Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Сказка»
Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»
Составила и провела воспитатель:
Фоменко Ирина Анатольевна
Камень-на-Оби
2021
«В гостях у сказки»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
Программное содержание:
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить названия и содержание русских народных и авторских сказок;
2. Звуковая культура речи. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
3. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения.
5. Связная речь: совершенствовать умение составлять сказки по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Учить отгадывать загадки.
II. Развивающие задачи:
- Развивать у детей речь, образное мышление, фантазию и творчество.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству, к русским традициям;
2. Учить выслушивать рассказы товарищей.
3. Учить работать в команде.
4. Развивать мышление, память, воображение.
Ход занятия
Под отрывок из песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка» дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я принесла для вас подарок. А, чтобы узнать, какой, отгадайте загадку и узнайте, что за подарок я вам принесла
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети отвечают: Книга.
Воспитатель: Совершенно верно, книга - наш самый лучший друг. Значение книг в жизни человека огромно. Благодаря книгам мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаем много нового интересного, знакомимся с другими странами. Ни телевизор, ни компьютер, ни радио не могут заменить книгу. Ребята, я знаю, что некоторые дети уже близко знакомы с книгой и они хотят прочитать стихотворение о книге.
Стихотворение «Лучший друг» Григория Ладоншикова (4 детей)
Если купишь книгу -
Не бросай на полку;
От нее не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух,
Книга-самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки
Все к твоим услугам:
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? (Путешественники – это люди, которым хочется побывать в чужой стране, увидеть что-то интересное)
А вы хотели бы ими стать?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово.
Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов, отгаданных вами загадок.
1.
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка ;
Учитель: Ребята, а какой звук вы слышите в начале слова «Снегурочка»?
Дети: Звук «С».
2.
На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок ;
Учитель: Ребята, а в слове «Колобок» какой звук первый?
Дети: «К»;
3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит ;
Учитель: Ребята, какой звук слышите в начале слова?
Дети: «А».
4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка ;
Учитель: Ребята, какой звук Вы слышите в начале слова?
Дети: «З»
5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон;
Учитель: Какой звук первый?
Дети: «К»
6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка .
Воспитатель: Ребята, какое зашифрованное слово у нас получилось? Кто из Вас может прочесть?
Дети: «С К А З К И».
На экране появляется часть заставки к телепередаче «В гостях у сказки» (16 сек.)
Затем на слайде появляется слайд с изображением сказочницы
Воспитатель: Ребята сказочница прислала нам письмо. Давайте, вам его прочитаю.
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребятушки и дорогие гости. Зовут меня Елена-Сказочница. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван-Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)
Сказочница: Ребята, герои сказочной страны приготовили для Вас много заданий. Вот одно из них. Воспитатель вам загадки, а вы внимательно слушайте и угадайте название сказки, и ее автора.
1.
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила?
(«Дюймовочка» (слайд))
Воспитатель: А кто написал сказку о Дюймовочке?
Дети: Датский сказочник, Ганс Христиан Андерсен (слайд)
Воспитатель: Сейчас потолкуем о книжке другой.
2.
Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю и невод забросил
Кого-то поймал и что-то попросит
О жадной старухе рассказ наш пойдёт
А Жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (слайд)
Воспитатель: Как называется сказка и кто ее автор?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд).
Воспитатель: А, кто, автор этой сказки?
Дети: А.С.Пушкин (слайд).
Сказочница:
Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (слайд)
Сказочница: Ребята, как называется эта сказка?
Дети: «Конек-горбунок».
Сказочница: А, кто автор этой сказки?
Дети: Ершов Петр Павлович. (слайд)
Воспитатель: Ребята, Вы очень сообразительные, отгадали все загадки. Но, послушайте, ребята, что за чудесная музыка раздается из сказочного леса.
Звучит часть видеоклипа «Русские традиции» группа «Карусель», прим. 36-40 сек.
Сказочница: Ребята, а о чем поется в этой песне?
Дети: о сказках.
Воспитатель: Ребята, правильно. Русский народ всегда был велик своими сказками, былинами, песнями колыбельными и обрядовыми, прибаутками, небылицами. Мы знаем их самого раннего детства, помним наизусть и проносим через всю жизнь- настолько велик заложенный в них заряд любви, душевной теплоты и доброго озорства.
Воспитатель: Ребята, а какие русские народные сказки Вы знаете?
Дети: дети называют русские народные сказки.
Воспитатель: Ребята, а вы покажете «Как вы знаете русские народные сказки?» ИГРА «Составь сказку» за столами. Послушайте задание: мы разделимся на 3 команды, у вас каждого есть эмблема, посмотрите на нее, и найдите такую же эмблему на столе, здесь будет ваша команда. У меня есть карточки, ваша задача последовательно составить знакомую сказку, назвать сказку и главных героев сказок. . Когда вы составите свою сказку, обязательно подайте сигнал готовности. (3 команды, по 3 человека, дети составляют последовательно сказки). Сказки «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка». Пока дети собирают сказку тихо! Играет музыка группа «Карусель» «Русские традиции» или песня «Русская сказка» ВИА «Самоцветы».
Воспитатель подходят к столам, спрашивают одну команду: «Как называется сказка? Кто главный герой?
Воспитатель: Ребята, какие Вы молодцы. Я вижу вы хорошо знаете русские народные сказки.
А, сейчас ребята давайте вспомним одного из главных персонажей русских народных сказок. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, что такое сказка? И чем она отличается от рассказа?
Дети: В сказке много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди разговаривают, как люди.
Воспитатель: А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских сына, три невестки, три задания, которые надо. Теперь Вы знаете, что сказки бывают авторскими, и народными.
Воспитатель: Ребята, а вот еще одно задание приготовили жители сказочной страны для вас. Я буду вам зачитывать отрывки из сказок, а вы определите о каком сказочном персонаже идет речь и из каких русских народных сказок они. Обращайте внимание на экран, на картины (иллюстрации) великих русских художников, созданные по мотивам этих сказок.
Воспитатель: Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…
Дети: Аленушку.
В..: Ребята, а как сказка называется?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд)
В..: Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото…..
Дети: «Царевна-лягушка» (слайд)
В…: А потом Марьюшка взяла перышко в свои руки, подержала его при себе, погладила и нечаянно уронила на пол. Тотчас ударился кто-то в окно. Окно открылось, и влетел в избу…..(Финист - ясный сокол)
Дети: «Финист - Ясный сокол (слайд)
В..: Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.
Дети: «Сивка-бурка» (слайд).
Воспитатель.: Ребята, давайте вспомним с вами какие сказки мы отгадали.
ИГРА (работа по командам «Пазлы «Иллюстрации к сказкам» ). Играет музыка О.Рожественской «В гостях у сказки».
Воспитатель: Ребята, вам задание на смекалку, соберите пазлы к сказкам, которые только что отгадали, образец у вас на столе. Когда вы составите пазл, обязательно подайте сигнал готовности.
Воспитатель: «Из какой сказки ваша картина к сказке? Ребята, давайте посмотрим, как составили пазлы ребята из соседних команд.
Но пришло время вам возвращаться из сказки в сад.(слайд с изображением сказочницы). До новых встреч в сказках!!!!!
Заставка «В гостях у сказки» (16 секунд).
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Но со сказками мы не прощаемся, сказки живут рядом с нами.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?
Воспитатель: А, чему нас учат сказки?
Воспитатель: Что Вам понравилось в нашем путешествии в сказку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Играя сочиняем сказку»
занятие по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий....
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
Цель: Создать условия для формирования навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников. Задачи: Обучающие:формировать представления детей...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Подготовка животных к зиме». Сказка Г.Скребницкого «Всяк по -своему»
Материал представляет собой развернутый, подробный конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по сказке Г.скребницкого "Всяк по -своему"....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Сказки Г. Х. Андерсена»
Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству....
Открытое занятие по познавательному развитию В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: « ЗИМУШКА – ЗИМА, в гости к нам пришла»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...
Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
С незапамятных времен - хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, ле...