«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
проект (подготовительная группа) по теме
Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Лев Толстой.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Особенностью речи дошкольников любого возраста является неумение «пользоваться» богатым, красочным, неповторимым русским языком. А именно:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи;
• плохая дикция.
• неумение слушать и слышать художественные произведения.
• эмоциональная и речевая скованность в процессе драматизации художественных произведений.
Цель проекта:
формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами различных форм фольклора с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.
Задачи проекта:
1. Формировать представления детей о фольклоре.
2. Знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
4. Учить отгадывать загадки.
5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
8. Работать над правильным звукопроизношением.
9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.
12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным.
13. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
14. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
15. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
16. Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
17. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
18. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.
Вид (тип) проекта:
Ролево-игровой
Сроки реализации:
Долгосрочный: 2015 – 2018 учебные года.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Организация предметно-развивающей среды («Читалия» (Центр развития речи), Центр развития словесно-логического мышления, Центр развития художественного творчества, Центр театрализации).
2. Методический инструментарий (картотеки пословиц и поговорок, картотека потешек, загадок, конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ, картотеки пестушек, закличек, колыбельных песен, речевых игр, картотеки народных подвижных игр, картотеки наглядно-демонстрационного материала, картотеки пальчиковых игр, игр по коррекции эмоционального состояния дошкольников.
3. «Библиотека неравнодушного родителя» (информационный материал по формированию речи дошкольников различными формами фольклора и с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.
Формы работы с дошкольниками:
1. Непосредственная образовательная деятельность по формированию речи дошкольников средствами различных форм фольклора с использованием инновационной технологии ТРИЗ.
2. Беседы с дошкольниками.
3. Чтение художественной литературы.
4. Праздники и развлечения.
5. Экскурсии в библиотеку.
6. Русские народные игры.
7. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование, проведение опросов родителей с целью выявления компетентности родителей в данном вопросе.
2. Беседы с родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
3. Консультации для родителей (групповые, подгрупповые, индивидуальные.
4. Семинары, семинары-практикумы для родителей.
5. Совместное проведение праздников и развлечений для детей и родителей.
6. Привлечение родителей к изготовлениям поделок и наглядно-демонстрационного материала, пособий по данной теме.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2015)
· Анализ предметной среды группы.
· Сбор информации, материала для реализации проекта.
· Формулирование цели и задач проекта.
· Организация игрового взаимодействия.
2. Основной этап (октябрь 2015 - сентябрь 2017)
· Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
· Динамика речи воспитанников на начало года.
· Выставка книг с различными жанрами фольклора.
· Чтение и рассматривание иллюстраций.
· Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.
· Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
· Показ театров с использованием русских народных персонажей.
· Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
· Выступление на педагогическом совете.
· Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
· Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
· Консультация для родителей и педагогов учителя - логопеда «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
· Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
· Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.
· Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
· Родительское собрание «Инновационная технология ТРИЗ, как средство развития речи».
· Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
· Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
· Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
· Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.
· Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
· Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.
· Изготовление подарков для родных и близких людей, для друзей.
Заключительный этап (декабрь 2017 год):
1. Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
2. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, Педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_proektnoy_deyatelnosti.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии проектной деятельности
«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- 1. Формировать представления детей о фольклоре.
- 2. Знакомить детей с устным народным творчеством.
- 3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
- 4. Учить отгадывать загадки.
- 5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
- 6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
- 7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
- 8. Работать над правильным звукопроизношением.
- 9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
- 10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
- 11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.
- 12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
- 13. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
- 14. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
- 15. Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
- 16. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
- 17. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.
Особенностью речи дошкольников любого возраста является неумение «пользоваться» богатым, красочным, неповторимым русским языком. А именно:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
- плохая дикция.
- неумение слушать и слышать художественные произведения.
- эмоциональная и речевая скованность в процессе драматизации художественных произведений.
С целью повышения уровня развития речи дошкольников, устранения ошибок в речи детей, фольклорные произведения используются мною на занятиях по развитию речи, по формированию целостной картины мира, по формированию элементарных математических представлений, лепке, рисованию, аппликации; во время сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр; во время развлечений, драматизаций. С целью приобщения родителей к работе по устранению «речевых проблем» дошкольников, мною проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы для родителей; проводится приобщение родителей к изготовлению поделок, иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам, поговоркам; проводятся посещения родителями занятий и режимных моментов.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с такими формами фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, русские народные сказки; потешки, заклички. Для совершенствования речевого аппарата на занятиях я использую игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, а так же подвижные игры; игровые ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты; артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры и чистоговорки.
В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе. Дети должны знать о том, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, о том, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. При знакомстве с пословицами и поговорками дети рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Мной были собраны картотеки пословиц и поговорок, постоянно используемые в работе на занятиях по формированию правильной речи дошкольников.
Детям дошкольного возраста очень нравятся потешки. Они помогают детям не только развивать память, речь, но и выражать своё настроение, эмоции: огорчение, радость, тревогу, удивление. На своих занятиях я потешки сопровождаю показом действия, показом красочных иллюстраций, что делает занятие более интересным. Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию речи. Стараюсь как можно чаще использовать их на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. С этой целью была создана картотека потешек, подобраны к ним иллюстрации, разбработаны конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации.
Особое место в моей работе с детьми по формированию речи занимают загадки. Почему? В загадках отображён весь окружающий человека мир. Сначала дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Необходимо научить их внимательно слушать и слышать в загадке какие – то признаки, подсказки, которые помогут дать правильный ответ. Я считаю очень важным дать малышу возможность не просто отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. С помощью родителей мы подобрали картотеку загадок.
Сказка….. Сказка…. Сказка…
Дети дошкольного возраста живут в мире сказок: своих, придуманных сказок; тех сказок, которые они слышали от родителей, бабушек, в детском саду. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить: это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник знаний, который позволяет детям развивать речь, учиться сопереживать и сочувствовать героям сказки, развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Благодаря сказкам ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое. В «Стране Читалии», которая была создана силами родителей наших воспитанников, имеется богатая подборка русских народных сказок и иллюстраций к ним.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.
Именно поэтому я использую различные формы фольклора на всех занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Это не просто вызывает интерес детей к занятию, но и стимулирует поисковую, познавательную активность детей.
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.
Принципы отбора фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников:
- - фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
- - математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
- - фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны детям;
- - словарный материал должен быть понятен детям.
Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:
- - включение фольклора в математические занятия не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;
- - перед включением фольклорных форм в занятие, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;
- - народные подвижные игры можно использовать в качестве физ. минуток на занятиях по математике;
- - при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, где живёт ребёнок, таким образом приобщая его к культурному наследию своего народа.
Учитывая все эти особенности и рекомендации, я стараюсь включать фольклорные произведения в каждое занятие по формированию элементарных начальных математических представлений. Мной были разработаны конспекты занятий по формированию элементарных начальных математических представлений с использованием различных форм русского фольклора.
Чтобы организовать сюжетно-ролевые игры, необходимо детей научить играть в эти игры, поэтому я всегда играю вместе с ними. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, показа игры недостаточно. Незаменимыми помощниками для меня в этом сложном, но очень интересном деле, являются произведения малого фольклора. Если дети не могут найти себе занятие, я приглашаю их поиграть, предлагаю ту или иную игру. Проводя какую-либо сюжетно-ролевую игру, я выступаю в роли хозяйки-бабушки, девочки Снегурушки, лисички-сестрички, сороки-белобоки. Дети не просто присоединяются к игре, а постепенно сами начинают «играть в сказку», отображая в тех или иных образах характеры героев, употребляя в речи слова из фольклорных произведений.
В своей практике я широко использую пальчиковые игры. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников. Короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной, яркой речи малыша.
Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому я ежедневно использую в своей работе с детьми пальчиковую гимнастику и игры. С этой целью были побраны картотеки пальчиковых игр, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, игр по коррекции эмоционального состояния.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры. Театрализованная игра активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей, переходя к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Несомненно, ребенок, привыкший выражать свои эмоции с помощью театрализованной деятельности, начинает по – новому рассматривать свое собственное «Я», свое поведение и поведение других, свои взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, родителями. Вот почему возникает необходимость находить такие формы занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятий и так же активно участвовать в самовыражении.
На занятиях ребенок не просто пассивный слушатель, который только выполняет задания воспитателя. Каждый малыш должен быть в постоянном творческом поиске, активно взаимодействовать с ребятами и педагогом, проявлять инициативу и самостоятельность. Только такой подход может развить творческое начало.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художетственно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа сказки, потешки, почувствовать совей отношение к нему, я использую «живые картинки». А именно: предлагаю детям имитировать движения по тому или иному фольклорному произведению. «Ведущими», за которыми повторяют дети движения, периодически бывают все дети. Особенно часто стараюсь привлекать к ведущей роли детей застенчивых, стеснительных. При этом стараюсь не скупиться на похвалу, одобрение, апплодисменты.
Подвижная игра – естественный спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные подвижные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала.
Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического и, самое главное, речевого развития детей. Для того чтобы устроить народный праздник требуется много предварительной работы: разучивание народных песен, игр, хороводов, потешек, прибауток, переплясов; рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг, сказок, рассказов.
Детям нравится отмечать народные праздники и досуги. Конечно, прежде всего, надо чтобы детский сад давал больше радости. Для этого и проводятся праздники и развлечения, которые поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость: они являются средством всестороннего воспитания; пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, своему народу уважения к людям, чувство дружбы, развивают диалогическую и монологическую речь, обогащают словарный запас детей, формируют грамматически правильную речь.
При подборе материала по народному творчеству следует выбирать понятный, доступный материал.
Наиболее используемые праздники в дошкольных учреждениях: «Рождество», «Пасха», «Осенины», «Масленица», «Яблочный спас», «Посиделки», «Святки». Каждый из них имеет свою цель, тематику. У каждого праздника своя декорация и атрибутика. Для проведения развлечений мной, с помощью музыкального руководителя, были разработаны сценарии развлечений для дошкольников; с помощью родителей подобраны атрибуты и костюмы для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"
Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет....
Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Педагогический проект...
Конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ в подготовительной группе
Содержание:1. Тема: «Осень в Крыму»………………………………………&helli...
Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...
Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»
Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать представления детей о признаках весны и называть...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора
Консультация для ппедагогов...