Лексическая тема "Лес. Деревья. Грибы. Ягоды"
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Повторите с Вашим ребенком:
- названия основных деревьев, их классификацию: лиственные(берёза, дуб, липа, клён, осина, ива, рябина), хвойные(ель, сосна).
- названия частей дерева (ствол, ветви, крона, кора, корни, почки);
- как меняются деревья в различные времена года.
1. Дидактическая игра: «Один – много».
ствол -…,
лист -…,
пень -…,
ветка -…,
сук -…,
корень -…
2. Подобрать действия к слову «листья» (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся, летят, шуршат, мокнут, вянут, сохнут и т.д.
3. Скажи так: лист клена — кленовый лист,
лист березы -…,
лист осины -…,
лист дуба -…,
ветка ели -…,
шишка сосны -…,
прутик ивы -…
4.Сосчитай до пяти
Один могучий дуб – два могучих дуба,...
Одна плакучая ива –...
Одна стройная береза –...
Один молодой клен –...
5.Скажи наоборот
Высокая ель –...
Старый дуб –...
Тонкая сосна –...
Прямой ствол –...
Повторите с Вашим ребенком:
- Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).
- На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).
- Какие ты знаешь съедобные грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, сыроежка, масленок, опенок, лисички и др.)
- Какие ты знаешь несъедобные грибы? (Бледная поганка, мухомор)
- Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
- Как называются корни у грибов? (Грибница)
- Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)
1.«Скажи со словом много»: одна сыроежка, много … (сыроежек). Так же: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят, одна поганка, много поганок, один мухомор – много мухоморов.
2.Как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)? Под осиной? (Подосиновик). Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).
3.Назовем грибы ласково:
Подберезовик – подберезовичек, подосиновик – подосиновичек, масленок – масленочек, опенок – опеночек, мухомор – мухоморчик, поганка – поганочка, сыроежка – сыроежечка, белый гриб – беленький грибочек.
4.Рассказ-описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички, опята, сыроежка).
- Как называется этот гриб?
- Где он растет?
- Какого цвета?
- Съедобный или несъедобный?
- Что можно из него приготовить?
2. Повторите с Вашим ребенком.
Какие бывают ягоды? (ядовитые и полезные; садовые и лесные). Какие садовые/лесные/ядовитые ягоды ты знаешь? Что общего у земляники и клубники? Чем они отличаются? Чем похожи ежевика и малина? Чем отличаются? Где растет клюква? Что можно приготовить из клюквы?
1.Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? (Малиновое.)
Джем из земляники. Какой джем?
Сироп из черники. Какой сироп?
Повидло из ежевики. Какое повидло?
Компот из брусники. Какой компот?
Желе из клубники. Какое желе?
Сок из клюквы. Какой сок?
Задание 2. Отгадать загадку и выучить .
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:
Что это? Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какова на вкус?
Что из нее готовят?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»
Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...
Материал по лексической теме : лес грибы ягоды
Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые игры, дидактические игры, психогимнастика....
перспективное планирование по лексической теме : лес,грибы,ягоды. Старшая группа.
Разнообразные виды совместной деятельности по лексической теме....
перспективно-календарный план на неделю по теме "Деревья, грибы, ягоды".
Тема: « Деревья, грибы, ягоды» Итоговое мероприятие: сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осенний лес». Направления развитияПедагогические задачиПознавательное развитие-Продолжать знаком...
Календарное планирование на неделю по лексической теме "Лес, грибы, ягоды. Деревья ."
Календарное планирование на неделю по лексической теме "Лес, грибы, ягоды. Деревья.". Планирование включает все виды деятельности с детьми в течении дня, включая НОД....
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по лексиче...