Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для формирования навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о роли фразеологизмов в родной речи.
- учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;
- развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике;
- активизировать словарь через использование фразеологизмов.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей выразительности речи; языкового чувства, интуиции, накопление положительного речевого опыта.
- развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и активность.
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать навыки сотрудничества эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Материалы и оборудование: мультимедиа, СD проигрыватель, мультимедийная презентация, композиция «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского, музыка Евгения Птичкина, в исполнении В. Толкуновой ; иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре «Найди отличия», «Волшебная книга сказок»; волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР
Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
Разработал:
воспитатель группы № 5
Красникова О.В.
г. Иркутск, 2021г
Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы)
Цель: Создать условия для формирования навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о роли фразеологизмов в родной речи.
- учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;
- развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике;
- активизировать словарь через использование фразеологизмов.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей выразительности речи; языкового чувства, интуиции, накопление положительного речевого опыта.
- развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и активность.
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать навыки сотрудничества эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Материалы и оборудование: мультимедиа, СD проигрыватель, мультимедийная презентация, композиция «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского, музыка Евгения Птичкина, в исполнении В. Толкуновой ; иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре «Найди отличия», «Волшебная книга сказок»; волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.
Ход занятия:
- Организационный этап:
Дети проходят на занятие под музыкальную композицию и садятся на стульчики.
- Приветствие детей.
- Установление эмоционального контакта, настрой на занятие:
звучит музыкальная композиция «Сказки гуляют по свету».
3. Чистоговорка « Гуси-лебеди»
Рали-рали-рали, гуси мальчика забрали.
Ать-ать-ать, девочка братишку бежит выручать.
Гла-гла-гла, детям мышка помогла.
Ат-ат-ат, речка, яблонька и печка от гусей спасли ребят.
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку?
II. Введение в ситуацию: Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на картинки
1. Дидактическое упражнение «Найди отличия» ( в иллюстрациях к сказке «Гуси-лебеди») Слайд 1.
Воспитатель: Кто из вас уже выполнял такие задания? Я раздам вам картинки и вы сможете выполнить это задание, но не сейчас.
III. Основной этап
1. Актуализация знаний и умений
Я надеюсь, вы без труда с ним справитесь. А сейчас, мы будем выполнять следующее задание на определение отличий.
2. Введение в затруднение
А) Постановка проблемы
Воспитатель достаёт «Волшебную книгу сказок», объясняя детям задание. Он просит детей внимательно послушать тексты и медленно зачитывает их по очереди.
По щучьему веленью
1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Братья работают без устали, не переставая, трудятся без перерывов, с большим старанием . А Емеля целый день лежит на печке без дела, знать ничего не хочет.
2. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Братья работают, не покладая рук. А Емеля целый день лежит на печке,
баклуши бьёт, знать ничего не хочет.
Б) Решение проблемы
Воспитатель:
- Из какой сказки эти отрывки? Что интересного, вы заметили? Чем отрывки отличаются друг от друга? Объясните, в каких случаях так говорят. Работать не покладая рук, работать, засучив рукава - старательно без перерывов, выполнять работу с особым старанием.
АА когда так говорят? Бить баклуши, сидеть сложа руки, лодыря гонять, мух ловить – бездельничать. Вы уже знаете, что эти загадочные слова называются фразеологизмами.
Воспитатель: Эти фразы полностью противоположны по смыслу. Слайд 2.
Вспомните и назовите героев знакомых вам сказок, к которым можно отнести эти фразы.
Назовите героев знакомых вам сказок, к которым можно отнести эти фразы.
4. Практическая часть (закрепление знаний)
А) Решение проблемы (работа в группах)
А) Дидактическая игра «Такие разные герои »
(дети распределяют картинки с изображением героев сказок на две группы, в зависимости от фразеологизма.
Крошечка - Хаврошечка Рукодельница
Братья Емели Настенька (из сказки «Морозко») Одноглазка, Двуглазка, Триглазка Ленивица
Емеля Марфуша
Воспитатель: С кем из героев (персонажей) сказок, вы хотели бы дружить?
IV. Динамическая пауза. «Шел король по лесу»
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Колобок
1. А Лиса решила ловко и хитро обмануть Колобка и говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на
носок да спой еще разок, погромче.
Колобок, разинув рот, вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять решила схитрить - Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок, да пропой в последний разок.
А глупый и наивный Колобок, прыг Лисе на язык, а Лиса его - гам и съела.
2. А Лиса решила обвести вокруг пальца Колобка и говорит:
-Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на
носок да спой еще разок, погромче.
Колобок, уши развесил, вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему стала морочить голову:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок, да пропой в последний разок.
Колобок, прыг Лисе на язык, а Лиса его - гам! - и съела.
Воспитатель: Все узнали эту сказку? Какие фразеологизмы вы услышали в одном из отрывков? Про кого так говорят? Обвёл вокруг пальца – ловко, хитро обманул кого - то. Развесил уши – слушал с большим доверием Слайд 3.
Воспитатель: Назовите героев сказок, к которым можно отнести эти фразы. Кто обманул? (обвёл вокруг пальца) А кто был обманутым? (развесил уши)
Вспомните другие примеры из сказок. Кто обманул? (обвёл вокруг пальца, морочил голову) А кто был обманутым? (развесил уши)
Б) Дидактическое упражнение: Обведи карандашом, только тех героев, кто был обманут. Слайд 4.
Составь предложение с использованием нужного фразеологизма. Произнеси его, с интонацией иронии, насмешки.
Лиса (из сказки Колобок)
Колобок
Лиса (из сказки Волк и лиса) Волк
Лиса ( из сказки «Кот, лиса и петух») Петух
Лиса обвела вокруг пальца не только Колобка, но и старика и волка в сказке «Волк и лиса» (Воспитатель: Какой из этих двух отрывков вам больше понравился? Первый или второй? И почему? Хотели бы вы использовать, при рассказывании сказок эти выражения? (фразеологизмы) Ещё фразеологизмы, называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ. Они как бы перелетают из одной сказки в другую. Действительно, сказки и фразеологизмы дружат.
В) Дидактическая игра « Шесть загадок волшебного сундучка» (картинки или предметы: чайная ложка, лук, решето, глаза и слёзы в три ручья , 2 глаза, 2 сердечка)
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (воспитатель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
- Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
- С этим овощем дружит горе. Что это? Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек
- В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это? Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
- Что говорят про человека, который плачет горько, долго и безутешно, что про них говорят? (льёт слёзы в три ручья)
- Что значит смотреть в оба? (смотреть внимательно, ничего не пропускать)
- Эти два сердечка любят друг друга, живут дружно, не сорятся, помогают друг другу.
Г) Дидактическое упражнение « С какой сказкой дружат эти фразеологизмы? » Слайд 5.
- горючими слезами заливалась (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»)
- водой не разольёшь («Крылатый, мохнатый, да масляный»)
- ни в сказке сказать, ни пером описать» («Сивка-Бурка»)
- только его и видели («Колобок»)
- и в ус не дует («Каша из топора»)
VI. Заключительный этап
1. Подведение итогов (дети сами делают выводы им помогает воспитатель) Фразеологизмы окружают нас с самого детства, т. к. встречаются во многих произведениях, а особенно часто в русских народных сказках. Они помогают ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду, к людям. Как приятно слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Одним из лучших украшений нашей речи, являются фразеологизмы. Роль фразеологизмов в нашей речи велика! 2. Сюрпризный момент Воспитатель: Вы уже знаете, что обозначают эти два сердечка? Слайд 6. Они любят друг друга, живут дружно, не сорятся, помогают друг другу. Многие сказки заканчиваются словами: И стали они жить поживать и добра наживать. С тех пор жили они долго и счастливо. Как ещё говорят про счастливых людей? Живут, душа в душу. Есть ли, среди ваших знакомых люди, которые живут, душа в душу? Я дарю вам эти сердечки, чтобы вы и ваши родные и близкие люди, жили - душа в душу.
3. Рефлексия
Воспитатель: - Спасибо всем за занятие. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу занятия мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Я хочу вам пожелать и дальше дружить с русским языком. В общении с родными, друзьями и просто с окружающими людьми не стесняйтесь пользоваться крылатыми выражениями.
Из волшебного сундучка появляется волшебный клубок - необычный атрибут многих волшебных сказок. По волшебному клубку в сказках обычно можно найти нужный путь. Волшебный клубочек в сказках часто помогал героям. И нам он, ребята тоже поможет вернуться в нашу группу.
Сценарный план занятия
по речевому развитию
для детей подготовительной к школе группы с ТНР
Разработал: воспитатель подготовительной к школе группы №5 Красникова Ольга Васильевна
Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
Цель: Создать условия для формирования навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о роли фразеологизмов в родной речи.
- учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;
- развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике;
Развивающие:
- способствовать развитию у детей выразительности речи; языкового чувства, интуиции, накопление положительного речевого опыта.
- развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать диалогическую и монологическую речь
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родному языку;
- воспитывать самостоятельность и активность;
- формировать навыки сотрудничества, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с происхождением фразеологических оборотов.
2. Просмотр презентаций «Крылатые слова», «Путешествие в мир фразеологизмов»
3. Рисование «Занимательные слова»
4. Беседа с детьми на тему: «Откуда берутся фразеологизмы?»
5. Знакомство детей со словарём Андрея Усачёва «Великий могучий русский язык» (крылатые слова в стихах и картинках для детей все возрастов.)
6. Чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов;
7. Рассматривание веселых открыток А.Векслера «Шуточные рассказы в картинках»
8. Создание и оформление иллюстрированного фразеологического словаря группы.
9. Дидактические, словесные игры и упражнения: «Вопросы-шутки», «Картинная галерея», «Кто это мог сказать?», «Подберите фразеологизмы», «Найдите и соотнесите фразеологизм и его значение», «Найди картинку», «Замени фразу».
Используемые методы и приемы: игры на основе наглядности, словесные игры на основе отрывков из сказок, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов; самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте; умение объяснить значение образного выражения; занимательный материал «Веселые открытки» А.Векслера.
Материалы и оборудование: мультимедиа, СD проигрыватель, мультимедийная презентация, композиция «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского, музыка Евгения Птичкина, в исполнении В. Толкуновой , иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре «Найди отличия», «Волшебная книга сказок»; волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.
Ход занятия:
I. Организационный этап:
1. Приветствие детей.
2.Установление эмоционального контакта, настрой на занятие: музыкальная композиция «Сказки гуляют по свету» Евгений Птичкин, М. Пляцковский , в исполнении В. Толкуновой.
3. Чистоговорка « Гуси-лебеди»
II. Введение в ситуацию:
1. Дидактическое упражнение «Найди отличия» Слайд 1.
III. Основной этап
1. Актуализация знаний и умений
2. Введение в затруднение (Чем отличаются эти отрывки?)
3. Погружение в тему (использование отрывков с противоположными по смыслу фразеологизмами) Слайд 2.
IV. Динамическая пауза. «Шёл король по лесу»
4. Практическая часть (работа в группах)
5. Решение проблемы (ответы на вопросы с опорой на занимательный материал) Слайд 2, 3.
6. Включение нового знания в систему знаний и умений (игры и упражнения)
А) Дидактическая игра «Такие разные герои » (классификация картинок)
Б) Дидактическое упражнение: Обведи карандашом, только тех героев, кто был обманут. Слайд 3.
В) Дидактическая игра « Шесть загадок волшебного сундучка»
Г) Дидактическое упражнение « С какой сказкой дружат эти фразеологизмы? » Слайд 4.
V. Сюрпризный момент (подарок - два сердечка) Слайд 6.
VI. Заключительный этап:
- Подведение итогов занятия (дети сами делают выводы, воспитатель при необходимости корректирует)
- Сюрпризный момент (подарок - два сердечка)
- Рефлексия (волшебный клубок провожает детей в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/28/picture-838737-1477654714.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»
Цели:— закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-506103-1414413990.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.
Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891634-1486576877.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».
Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223800-1583066239.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Моя Родина - Россия»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Моя Родина - Россия"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-1047798-1575518387.jpg)
Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/09/picture-1345792-1631173452.jpg)
Конспект открытого занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в Изумрудный город»...