Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
« Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»
Цель: Создание оптимальных педагогических условий по формированию связной речи дошкольников средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
- Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Литература:
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972
- Корнеева Е.И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год
- Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год
- «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9
- путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
- Ресурсы интернета.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
сентябрь | Изучение литературы | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сказок, загадок, потешек, песенок, считалок… | |
октябрь | Работа с детьми Работа с родителями | Знакомство с темой: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора» Подбор материала для работы | Создание уголка речевого развития, пополнение уголка ряжения. Фольклорный праздник «Осенины» Оформление папки передвижки |
ноябрь | Работа с детьми Работа с родителями | Подготовка к развлечению «Экологическая сказка» с использованием малых фольклорных форм Привлечь к подготовке развлечения : оформление зала, помощь в пошиве костюмов, рисование схем с правилами | Показ развлечения родителям |
декабрь | Работа с детьми Работа с родителями | Подготовить атрибуты к дид.играм: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу», «Изобрази пословицу пантомимой» Помощь в заучивании пословиц, песен, стихов к новогоднему празднику | Зимние гуляния на прогулке Консультация на тему:»Роль фольклора в развитии детей» |
январь | Работа с детьми Работа с родителями | Пополнение библиотеки новой литературой: Русскими народными сказками, потешками, небылицами. Изготовление «Волшебной книги» | Вечер загадок и пословиц Консультация: «Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста» |
февраль | Работа с детьми Работа с родителями | Создание альбома: «Пословицы, поговорки, заклички, народные приметы в рисунках
Помощь детям в подборе материала, рисунков. | Презентация альбома в группе Выставка альбомов в родительском уголке |
март | Работа с детьми Работа с родителями | Подготовка фольклорного праздника «Масленица» Помощь педагогам, детям в подготовке к празднику | Фольклорный праздник «Масленица» Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» |
апрель | Работа с детьми Работа с родителями | Чтение и обыгрывание эпизодов из русских народных сказок. Д/И: »Угадай сказку» Изготовление шапочек для подвижных народных игр. Подготовка костюмов, декораций. Анкетирование по теме: «Роль фольклора в жизни ребенка» | Игра – драматизация для детей мл. и ср. групп по сказке» Заюшкина избушка» Оформление уголка по теме: «Устное народное творчество» |
май | Работа с детьми Работа с родителями | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото, скороговорки, чистоговорки Подготовка к собранию | Литературная викторина по сказкам Поместить в уголок приглашение на собрание, тему, краткое содержание собрания |
Представление методического продукта | Подготовка к выпускному вечеру, работа над выразительностью речи детей. | Выпускной вечер | |
Форма отчетности | Отчет о работе по теме: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных норм» на родительском собрании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-214947-1702841093.jpg)
Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора
Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472495-1408981483.jpg)
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-102991-1497450701.jpg)
ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "
"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора " ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/11/picture-1149203-1602422036.jpg)
Статья на тему "Развитие речи детей с помощью малых форм фольклора"
Развитие речи детей в младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-751520-1520229394.jpg)
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326890-1617548969.jpg)
Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)
laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...