Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"
рабочая программа по развитию речи по теме
Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №1 «Алёнушка» города Асино Томской области
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«Развитие речи дошкольников
средствами различных форм фольклора»
Возраст детей, на которых рассчитана программа 3-7 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Автор модифицированной программы: Лаханова Светлана Владимировна, воспитатель.
Место реализации модифицированной программы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №1 «Алёнушка» города Асино Томской области.
Год разработки модифицированной программы: 2015год.
Программа разработана на основе: «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
Эксперты: «Педагогика и психология дошкольная» старший воспитатель:
Лапшина И.В.
Пояснительная записка
Русские песни, предания, пословицы… -
наконец, русские сказки, -
без сомнения заслуживают большого внимания:
они – память нашего давно минувшего,
они – хранилище русской народности.
Н.А. Некрасов
Формирование основ моральных качеств у детей начинается в дошкольном возрасте, и, насколько успешно осуществляется этот процесс, зависит духовно-нравственное их развитие.
В период дошкольного возраста у детей формируются представления об общественной жизни и нормах поведения в обществе. И одним из наиболее эффективных средств воспитания является народный фольклор.
Устное народное творчество возникло гораздо раньше письменности и впитало в себя мудрость, знания, опыт множества поколений людей.
Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он сопровождает ребёнка с самого рождения, так как по сей день живут в народном быту колыбельные песни, потешки, прибаутки. Дошли до нас и, передаваемые из поколения в поколение, забавные считалки, народные игры, скороговорки, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки. Все эти произведения малой фольклорной формы народного творчества оказывают огромное влияние на развитие у детей речи, внимания, мышления, памяти, нравственности, двигательной активности, воображения и обогащает их словарный запас, расширяют кругозор. А так же способствует развитию умения ясно формировать свои мысли.
Знакомство с сокровищами фольклора помогает глубже узнать историческую память нашей Родины. Русское народное творчество является достоинством и умом народа.
Программа «Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора» на сегодняшний день имеет особую значимость. Чаще всего использование малых фольклорных форм в работе с детьми сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Возникает противоречие между возможностями форм фольклора во всестороннем развитии дошкольников и методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора. Этот процесс должен происходить и на занятиях, и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и согласуется с программой М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду». Программа рассчитана на 4 года занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 - 30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
Цель программы – повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.
Задачи:
Обучающие:
- приобщать детей к народной культуре своей Родины, родного края.
- познакомить с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.
- вызвать интерес у детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.
- совершенствовать художественный вкус и творческий потенциал каждого ребёнка.
Развивающие:
- развивать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного фольклора, фантазию, творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические нормы поведения, патриотические чувства, самодисциплину.
- способствовать повышению значения семейных ценностей.
Предполагаемые результаты:
- Использовать в своей речи пословицы, поговорки при различных режимных моментах.
- Употреблять песенки, потешки, прибаутки в сюжетно-ролевых играх.
- Самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок.
- Различать жанры русского народного творчества – загадки, пословицы, поговорки, считалки.
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумывать диалоги героев произведения, свой конец сказки.
Методическое обеспечение программы:
В процессе обучения дошкольников на занятиях и в повседневной жизни, чтобы обеспечить более высокое качество знаний, умений и навыков, используется целый спектр методов:
- Наглядные (использование наглядных пособий, дидактического материала, использование ИКТ, звукозаписей, телепередач)
- Словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа)
- Практические (упражнения)
- Игровые (дидактическая игра, игра-драматизация, подвижные игры)
Учебно–тематический план
(1-й год работы)
№ п/п | Тема занятия | Общее количество занятий | теория | практика |
Сентябрь | ||||
1. | Д/и «Чьи детки?» | 1 | 1 | |
2. | Д/и «Во саду ли в огороде» | 1 | 1 | |
3. | Чтение потешки «Курочка-рябушечка» | 1 | 1 | |
4. | Коллективная работа по изготовлению панно «Курочка с цыплятами» (аппликация) | 1 | 1 | |
Октябрь | ||||
1. | Чтение потешки «Берёзонька скрип, скрип» | 1 | 1 | |
2. | Изготовление панно «Листопад в берёзовой роще» | 1 | 1 | |
3. | Заучивание р.н. потешки «Огурчик» | 1 | 1 | |
4. | Изготовление масок для игры «Огурчик». Игра. | 1 | 1 | |
Ноябрь | ||||
1. | Заучивание потешки «Бежала лесочком». | 1 | 1 | |
2. | Д/и «Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?» | 1 | 1 | |
3. | Чтение р.н. потешки «Ай, дили…». Игра – развлечение. | 1 | 1 | |
4. | Заучивание потешки «Кисонька – мурысонька». | 1 | 1 | |
Декабрь | ||||
1. | Д/и «Узнай потешку». | 1 | 1 | |
2. | Заучивание потешки «Совушка – сова». | 1 | 1 | |
3. | Д/и «Кто внимательный». | 1 | 1 | |
4. | Д/и «Библиотека». | 1 | 1 | |
Январь | ||||
1. | Заучивание потешки «На птичьем дворе». | 1 | 1 | |
2. | Повторение и инсценировка потешки «На птичьем дворе». | 1 | 1 | |
3. | Изготовление панно «Петушок и курочка». Флористика. (коллективная работа) | 1 | 1 | |
Февраль | ||||
1. | Заучивание потешки «Вышли мышли…» | 1 | 1 | |
2. | Игра – хоровод «Мыши». | 1 | 1 | |
3. | Поделка из природного материала «Мышь» (Флористика) | 1 | 1 | |
4. | Чтение потешки «Шли с базара индюки». | 1 | 1 | |
Март | ||||
1. | Заучивание потешки «Наша – то хозяюшка…» | 1 | 1 | |
2. | Чтение потешки «Гости». «Приготовили угощенье». (Лепка) | 2 | 1 | 1 |
3. | Заучивание потешки «Машет лапами медведь». | 1 | 1 | |
4. | Д/и «У медведя во бору». | 1 | 1 | |
5. | Аппликация «Медведь». | 1 | 1 | |
Апрель | ||||
1. | Заучивание потешки «У зайчонка-лапочки…» | 1 | 1 | |
2. | Игра «Заинька» | 1 | 1 | |
3. | Заучивание потешки «Тень – тень – потетень». | 1 | 1 | |
4. | Д/и «Угостим животных». | 1 | 1 | |
Май | ||||
1. | Заучивание потешки «Гуси – гуси» | 1 | 1 | |
2. | Литературная викторина. | 1 | 1 |
Учебно-тематический план
(3-й год работы)
№ п/п | Тема занятия | Общее количество занятий | Теория | Практика |
Сентябрь | ||||
1. | Тематическая беседа о сезонных изменениях в природе «Загадочное лето» | 1 | 1 | |
2. | Изготовление дидактического материала к настольному театру «Кто в лесу живёт?» | 1 | 1 | |
3. | Изготовление дидактического материала к настольному театру «Что в лесу растёт?» | 1 | 1 | |
4. | Показ настольного театра «Кто в лесу живет? Что в лесу растёт?» | 1 | 1 | |
Октябрь | ||||
1. | «Лесовичок и волшебная корзинка» (Загадки о грибах и ягодах) | 1 | 1 | |
2. | Показ иллюстраций о погодных изменениях (Чтение закличек и приговорок) | 1 | 1 | |
3. | Рассматривание картин «Золотая осень» (Загадки об осенних явлениях природы) | 1 | 1 | |
4. | Викторина по загадкам «Во саду ли, в огороде» | 1 | 1 | |
Ноябрь | ||||
1. | Изготовление книжки-раскладушки«Одна загадка – много отгадок» | 1 | 1 | |
2. | Дидактическая игра «Кому что принадлежит?» | 1 | 1 | |
3. | Конкурс рисунков-отгадок (Нарисовать ответ к загадке) | 1 | 1 | |
4. | Дидактическая игра «Загадай, а я отгадаю.» (Работа по иллюстрациям) | 1 | 1 | |
Декабрь | ||||
1. | Игра «К нам гости пришли и подарки принесли» | 1 | 1 | |
2. | Викторина «Из какой мы сказки?» | 1 | 1 | |
3. | Дидактическая ирга «Загадочное лото» | 1 | 1 | |
4. | Дидактическая игра «Кто в домике живёт?» (Загадки о животных и птицах) | 1 | 1 | |
Январь | ||||
1. | Упражнение «Сравнения» (подбор синонимов, подбор антонимов) | 1 | 1 | |
2. | Развлечение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | 1 | |
3. | Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам. | 1 | 1 | |
4. | Развлечение «В гостях у бабушки». | 1 | 1 | |
Февраль | ||||
1. | Игра-конкурс «Цветы и ягоды» | 1 | 1 | |
2. | Изготовление книги «Собрание пословиц о труде и дружбе» (Работа с родителями) | 1 | 1 | |
3. | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. | 1 | 1 | |
4. | Игра-соревнование «Узнай поговорку или пословицу» (командное) | 1 | 1 | |
Март | ||||
1. | Дидактическая игра «Пословицы и поговорки». | 1 | 1 | |
2. | Подготовка к драматизации сказки «Репка» | 1 | 1 | |
3. | Драматизация сказки «Репка» | 1 | 1 | |
4. | Показ детьми настольного театра «Гуси –лебеди» | 1 | 1 | |
Апрель | ||||
1. | Подготовка к театрализации сказки «Колобок» Чтение и обсуждение характерных особенностей героев сказки. | 1 | 1 | |
2. | 2.Обсуждение и распределение ролей, подготовка костюмов. | 1 | 1 | |
3. | Игра-драматизация по сказке «Колобок». | 1 | 1 | |
4. | Показ настольного театра «Заюшкина избушка». | 1 | 1 | |
Май | ||||
1. | Русские народные подвижные игры с простыми правилами («Гуси-лебеди», «Горелки», «Ручеёк», «Кот и мыши») | 1 | 1 | |
2. | Игры с элементами соревнования («Охотники и звери», спортивные эстафеты) | 1 | 1 | |
3. | Конкурсно – игровая программа «Дружная семья». | 1 | 1 | |
4. | Семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». | 1 | 1 |
Учебно-тематический план
(4-й год работы - сказки)
№ п/п | Тема занятия | Общее количество занятий | Теория | Практика |
Сентябрь | ||||
1. | «В гости к бабушке Загадушке». Чтение докучных сказок. | 1 | 1 | |
2. | «Сказка своими руками». Колобок. | 1 | 1 | |
3. | Конкурс рисунков «Любимая сказка». | 1 | 1 | |
4. | Оформление книги по детским рисункам. | 1 | 1 | |
Октябрь | ||||
1. | Сказки о животных. Чтение сказки «Журавль и цапля». | 1 | 1 | |
2. | Чтение сказки «Петух и собака». Подбор подходящих по смыслу пословиц к сказке. | 1 | 1 | |
3. | «Сказка своими руками». Изготовление настольного театра по р.н.с. «Петух и собака». | 1 | 1 | |
4. | Викторина «Животные – герои сказок». | 1 | 1 | |
Ноябрь | ||||
1. | Чтение сказки «Мужик, медведь и лиса». | 1 | 1 | |
2. | Сравнительный анализ р.н.с. «Мужик, медведь и лиса», «Мужик и медведь». | 1 | 1 | |
3. | Конкурс детских рисунков по сказкам «Мужик, медведь и лиса», «Мужик и медведь». | 1 | 1 | |
4. | «Сказка своими руками». Объёмная аппликация из бумаги. Изготовление лесных зверей. | 1 | 1 | |
Декабрь | ||||
1. | Чтение сказки «Лиса и дрозд». | 1 | 1 | |
2. | «Сочиняем сказку». | 1 | 1 | |
3. | Дидактическая игра «Кто больше назовёт определений?» | 1 | 1 | |
4. | Викторина «Заколдованные сказки» | 1 | 1 | |
Январь | ||||
1. | Бытовые сказки. Чтение сказки «Солдатская загадка». Беседа по содержанию, подбор пословиц. | 1 | 1 | |
2. | Сравнительный анализ Сказок «Солдатская загадка» и «Каша из топора». | 1 | 1 | |
Февраль | ||||
1. | Чтение сказки «Ванюшка и царевна». Беседа по содержанию, подбор пословиц и поговорок. | 1 | 1 | |
2. | «Знакомство с бытом и предметами утвари русской избы». | 1 | 1 | |
3. | «Загадки русской избы». Загадки о предметах домашнего обихода. | 1 | 1 | |
4. | Дидактическая игра «Отгадай». (Предметы домашнего обихода). | 1 | 1 | |
Март | ||||
1. | Волшебные сказки. Чтение сказки «Иван – царевич и серый волк». | 1 | 1 | |
2. | Работа с природным материалом. «Яблоня с молодильными яблоками». | 1 | 1 | |
3. | Сказка «Царевна – лягушка». Чтение сказок в разных обработках. | 1 | 1 | |
4. | Графический диктант «Построим замок» | 1 | 1 | |
Апрель | ||||
1. | Чтение сказки «Волшебное кольцо». Беседа по содержанию, подбор пословиц поговорок. | 1 | 1 | |
2. | Конкурс «Украсим русский народный наряд» | 1 | 1 | |
3. | Чтение сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Беседа по содержанию, подбор пословиц поговорок. | 1 | 1 | |
4. | «Вечер загадок» (по прочитанной сказке) | 1 | 1 | |
Май | ||||
1. | Чтение сказки «Бой на Калиновом мосту». Беседа по содержанию, подбор пословиц поговорок. | 1 | 1 | |
2. | Дидактическая игра «Узнай сказку». | 1 | 1 | |
3. | Чтение сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Беседа по содержанию, подбор пословиц поговорок. | 1 | 1 | |
4. | Интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Условия реализации программы:
- комфортная, доброжелательная атмосфера взаимопонимания;
- создание и обновление предметно- развивающей среды;
- игры, упражнения и задания, подобранные с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
- наличие необходимых пособий, оборудования;
- техническое обеспечение;
- взаимодействие педагога и родителей.
Работа с родителями:
- Ознакомление родителей с дополнительной образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
- Проведение родительского собрания по теме: «В мире сказок».
- Беседа с родителями об успехах их детей.
- Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей.
- Совместное изготовление книги по пословицам и поговоркам.
Литература:
- М.А.Васильева «Воспитание и обучение в детском саду»
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
- «Потешки, считалки, небылицы». Составитель А.И. Мартынова, Москва. «Современник». 1989.
- «Русский фольклор», составитель В.А. Аникина. Москва. «Художественная литература». 1985.
- «Одно дело делаешь, другое не порть». Б.В.Шергин. Москва. «Детская литература». 1983.
- «Ни окон, ни дверей» (русские народные загадки, сказки). Москва. «Детская литература». 1989.
- «Старинные русские пословицы и поговорки». Москва. «Детская литература». 1983.
- «Поговорки». Составитель М.Кузьмина. ООО «Хатбер-пресс», 2014.
- «Загадки для малышей», составитель В. Степанов. «Сказочные загадки». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
- «Загадки для малышей», составитель В. Степанов. «От А до Я». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
- «Загадки для малышей», составитель Ю. Кушак. «С нами в прятки играют отгадки». ООО «Издательство «Фламинго», 2005.
- Русские народные загадки. «Зимой и летом одним цветом». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
- Русские народные загадки. «Хвост крючком, нос пятачком». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
- «Добрый человек придёт, словно свету принесет». Учебно-методическое пособие. Из опыта работы Л.А. Тереховой, В.Н. Осиповой. СОИУУ, Смоленск. 2000.
- «Детям на потеху», русские народные песенки, потешки. Алтайское книжное издательство, 1980.
- «Тридцать три Егорки», русские народные скороговорки. Москва. «Детская литература». 1989.
- «Ласковое слово, что солнышко в ненастье». Москва. «Детская литература». 1979.
- «Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно», русские народные загадки. Москва. «Детская литература». 1991.
- «Делу время, потехе час», стихи, рассказы, песни, приметы. Москва. «Детская литература». 1986.
- «При солнышке тепло, при матери добро», русские народные пословицы и поговорки. Москва. «Детская литература». 1974.
- «Кукольный театр - дошкольникам». Т.Н.Караманенко, Ю.Г. Караманенко. Москва. «Просвещение». 1982.
- «Загадки, считалки и скороговорки». О.Д. Ушакова. Санкт-Петербург, «Издательский дом «Литература». 2013.
- «Учите детей отгадывать загадки», Ю.Г. Илларионова. Москва. «Просвещение». 1985.
- «Книга загадок», Н.Толоконников. Москва. «Самоцветы». 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Педагогический проект...
«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...
Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...
Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»
Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать представления детей о признаках весны и называть...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора
Консультация для ппедагогов...
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...