Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
проект по развитию речи (средняя группа)
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_s_ispolzovaniem_triz-tehnologii_1.docx | 387.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка» (2 корпус)
Технологии проектной деятельности
«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
г. Керчь 2015 г.
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Лев Толстой.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Особенностью речи дошкольников любого возраста является неумение «пользоваться» богатым, красочным, неповторимым русским языком. А именно:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
- неумение слушать и слышать художественные произведения.
- эмоциональная и речевая скованность в процессе драматизации художественных произведений.
Цель проекта:
формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о фольклоре.
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
- Учить отгадывать загадки.
- Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
- Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
- Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
- Работать над правильным звукопроизношением.
- Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
- Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
- Активизировать в речи «фольклорные» слова.
- Учить подбирать качественные прилагательные к существительным.
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
- Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
- Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
- Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
- Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
- Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.
Вид (тип) проекта:
Ролево-игровой
Сроки реализации:
Долгосрочный: 2015 – 2018 учебные года.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Организация предметно-развивающей среды («Читалия» (Центр развития речи), Центр развития словесно-логического мышления, Центр развития художественного творчества, Центр театрализации).
- Методический инструментарий (картотеки пословиц и поговорок, картотека потешек, загадок, конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ, картотеки пестушек, закличек, колыбельных песен, речевых игр, картотеки народных подвижных игр, картотеки наглядно-демонстрационного материала, картотеки пальчиковых игр, игр по коррекции эмоционального состояния дошкольников.
- «Библиотека неравнодушного родителя» (информационный материал по формированию речи дошкольников различными формами фольклора и с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.
Формы работы с дошкольниками:
- Непосредственная образовательная деятельность по формированию речи дошкольников средствами различных форм фольклора с использованием инновационной технологии ТРИЗ.
- Беседы с дошкольниками.
- Чтение художественной литературы.
- Праздники и развлечения.
- Экскурсии в библиотеку.
- Русские народные игры.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование, проведение опросов родителей с целью выявления компетентности родителей в данном вопросе.
- Беседы с родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
- Консультации для родителей (групповые, подгрупповые, индивидуальные.
- Семинары, семинары-практикумы для родителей.
- Совместное проведение праздников и развлечений для детей и родителей.
- Привлечение родителей к изготовлениям поделок и наглядно-демонстрационного материала, пособий по данной теме.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап (сентябрь 2015)
- Анализ предметной среды группы.
- Сбор информации, материала для реализации проекта.
- Формулирование цели и задач проекта.
- Организация игрового взаимодействия.
- Основной этап (октябрь 2015 - сентябрь 2017)
- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
- Динамика речи воспитанников на начало года.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Чтение и рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.
- Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Выступление на педагогическом совете.
- Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
- Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
- Консультация для родителей и педагогов учителя - логопеда «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
- Родительское собрание «Инновационная технология ТРИЗ, как средство развития речи».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.
- Изготовление подарков для родных и близких людей, для друзей.
Заключительный этап (декабрь 2017 год):
- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, Педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"
Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет....
Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Педагогический проект...
«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...
Конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ в подготовительной группе
Содержание:1. Тема: «Осень в Крыму»………………………………………&helli...
Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»
Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать представления детей о признаках весны и называть...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора
Консультация для ппедагогов...