определений и эпитетов (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);                                                                                                                                                          
  2.  «Узнай предмет по описанию» (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза.);
  3. Подбор действия к предмету («Кто что делает?», «Кто что ест?»…);
  4. Подбор синонимов (большой, огромный, громадный);
  5. Подбор предмета к действию (На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце.);
  6. Игра «Наоборот». Упражнения в назывании антонимов (день – ночь,

печаль – радость);

  1. « Назови детёныша», «Назови, кто им стал». Упражнения в правильном склонении существительного (род, число, в различных падежах и множественном числе);
  2. «Сделай длинными, ласковыми имена своих близких, клички животных»;
  3. Какой в сказке козёл?  («Лиса и козёл»)  - Недогадливый, глупый…
  4. Про что можно сказать: «холодный - …, холодная - …, холодное - …»;
  5. Назови одним словом: детей, идущих в школу; людей, лечащих   больных;
  6. «Новые слова» (у лисы длинный хвост – длиннохвостая);
  7. «Закончи предложение»:

- Миша пошёл гулять …. (когда?)

- Мише стало грустно …. (отчего?)

      14. Знакомьте детей с многозначными словами: язык, ключ, ручка,….    Еженедельно выставляли рекомендации – по какой теме и какие вопросы, задания давать детям для активизации словаря и формированию грамматически правильной речи,  например,  по теме «Мебель»:

  1. Рассмотрите с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;                                                                                                        

Назовите мебель и её отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;

объясните ребёнку назначение мебели, различных её видов;

рассмотрите на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, овальный, письменный; кухонный, обеденный, журнальный),шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки;

попросите ребёнка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стол, стул, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табурета, кресла;

вместе с ребёнком сходите в мебельный магазин.

  1. Предложите отгадать загадку и выучить наизусть:

1) В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.

                      В нём место есть и для конфет, он называется … (буфет).

                  2) с ногами, а без рук с сиденьем, а без живота, со спинкой, а без

                       головы. (Стул)

             3) Под крышей 4 ножки, на крыше суп да ложки. (Стол)

                   И  другие…

  1. Дидактическая игра «Подбери признак»: стул (какой?) -…, кресло (какое?) - …, кровать (какая?) - … .
  2. Логические упражнения.

1)Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

2) Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?                                                                                                            

  1. Предложите выполнить действия с предметами по вашему указанию (понимание предложных конструкций).
  2. Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.
  3. Упражнение для пальчиков «Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи».
  4. «Вспомни, какая мебель есть в твоем доме , в детском саду»
  5. Сконструируйте вместе с ребёнком игрушечную мебель из спичечных коробков.
  6. Вырежьте вместе с ребёнком  картинки с изображением различной мебели и вклейте в альбом;

  в какие игры можно играть дома:

           « Кто знает, пусть продолжает»,

           «Наоборот»,

           «Найди ошибку»,

           «Разговор красок»,

           «Отгадай и назови»

           «Подскажи словечко» и другие. (Приложение №14)

    Также обучали родителей коррекционной гимнастике и пальчиковым играм.

    Родители поняли нас и активно включились в работу, выполняли все наши

рекомендации.

  Считаю, что уровень речевой активности вырос благодаря сотрудничеству воспитателей, специалистов детского сада и родителей.

  «Важным фактором детского развития является согласованная совместная деятельность педагогов и специалистов дошкольного учреждения. Для того, чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, воспитатели, логопеды, психологи, музыкальные руководители, инструкторы по    физической    культуре    и    другие    специалисты     дошкольного                                                                                                                                        

образовательного учреждения должны объединить свои действия, скоординировать их. Профессиональное взаимодействие, взаимозаменяемость, взаимная осведомлённость в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы». (15)

  Работая по плану, решая задачи, поставленные мной по данной теме, я обновила и обогатила наглядный материал, составила ряд конспектов: «Наши младшие друзья», «Путешествие на паровозике» и другие. (Приложения №4,  №5)

   Обобщила свой опыт работы на педагогическом совете (2009г.), представила его в рамках работы опорного детского сада коллегам детских садов Орджоникидзевского района в январе 2010 года. Предложила воспользоваться подобранным материалом, дидактическими играми, картотекой игр.

  В этом году, с вновь пришедшими детьми, снова  работаем по этой теме, а с детьми, оставшимися в нашей группе с прошлого года, продолжаем работу над смысловой стороной речи, которую развиваем в процессе ознакомления с антонимами. Сначала использовали приёмы работы с изолированными словами, а сейчас – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

  1. подбор антонима к заданному слову: тихо  - …, трудно  -  …;
  2. отыскивание антонимов в пословицах, поговорках, рассказах: «Готовь сани летом, а телегу  зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;  …
  3. договаривание предложения с антонимами: Летом  жарко, а зимой…(холодно, морозно, студёно); Все люди радовались весне, а Снегурочка … (грустила, печалилась);
  4. составление предложений с заданной парой антонимов ( умный – глупый, весело – скучно).

  По такому принципу будем помогать детям осваивать  синонимы и  многозначные слова.                                                                                                                            

  Названные выше приёмы используем в играх и игровых упражнениях: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»; в дидактических играх: «Запрещённые слова», «Придумай рифму»; в народных играх: «Фанты», «Цветы», « И мы», «Кто летает» и других.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»

Образовательная область: развитие речи.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа: старшая разновозрастная.Тема: «Зима-Лето».Цель. Систематизировать знания детей о...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....