Материал по лексической теме : лес грибы ягоды
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые игры, дидактические игры, психогимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_griby_yagody.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Лес. Грибы. Ягоды. Глаголы прошедшего времени единственного числа.
Цель: учить детей слушать и слышать звучащую речь; формировать представление о слове (действии), его изменяемости в зависимости от времени выполнения и сочетаемости с другими словами в речи.
Программные задачи:
1. Формировать обобщающие понятия «грибы», «ягоды».
2. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.
3.Согласование глаголов в прошедшем времени единственного числа с существительными в роде.
4. Развитие диалогической речи.
5. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении.
6. Закрепление умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
7. Развитие внимания, памяти и мышления.
8. Развитие ММР и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Оборудование: Мяч. Письмо. Предметные картинки (или муляжи) с изображением грибов и ягод. Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал..» Сюжетные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Мальчик вытирается. Девочка вытирается. Лодка плавает. Утка стоит. Автомобиль стоит. Дождь идёт. Стакан стоит на столе. Кошка лежит на диване. Мячик лежит под диваном. Самолёт летит. – Самолёты летят. Лебедь плавает.- Лебеди плавают. Предметные картинки мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик. Полоски для схематического обозначения слов.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Логопед: «Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.»
Психогимнастика.
Логопед: «На пути у нас лес, (Дети шагают на месте.)
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живёт Лесовик.
Вообще, то, он добрый и милый старик, (Дети выполняют упражнение «Улыбка»)
Но того, кто в лесу озорничает, (Дети нахмуривают брови.)
Животных и лес обижает,
Он в трухлявые пни превращает». (Дети изображают старые дряхлые «пни».)
Логопед: «Мы к лесной лужайке вышли
Ребята, как красиво в осеннем лесу! Как в лесу хорошо дышится! Давайте полюбуемся красотой леса и подышим. Вдыхаем носом, выдыхаем медленно через рот: «АХ!» Вдыхаем носом, выдыхаем медленно через рот: «Чудесно».Покажите, как осинка дрожит на ветру, могучий дуб, который не боится ни ветра, ни дождя. Изобразите плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой».
Логопедическая гимнастика.
Логопед: «Ребята, а как это растение называется?» (Орешник, на нём растут орехи.)
Логопед: «Молоточек возьмём
И орешек разобьём. (Максимально откинуть челюсть и резко закрыть.)
За щеками покатаем, (Надавливать языком на внутреннюю сторону правой щеки, потом левой.)
Ядрышко потолкаем,
Вот какое маленькое, («Погладить» языком внутреннюю сторону щеки,
Вкусненькое, сладенькое. сначала правой, потом левой.)
Вновь орешек мы возьмём (Проводить нижними зубами по верхней губе, затем верхними - по нижней.)
И словно белочки грызём».
2. Вводная беседа.
Логопед: «Дети, отгадайте, что я вижу под деревьями и на полянке?
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд.
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
Логопед: «У грибов вместо семян – споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стеблей, ни корней. У гриба шляпка, и у меня шляпа, похожи ли они?
У Иры - нога и у гриба - нога. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожными при сборе грибов: ведь среди них бывают съедобные и ядовитые. Ядовитыми грибами мы можем отравиться. Логопед: «У гриба шляпка, и у меня шляпа, похожи ли они?
У Иры - нога и у гриба - нога.
3.Игра «Большой – маленький» («Назови ласково»).
Гриб – грибок, грибочек.
(Нога, шляпа, боровик, опёнок, маслёнок, мухомор, поганка).
4. Игра « Сосчитай-ка»
Логопед: « Мы с вами сейчас сосчитаем съедобные грибы, и соберём их в корзину»
(Дети считают: «Один опёнок, два….. Одна лисичка, две лисички, … .»)
5. Составление нераспространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Логопед: «Посмотрите, нам оставил Гном письмо, а в нём картинки. Если мы не выполним задания, то сказочные лесные ягоды не увидим, и не сможем набрать полное лукошко.»
○Игра «Сейчас или раньше» - упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени.
1. Парные картинки из пособия Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).
2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.
3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).
4. Упражнение в постановке вопросов с картинкам на левом и правом панно. сопоставление вопросов.
○Игра с картинками на правом панно « Скажем про Таню и Ваню» - упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени.
Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину.
Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:
Таня подметала пол.
Что делала Таня?
Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню:
Ваня делал тачку?
Что делал Ваня?
○Игра «Эхо» - Преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу.
Мальчик умывается. – Мальчик умывался.
Девочка умывается.- Вчера девочка умывалась.
○Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):
- Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.
- Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купи хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.
Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы.
Опорные картинки:
Таня конфеты (хлеб, яйца, бублики)
Ваня сосиски (пряники)
6. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Логопед: « В лесу растёт много ягод.»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
7. «4-й лишний».
Логопед: «Назовите чернику, землянику, брусника, калину, малину одним словом». (Ягоды.)
Земляника, ежевика, калина, волчья ягода. Какая из этих ягод лишняя? (Волчья ягода, потому что она ядовитая.)
Клюква, земляника, мухомор, калина. Что лишнее и почему?» (Мухомор, потому что он гриб, да ещё и ядовитый.)»
8. Упражнение «За грибами».
Координация речи с движениями, развитие творческого воображения, подражательности, закрепление в речи глаголов «искать», «срывать», «собирать».
Логопед: «Ребята, грибы любят не только люди, но и зверята.»
За грибами
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя, «срывают воображаемые грибы.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Мухомор раздавил.
Логопед: «Вспомните, что делали звери на опушке?
Белочки скакали, а белочка скакала.
Скакали зайчатки, скакал зайчонок.
Лисичка бежала, лисички бежали.
Лисичка лисички собирала.
9. Итог.
Логопед: « Что делали зверушки на опушке? Вот мы и выполнили все задания Гнома, набрали, грибов и ягод, научились говорить то, что мы делали раньше. Нам пора возвращаться в свой детский сад. Я сейчас досчитаю до трех, и мы окажемся в своей группе. Раз, два, три…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»
Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...
перспективное планирование по лексической теме : лес,грибы,ягоды. Старшая группа.
Разнообразные виды совместной деятельности по лексической теме....
Календарное планирование на неделю по лексической теме "Лес, грибы, ягоды. Деревья ."
Календарное планирование на неделю по лексической теме "Лес, грибы, ягоды. Деревья.". Планирование включает все виды деятельности с детьми в течении дня, включая НОД....
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по лексиче...
Домашнее задание по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды."
Домашнее задание по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды».Отгадай загадки:Вот стоит кто- то важныйНа беленькой ножкеОн в шапочке краснойНа шапке горошки (гриб мухомор) Что за бусинка в...
Лексическая тема "Лес.Грибы.Ягоды"
Рекомендации...