Занятие по расширению и активизации словарного запаса по теме «Головные уборы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зызо Виктория Олеговна

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить представление о головных уборах, деталях, материалах, из которых они сшиты;
  • учить сопоставлять и сравнивать предметы;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • учить подбирать прилагательные к существительным;
  • учить подбирать антонимы;
  • упражнять детей отвечать на вопросы полным ответом;
  • упражнять в составлении предложений с данными предметами, с наглядной опорой в виде натуральных объектов;
  • упражнять в употреблении обобщающих слов;
  • упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие

Расширение и активизация словарного запаса по теме «Головные уборы»

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить представление о головных уборах, деталях, материалах, из которых они сшиты;
  • учить сопоставлять и сравнивать предметы;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • учить подбирать прилагательные к существительным;
  • учить подбирать антонимы;
  • упражнять детей отвечать на вопросы полным ответом;
  • упражнять в составлении предложений с данными предметами, с наглядной опорой в виде натуральных объектов;
  • упражнять в употреблении обобщающих слов;
  • упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие;
  • развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
  • развивать память;
  • развивать тонкую и общую моторику;
  • развивать способности согласовывать движения с музыкой;
  • развивать чувство ритма и темпа;
  • развивать тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Оборудование:

Фигурки в виде головных уборов, мяч, картинки, игрушечные ключи, ваза с разноцветными камушками, наполненная водой, деревянные ящички, игрушечная черепаха, кусочки ткани, карточки с заданиями, кукла Буратино, бумажные куклы.

 

Ход занятия

Организационный момент.

— Здравствуйте, дети.

Знакомство с детьми. Дети становятся в круг. Логопед начинает игру со словами:

— Мы по кругу ходим, ходим, познакомиться хотим. Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...

Основная часть.

— Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие и познакомимся с замечательными сказочными героями. У них случилась беда. Деревянный мальчик Буратино отмечал день рождения, и к нему пришли его друзья. Они танцевали, веселились и не заметили, как лиса Алиса и кот Базилио украли у них головные уборы, положили в комод и закрыли на ключ. А ключ бросили в болото. Добрая Черепаха Тортила поможет нам достать ключ. Но, сначала, давайте вместе посмотрим, какие головные уборы были у наших друзей.

Покажите и назовите предметы, которые изображены на картинке?

  • Шляпа. Она состоит из двух частей. Та часть, которая покрывает голову, называется тульей. А части, выступающие за неё — это поля. Шляпы бывают женские и мужские.

  • Колпак. Никому ведь не хочется найти волосы у себя в супе? Правда, дети? Вот поэтому повара и надевают колпаки. Колпаки носят не только повара, но и врачи.

  • Платок. Какой платок без бахромы. Платок на голове носят девушки и женщины в разное время года.

  • Берет. Это мягкий, удобный головной убор без козырька.

  • Фуражка. На них принято носить эмблему или значок. У фуражки есть козырёк и шнур золотистого цвета. Фуражки носят генералы и офицеры нашей армии.

  • Бескозырка. Это форменная фуражка без козырька. А зачем на бескозырках такие длинные ленты вдоль спины? А затем, что, если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет её лентами под подбородком.

— Головные уборы бывают самые разные: Как называют головные уборы, которые мы надеваем на праздник? (праздничные, нарядные). Как называют головные уборы, которые мы носим каждый день? (повседневные). А зачем нужны головные уборы? Они защищают от дождя, от ветра, от снега, даже от жары. Они греют во время морозов. Как вы понимаете, без головных уборов никак нельзя. Вы согласны помочь нашим друзьям найти все головные уборы? Для этого вы будете выполнять задания. Если мы справимся со всеми заданиями, черепаха Тортила даст нам, ребята, маленькие ключи, и мы сможем открыть комод.

1-ое задание Черепахи Тортилы 

Обычно, заходя в помещение, каждый из нас первым делом снимает головной убор, вешая его на вешалку в прихожей.

На карточке вешалка с головными уборами и одним лишним предметом.

Сначала назовите все предметы, затем найдите и покажите лишний предмет на вешалке, объясните, почему вы так считаете.

Например, на вешалке лишние брюки, потому что это одежда.

С этим заданием справились прекрасно.

2-ое задание Черепахи Тортилы: Игра «Скажи наоборот»

— Закрывайте глазки детки!

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

У маминой шляпы поля широкие, а у папиной шляпы … узкие.

У девочки шапочка светлая, а у милиционера фуражка … темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок … старый.

У Вити кепка грязная, а у Коли … чистая.

У повара колпак высокий, а у врача колпак … низкий.

3-е задание Черепахи Тортилы: Игра «Что из чего?»

— У кота Леопольда  шляпа из соломы.

— У кота Леопольда … соломенная шляпа.

— У Маши платок из шелка.

— У Маши … шелковый платок.

— У Кота в Сапогах шляпа из фетра.

— У Кота в Сапогах … фетровая шляпа.

— У попугая Кеши кепка из кожи.

— У попугая Кеши … кожаная кепка.

— У почтальона Печкина шапка-ушанка из меха.

— У почтальона Печкина … меховая шапка-ушанка.

— У художника берет из вельвета.

— У художника … вельветовый берет.

Физкультминутка

— Как же нам попасть на остров сказочных героев? Для этого я превращу вас, дети, в гномиков. «Ну-ка глазки закрывайтесь, дети в гномов превращайтесь! Раз, два, три, четыре, пять буду в гномов превращать!».

Играет музыка «Гномы, гномы маленький народ».

1…2….3…4…5...вот мы и в волшебной стране.

4-ое задание Черепахи Тортилы:

— Как вы знаете, переходить через болота опасно. А в одиночку еще опаснее, поэтому вы будете проходить по двое. Вам придётся прыгать с одного листика кувшинки на другой, ни разу не оступившись, иначе зыбкое болото засосёт вас.

Между листочками кувшинок лежат схемы для описания предмета, находящегося в руках у ребенка.

1. Название. (Что это?)

2. Цвет. (Какого цвета?)

3. Из какого материала сделана? (дети должны выбрать материал)

— Вы отлично справились со сложными заданиями. Теперь мы можем достать ключи и помочь нашим друзьям.

Дети достают ключи из вазы с камушками, открывают деревянные ящички и достают фигурки головных уборов.

— Назови, кому нужны эти головные уборы. Например, каска нужна бегемоту-строителю.

Шляпа с пером нужна Коту в Сапогах.

Фуражка нужна милиционеру Дяде Степе.

Бескозырка нужна Волку-моряку.

Платок нужен Машеньке.

Берет нужен художнику.

Колпачок нужен нашему другу Буратино.

Подведение итогов:

— Все головные уборы нашли своих хозяев. Дело в шляпе. Когда говорят «дело в шляпе», это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Ну, вот и окончилось сказочное путешествие. Мы с вами помогли нашим друзьям, и я вновь превращаю вас в детей: «Раз, два, три, четыре, пять — превращаю вас в детей опять!» Понравилось вам наше путешествие, ребята? Что особенно вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? Молодцы! Вы теперь много знаете о головных уборах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

laquo;Кто это? Что это?»Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.Ход: Воспит...

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и его предметной деятельности. Поэтому очень важно в младшем дошкольном возрасте через дидактические игр...