Конспект комплексного занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию. Тема: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Паращук Ольга Борисовна

Цель: Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.

Задачи: Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Вырабатывать умение интонировать звуки. Воспитывать бережное отношение к природе.

        

         Материал: Игрушечные жужелица, майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, жук-олень, паук, бабочка. Письмо. Схема развития бабочки. Схема признаков живого. Листы цветной бумаги формата А4.  Трафарет насекомого, простой карандаш – на каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №321 Тракторозаводского района Волгограда»

Конспект комплексного занятия в средней группе

по познавательно-речевому развитию.

Тема: «Насекомые»

Воспитатель: Паращук О.Б.

                                               2020


Цель: Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.

Задачи: Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Вырабатывать умение интонировать звуки. Воспитывать бережное отношение к природе.

        

        Материал: Игрушечные жужелица, майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, жук-олень, паук, бабочка. Письмо. Схема развития бабочки. Схема признаков живого. Листы цветной бумаги формата А4.  Трафарет насекомого, простой карандаш – на каждого ребенка.

Ход занятия

        Воспитатель. Сегодня мы идем в гости к маленьким жителям полянки.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

Подходят к полянке – столу, накрытому зеленой скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала жителей полянки (насекомых) В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.

        Воспитатель.  Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа?  (Солнца, тепла, весны.) Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Солнышко, солнышко золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(машут руками)

А сугробы тают, тают,

(приседают)

А цветочки подрастают.

(поднимают руки вверх)

Стужу, мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляем на полянку животное, которое надо угадать)

Загадки:

1) Чёрен, а не ворон,

     Рогат, но не бык,

     С крыльями, а не птица. (Жук-олень)

2) Спинка в веснушках. Полетит на небо,

     Там ее детки, кушают конфетки. (Божья коровка)

3)  Наткёт, наплетёт,

     Сядет и добычу ждет. (Паук)

  1. Жу-жу-жу,

        Жу-жу-жу,

       Я на ветке сижу

       И звук Ж всё твержу. (Майский жук)

5) Целый день летает, всем надоедает,

    Ночь настает – тогда перестанет. (Муха)

  1. На лугу живет скрипач,

    Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

  1. Шесть ног без копыт,

    Бежит – жужжит,

    Сядет – землю роет. (Жужелица)

8) (Бабочка)

        Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали. Как можно назвать их, одним словом? (Насекомые) А все ли здесь насекомые? (Паук не насекомое) Почему? (У паука восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, и нет крыльев на спинке, значит, паук не насекомое.) Пусть паучок погостит у насекомых, а мы с вами превратимся в кузнечиков.

        Разминка «Паучок»

Паучок ползет по ветке,

А за ни ползут все  детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять

        Воспитатель. Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирую схему развития бабочки) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку, совсем не подвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

        Гимнастика для глаз.

(В руке у воспитателя игрушечная бабочка на палочке)

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит,

Бабочка порхает по кругу,

Вверх вниз… и назад спешит.

Воспитатель предлагает еще раз вспомнить и назвать, используя схему, этапы развития бабочки.        

        Воспитатель. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается?  куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.)

        Психогимнастика.

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю, свой дом покидаю,

И по цветкам на лугу я порхаю.

        Послушайте, к нам кто-то летит…жжжжж Это майский жук. (Звук издалека постепенно нарастает) Жук садится в цветок. Перелетает из цветка в цветок. Улетает.

        Другой звук ..зззззз Глазами следим за воображаемой мухой, а затем ловим ее в кулачок. Прислушиваемся, поочередно разгибаем пальцы. Муха улетает.

Воспитатель. Есть ли у насекомых враги? (Есть) Кто? (Птицы) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращаю внимание детей на окраску насекомых) Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живет в траве, а майский жук на ветке) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться)

Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица. (Дети прячут насекомых в кору дерева, в траву. Воспитатель обращается к каждому ребенку) Почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому такая окраска? Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! её хорошо видно в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как корова дает молоко, её и назвали «божья коровка» Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

        Воспитатель. Почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые) Как можно доказать, что они живые? Для ответов дети используют схему признаков живого. (Дышат, двигаются, питаются, растут, размножаются.) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать ими можно любоваться, наблюдать, как они летают, ползают, прыгают, двигаются; слушать, как они жужжат.

        А теперь маленькие жители полянки хотят поиграть с вами в прятки. Они приготовили для вас цветную бумагу и трафаретя Вам нужно выбрать одно насекомое и спрятать: поместить трафарет на тот лист, на котором ваше насекомое никто не найдет, и обвести его карандашом.

        Дети выполняют задание. В ходе работы воспитатель задает вопросы: «Кого ты спрятал? Почему выбрал лист такого цвета?» Спасибо ребята, ваши работы мы поместим в уголок природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе детского сада на тему: “ Стоп, машина, тише ход! На дороге пешеход!”

Конспект комплексного занятия в средней группе детского сада на тему: “ Стоп, машина, тише ход! На дороге пешеход!”...

Конспект комплексного занятия в средней группе по речевому развитию, художественной литературе. Тема: «В гостях у Бабушки – Забавушки».

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи :1.     Образовательная : расширять знания и представления детей о народных играх, разных формах устного народного...

Конспект комплексного занятия в средней группе "Чудесная поляна (насекомые)"

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЧУДЕСНАЯ ПОЛЯНА» (НАСЕКОМЫЕ)Цели:- способствовать закреплению и расширению представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни-...

Конспект комплексного занятия в средней группе "У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ" ( с использованием игр познавательно-речевого развития)

Цели занятия:- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.- образовательная область «Познавательное развитие»  - прод...

Конспект итогового занятия в средней группепо формированию по формированию элементарно-математических представлений (ФЭМП) - «Путешествие вместе с Колобком».

В процессе занятия дети обобщают, закрепляют, систематизируют знания детей полученные в течение года:  считают до 5, соотносят цифры с количеством предметов; закрепляют представление о геом...