Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Осень»
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи: Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).
Воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
Оборудование и материалы: Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки, произведение П.И. Чайковского «Осень».
Словарная работа: Осень, «Золотая осень», сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, урожай, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, желтеют, падают, улетают, убирают и др.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: - Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
Дети: - Об осени.
Воспитатель: - Какие месяцы осени вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Какой сейчас месяц?
Дети: - Сентябрь.
Воспитатель: - Какой месяц следующий?
Дети: - Октябрь.
Воспитатель: - Какая осень в сентябре?
Дети: - Ранняя, золотая.
Воспитатель: - Какая осень в октябре?
Дети: Дождливая.
Воспитатель: - Какая осень в ноябре?
Дети: - Поздняя.
Воспитатель: - Что стало с листьями на деревьях?
Дети: - Пожелтели.
Воспитатель: - Куда улетают птицы?
Дети: - На юг.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы угадайте прослушав загадку.
Загадка:
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (Осень.)
Игра «Какая осень»
Воспитатель: - А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».
Воспитатель: - «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам лететь и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Воспитатель: - листья осенью (что делают?)
Дети: - листья осенью желтеют и опадают
Воспитатель: - дождь осенью (что делает?)
Дети: - дождь осенью моросит, идет.
Воспитатель: - урожай осенью (что делают?)
Дети: - урожай осенью убирают.
Воспитатель: - птицы осенью (что делают?)
Дети: - птицы осенью улетают.
Воспитатель: - деревья осенью (что делают?)
Дети: - деревья осенью роняют листья.
Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.
Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи. Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье….
В багрец и золото одетые леса!
Воспитатель: Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: - О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.
- Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке? и т.д.
Физкультминутка «Листопад»
Мы листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели (приседаем)
Ветер снова набежал (побежали)
И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
Воспитатель: Дети, а вам нравится осень?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А сейчас внимательно послушайте музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)
Воспитатель: - А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?
Дидактическое упражнение «Осенние слова»
Дети: - Золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.
Воспитатель: - Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.
Итог.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...