"Литературная гостиная" открывает двери..."
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Долгосрочный познавательно-развивающий литературно-языковой проект «Литературная гостиная» открывает двери…» направлен на формирование у дошкольников вкуса к чтению, к хорошей литературе и интереса к изучению богатства русского языка, а также на ознакомление с содержанием «музейного дела» на доступном детям старшего возраста уровне.
на
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 712.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературная гостиная» открывает двери…»
Долгосрочный познавательно-развивающий литературно-языковой проект.
Л.В.Федянцева Л.В., учитель-логопед
ГБОУ Школа «Кузьминки», г. Москва
«Русский язык всегда играл для многонационального народа
России могучую объединяющую роль, формировал общекультурный и гуманитарный контекст страны. Прививать вкус к чтению, к хорошей литературе, конечно же, нужно с ранних лет…мотивировать детей к изучению богатства русского языка».
В.В. Путин
В основу «формирования современного общегражданского и культурного образовательного пространства» заложено возрождение в подрастающем поколении традиционно русской и языковой идентичности в условиях экспансии иных языковых и культурных традиций.
Предтечей создания проекта являются события, предопределяющие ход его дальнейшего развития.
Первое: На протяжении многолетней педагогической практики приходится сталкиваться с тем, что дети свою успешность в развитости и артистизме демонстрируют родителям на традиционных утренниках и досуговых развлечениях. Показателем уровня этой успешности для родителей в большинстве случаев, как это ни странно, является чтение стихов наизусть. И здесь порой возникают настоящие баталии между нами, «проводниками» этого вида детской деятельности, и родителями. Классический вопрос: «А почему мой ребенок не читал стихи?» зачастую сводит к нулю все наши усилия по привлечению детей к творчеству в более широком смысле. На вопрос педагога «А ты сам-то хочешь научиться читать стихи наизусть, как настоящий артист?» в большинстве случаев можно было слышать традиционный детский ответ «Не знаю». И вот, наконец, прозвучали слова, которых ждали так долго: «А почему бы не попробовать?» Появились «крючочки», позволившие сначала нескольким деткам приобщиться к театрализации прочтения поэтических строк, затем их стало больше. Сейчас активно существует команда единомышленников, каждый из которых способен помочь товарищу, если нужно, заменить его и, самое главное, порадоваться за успехи «коллег» по театральному поэтическому творчеству.
Второе: В последние годы наблюдается прогрессирующая тенденция к оскудению словарного запаса литературных слов и выражений не только у детей с нарушениями речи, но и у детей с сохранной речью. Более того, родители наших воспитанников, при всем к ним уважении, зачастую обладают весьма ограниченным языковым ресурсом. Мне как «носителю» филологических знаний, очень интересно наблюдать за течением диалогового общения между детьми и родителями, отслеживать диалектизмы, жаргонизмы, слова-включения, заимствования, которые просто выхолащивают суть нашего родного языка. Уверенность в необходимости предпринять определенные усилия по предотвращению этой, на мой взгляд, негативной тенденции через реализацию творческого проекта возникла после регулярно проводимой с родителями воспитанников интерактивной игры «Что и как говорим мы и наши дети?»
Третье событие касается личностных особенностей педагога, ставшего в дальнейшем руководителем проекта. Безусловно, детство и юность, проведенные в наполненном поэзией живописном Пятигорске, учёба в школе №1, открытой в 1842 г. и носящей имя М.Ю. Лермонтова , наложили неизгладимый отпечаток на всю последующую практическую деятельность и явились основой совместного с воспитанниками и их родителями творчества.
Когда эти событийные аспекты - проявление желания воспитанников, поддержка родителей и потенциал педагога сложились воедино, появилась возможность осознанной и продуктивной совместной деятельности, целью которой стало приобщение воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей к историческому и литературному наследию России через решение задач:
1. Введение воспитанников в мир литературы и литературного языка и мотивация к овладению богатством родного языка.
2. Ознакомление воспитанников с наиболее значимыми событиями биографии выдающихся русских поэтов и писателей.
3. «Запуск» механизма совместного с родителями поиска интересных для детей фактов жизни и творчества русских поэтов.
4. Совершенствование рече-языковой компетенции воспитанников.
5.Формирование предпосылок к поэтическому творчеству воспитанников.
6. Осуществление тесного взаимодействия с родителями/законными представителями в реализации цели и задач проекта на основе общности культурных и познавательных интересов и любви к поэзии.
Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта традиционное:
компьютер, проекционное оборудование, книги и предметы из семейных библиотек и коллекций, сетевой ресурс Интернет.
Основные этапы реализации проекта
№ п/п | Направления деятельности участников проекта | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||
« Я памятник себе воздвиг нерукотворный ». Жизнь и творчество А.С. Пушкина. | ||||||
№ п/п | Направления деятельности участников проекта | Взаимодействие участников творческой группы | Деятельность инициативной группы по созданию коллекции экспонатов мини-музея | Детско-родительская деятельность | ||
1. | Подготовитель-ный этап | Обсуждение предложенной тематики проекта. Определение границ "проектного поля" и его участников. Коллегиальное распределение «долевого участия» на основе взаимных и личных интересов участников проекта и приоритета в литературе. | Создание Клуба любителей русской словесности и мини-библиотеки книг А.С. Пушкина. Поиск иллюстративного материала и экспонатов для оформления экспозиции «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» | Поиск раритетов-экспонатов | ||
2. | Совместная исследователь-ская и продуктивная деятельность в рамках «Клуба любителей русской словесности» | Театрализация «Лукоморье» чтение воспитанниками фрагмента поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила») детей среднего и младшего возраста. | Подготовка проведения шахматного турнира, посвященного Дню памяти А.С. Пушкина | Создание и представление исследовательских детско-родительских мини-проектов «Семья поэта», «Детство Александра», «Годы учебы», «Первая проба пера», «Сказки А.С. Пушкина», «Читаем Пушкина с мамой», «Читаем Пушкина с папой». | ||
3. |
Совместная познавательно-развивающая и литературно-языковая деятельность с воспитанниками | Организация конкурса творческих работ по произведениям А,С.Пушкина «Там на неведомых дорожках…» и оформление выставки | «Литературно-музыкальная гостиная», посвященная Дню памяти поэта, с участием родителей воспитанников старшей и подготовительной групп. | Подготовка к участию в конкурсе юного чтеца «Я лиру посвятил народу своему…» с участием воспитанников старшего возраста ко Дню памяти А.С. Пушкина. | ||
Игра – викторина «Сказки Пушкина» | Совместный с родителями поиск, подбор и оформление экспонатов для экспозиции « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в мини-музее «Литературная гостиная». | Подготовка детей шахматному турниру, посвященному Дню памяти А.С. Пушкина. | ||||
Литературно-музыкальное представление «Пушкин с нами» с участием воспитанников старше-го возраста | Конкурс сочинения четверостиший «Первая проба пера» | Создание и представление исследователь-ских детско-родительских мини-проектов «Дуэль», «Памятники А.С. Пушкину в Москве», «Дуэль», «Пушкинские места в Москве», «Читаем Пушкина с мамой», «Читаем Пушкина с папой», «Мои любимые пушкинские строки» | ||||
Совместный с родителями поиск, подбор и оформление экспонатов для экспозиции «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в мини-музее «Литературная гостиная». | Подготовка к участию в региональных творческих конкурсах , посвящённых жизни и творчеству А.С.Пушкина | |||||
«Выхожу один я на дорогу…» | ||||||
4. | Совместная исследователь-ская и продуктивная деятельность в рамках «Клуба любителей русской словесности» | Совместный с роди-телями поиск, под-бор и оформление экспонатов для экспозиции «И звезда с звездою говорит…» в мини-музее «Литератур-ная гостиная». | Подготовка к представлению воспитанниками старшего возраста детско-родительских мини-проектов «Расскажу о Лермонтове» в зоне мини-музея «Литературная гостиная». | Создание и представление детско-родительских исследовательских мини-проектов «Тарханы-родовое гнездо», «Белеет парус одинокий», «Гусары, гусары!», «Как сладкую песню Отчизны своей, люблю я Кавказ!..» и творческих «Эльбрус-красавец!», «У родника». | ||
Совместная познавательно-развивающая и литературно-языковая деятельность с воспитанниками | Подготовка и проведение шахматного турнира, посвященного М.Ю. Лермонтову, среди воспитанников дошкольных групп образовательной организации | Семейная подготовка детей к шахматному турниру, посвященному М.Ю. Лермонтову | ||||
Совместные с родителями воспитанников среднего и старшего возраста подготовка и проведение Конкурса юного чтеца «И звезда с звездою говорит» по произведениям М.Ю. Лермонтова. | Конкурс сочинения четверостиший «Первая проба пера» | |||||
Проведение литературно-музыкальной композиции «И звезда с звездою говорит..» | «Литературно-музыкальная гостиная», посвященная Дню памяти поэта, с участием воспитанников и родителей | |||||
| ||||||
5. | «К 125-летию со дня рождения С.А. Есенина» | |||||
Совместная исследователь-ская и продуктивная деятельность в рамках «Клуба любителей русской словесности»
| Совместный с роди-телями поиск, под-бор и оформление экспонатов для экс-позиции «Не жалею, не зову, не плачу…» | Интерактивная экскурсия к памятнику С.А. Есенина на Есенинском бульваре м/р Кузьминки | Семейный выход к памятнику С.А. Есенину на Есенинском бульваре м/р Кузьминки | |||
Изготовление деко-раций, подбор и из-готовление костю-мов и бутафории к литературно-музы-кальной композиции «Не жалею, не зову, не плачу…» | Совместный с родителями поиск иллюстративного материала и экспонатов для экспозиции «Отговорила роща золотая…» мини-музея «Литературная гостиная». | Организованное совместно с родителями посещение Московского государственного музея С.А. Есенина в День музеев. | ||||
Совместная познавательно-развивающая и литературно-языковая деятельность с воспитанниками | Подготовка материалов для детско-родительских мини-проектов по созданию макетов | Помощь в подготовке детско-родительских мини-проектов по созданию макетов «Дом Есенина», «Отговорила роща золотая», коллажа «Есенинская Москва» | Совместное с родителями воспитанников проведение Конкурса юного чтеца «Ой ты, Русь моя, милая родина!» по произведениям С.А. Есенина | |||
Тренинги по стихосложению | Оформление макетов в экспозиции | Конкурс сочинения четверостиший воспитанниками старшего возраста «Первая проба пера» | ||||
Представление литературно-музыкальной композиции «Не жалею, не зову, не плачу…» | Открытие юбилейной экспозиции. | Совместная подготовка к литературно-музыкальной композиции «Не жалею, не зову, не плачу…» | ||||
| ||||||
«Лев Николаевич Толстой и дети» | ||||||
6. | Совместная исследователь-ская и продуктивная деятельность в рамках «Клуба любителей русской словесности» | Подбор печатного и иллюстративного материала к экспозиции "Лев Толстой и дети» | Подготовка виртуальная экскурсия в музей Л.Н.Тостого в Ясной поляне. | Домашнее чтение родителями произведений Л.Н.Толсого | ||
Совместная познавательно-развивающая и литературно-языковая деятельность с воспитанниками | Изготовление деко-раций, подбор костюмов и атрибу тов к познавательно развивающей лите-ратурно-языковой деятельности «Л.Н.Толстой и дети» | Совместный с родителями поиск иллюстративного материала и экспонатов для экспозиции «Л.Н.Толстой и дети» мини-музея «Литературная гостиная». Театрализация «Филиппок» | Создание миниатюрных панно и открыток по мотивам работ С.А.Толстой с использованием заготовленных заранее гербариев луговых и садовых цветов и трав. Совместная подготовка к досуговой деятельности «Л.Н.Толстой и дети» | |||
7. | Защита проекта | Малые педагогические чтения на уровне образовательного учреждения | ||||
Ожидаемые результаты: 1. Появление у детей реального интереса к жизни и творчеству российских поэтов-классиков. 2. Расширение «границ» речеязыковой компетенции воспитанников с нарушениями речи. 3. Создание «команды единомышленников» из состава родителей, педагогов и воспитателей с целью формирования предпосылок гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. 4. Расшифровка « языкового кода» и реальное раскрытие творческого поэтического потенциала детей и, возможно, их родителей. 5. Потенциал готовности воспитанников к участию в окружных, городских и всероссийских литературных конкурсах. 6. Создание литературного мини-музея с меняющимися и в перспективе расширяющимися по тематике экспозициями с внедрением интерактивного компонента.
Со временем наше с воспитанниками и родителями творческое взаимодействие должно перейти на более высокий продуктивный уровень, а первый шаг к раскрытию литературного потенциала мы уже сделали. Поэзия творит чудеса!
Список документов и использованной литературы
1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015 новый 273-ФЗ.рф
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 14 .11. 2013 г. Регистр.N 303843.
3.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012 г.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., 2012
5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании//Детский сад: теория и практика №9/2012.
Материалы из «педагогической копилки» Л.В.Федянцевой
Познавательно-развивающая литературно-музыкальная досуговая деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Пушкин с нами!»
Цель: Расширение кругозора дошкольников, формирование предпосылок к овладению богатством родного языка через привитие интереса к произведениям А.С.Пушкина, формирование литературной, музыкальной и сценической культуры
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о жизни А.С.Пушкина и многообразии его поэтического творчества.
2. Развивать продуктивную любознательность, речь и речевое внимание, способности к аналитико-синтетической деятельности.
3.Совершенствовать выразительность исполнения песен и сценических движений, добиваться легкости и изящности вальса, усвоения «фигур» и перестроений в танцевальных композициях.
4. Прививать интерес к родному языку и литературе.
Предварительная работа: Разучивание текстового и песенного репертуара; проведение ознакомительной беседы о поэте А.С.Пушкине, создание слайд-презентации «А.С.Пушкин», изготовление декораций, сценических костюмов, подбор атрибутов и реквизита.
Материал и оборудование: проектор и экран для просмотра слайдов презентации «А.С.Пушкин», фонограммы музыкальных произведений (См. по ходу сценария), сценические костюмы, декорации, атрибуты.
Сценарий
- Вход детей в зал под фонограмму
- Приветственное слово ведущего о предстоящем праздновании 218-й годовщины со дня рождения А.С.Пушкина. Чтение фрагмента стихотворения Н. Саженковой
Есть много людей знаменитых на свете
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.
Каким же он был, А.С.Пушкин? Что мы знаем о нем? Краткий рассказ о жизни А.С. Пушкина. Слайд-шоу «Пушкин с нами».
1.Семья. 2.Годы учёбы. Проба пера. 3.Взрослая жизнь. 4.Знакомство с Натальей Гончаровой. 5. «Свет» 6.Дети. 7.Сказки. Викторина «Узнай сказку А.С. Пушкина по фрагменту произведения» 8. Неудержимый Пушкин . 9.Дуэль. 10.Конец.11. Память потомков. -
1. 1.“Ветер, ветер! Ты могуч, 2. Чуть опасность где видна, 3.Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 5.Жил старик со своею старухой («Сказка о рыбаке и рыбке» | 6. "Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир". - "Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна". - "Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря". 7. Но царевна молодая, 8.- «А какое ж это диво?» |
Ведущий: А.С.Пушкин горячо любил свою Родину, восхищался богатством её природы, красотой лесов, полей, рек, лугов и посвятил ей свои стихи: Зимний вечер
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя
Гонимы вешними лучами
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега . Сбежали мутными ручьями На потопленные луга .
Песня-игра «Гори-гори ясно!»Музыкально-фоновое сопровождение
Румяной зарёю покрылся восток... (Лето)
Румяной зарёю покрылся восток.
В селе, за рекою, потух огонёк.
Росой окропились цветы на лугах Стада пробудились на мягких лугах.
Песня-игра «Земелюшка-чернозём»
Унылая пора! очей очарованье! (Осень)
Унылая пора! очей очарованье! В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
Приятна мне твоя прощальная краса — И мглой волнистою покрыты небеса,
Люблю я пышное природы увяданье, И редкий солнца луч, и первые морозы,
В багрец и в золото одетые леса, И отдалённые седой зимы угрозы.
6.Ведущий:Стихи поэта не только хорошо читаются, Они легко и непринужденно представляются
ЗОЛОТО И БУЛАТ
«Всё мое»,— сказало злато; «Всё мое»,— сказал булат. «Всё куплю»,— сказало злато; «Всё возьму»,— сказал булат. (Фонограмма восточной мелодии) |
7.Ведущий: «Руслана и Людмилу» мы сегодня вспоминаем, У лукоморья оказаться все мечтаем! - Инсценированное чтение фрагмента поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - «У лукоморья…» фонограмма марша Черномора из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…Там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил… (Поклон под фонограмму увертюры)
8.Ведущий: Поэзия А.С. Пушкина – это богатство нашей родины – России. В честь Пушкина названы улицы в сёлах, Любите поэта, читайте поэта!
В больших городах и районах страны. Важнее, чем Пушкин, нет поэта на свете!
Открыты музеи, театры, и в школе,
Его изучать станете вы!
10. Выход детей из зала под фонограмму увертюры из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»
Сценарий
«Литературно-музыкальной гостиной», посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова «И звезда с звездою говорит…»
1.Вход детей в зал под фонограмму музыки А.Хачатуряна к драме «Маскарад» 2.Приветственное слово ведущего о предстоящей дате-205-й годовщине со дня рождения известного русского поэта М.Ю.Лермонтова.
3. Рассказ-презентация о жизни и творчестве поэта В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределен-ность, рок. Он страдал более, чем жил. Писатель, поэт, художник, романтик и очень одинокий человек, каким он был?
Слова ведущего о семье и раннем детстве поэта.
Родителями М.Ю.Лермонтова были отставной военный Юрий Петрович и богатая наследница рода Арсеньевых Мария Михайловна. В 1814 году у них родился сын Миша. Еще совсем маленьким будущий поэт осиротел, его матушка умерла от болезни легких-чахотки.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
На всю жизнь Михаил запомнил, как матушка, посадив его себе на колени, играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу. “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.
Ведущий: После скорой смерти матушки маленький Миша провел свои детские годы в имении бабушки Елизаветы Алексеевны – селе Тарханы, в Пензенской губернии.
Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Кроме того, юный Лермонтов хорошо учился.
После домашнего образования началась учеба Михаила в университетском пансионе Москвы. Там были написаны его первые стихотворения. Затем Лермонтов проходил обучение в Московском университете.
Москву Лермонтов полюбил всей душою. Вот как он напишет о Москве позже в «Сказке про купца Калашникова»: Над Москвой великой, златоглавою, Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи Как красавица, глядя в зеркальце, Тучки серые разгоняючи, В небо чистое смотрит, улыбается. Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми
Неожиданно забросив учебу в университете, Лермонтов пошел учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, а затем начал служить в Гусарском полку Царского села, где когда-то учился юный А.С.Пушкин.
И именно здесь он пишет свое стихотворение «Смерть поэта», которое принесло ему известность и за которое он был арестован и отправлен в ссылку (словарная работа) на Кавказ. …
По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве и пишет свое самое известное произведение «Бородино» к годовщине сражения. Фонограмма марша. Инсценированное чтение фрагмента стихотворения.
Лермонтов горд за свою Отчизну, за ратные подвиги русского воинства, его величайшего полководца Михаила Илларионовича Кутузова, крестьян, вставших на защиту родной земли, женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. И среди них – Надежда Васильевна Дурова, благородная девица, старостиха Василиса Кожина
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Горы Кавказа вдохновляют его на создание все новых произведений.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Импровизация «На горных пастбищах» под фонограмму
Слова ведущего о красоте горянок, воспетой поэтом:
Чтение фрагмента поэмы «Демон» "И улыбается она, Веселья детского полна.
Но луч луны, по влаге зыбкой , слегка играющий порой,
Едва ль сравнится с той улыбкой, Как жизнь, как молодость, живой.
Музыкально-хореографическая зарисовка: «У горного ручья» под народную мелодию Ведущий:
Нет покоя одинокой, мятежной душе поэта: « На севере диком стоит одиноко сосна», «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…»
Музыкально-хореографическая зарисовка «Волны» под фонограмму Чтение стихотворения «Парус» Ведущий:
Благодаря ходатайствам бабушки Лермонтов возвращается в Петербург, восстанавливается на службе, но за дуэль по незначительному поводу с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Кавказ…Пятигорск…Жизнь на Водах - особая жизнь. Прогуливаются отдыхающие. И снова Лермонтов оскорблён своим сослуживцем Мартыновым. И снова дуэль
Раннее утро на склоне горы Машук. Двое с пистолетами. Лермонтов стреляет в воздух, а Мартынов-нет. Смертельное ранение обрывает жизнь поэта. Через 8 месяцев все та же любимая бабушка перевозит тело поэта на родину – в Тарханы. Так заканчивается история жизни поэта, но не заканчивается история его творчества. И наша встреча-прямое этому подтверждение .
Любите поэта, читайте поэта! Лермонтов-это чудо, Знают все наши дети!
Выход детей из зала под фонограмму вальса А.Хачатуряна к драме «Маскарад»
Сценарий
Литературно-музыкальной гостиной «Не жалею, не зову, не плачу…», посвященной 125-летию со дня рождения поэта-лирика С.А. Есенина для воспитанников старшего дошкольного возраста
1.Вход детей в зал под фонограмму инструментальной композиции « Не жалею, не зову, не плачу», муз. Г. Пономаренко
2.Слова ведущего о знаменательной дате в истории русской литературы – 125-летии со дня рождения русского поэта-лирика С.А. Есенина В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что – то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёз и синь – рассвет. Что – то есть в нём и от весенней грусти, юности и чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин» Всей России встают черты… (Н.Л.Браун)
3.Краткий экскурс в историю жизни С.А.Есенина по материалам экспозиции «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Каким же был он – поэт С.А. Есенин? Что мы знаем о нем?
Слова ведущего о детстве поэта. ( Фонограмма романса «Письмо матери».муз. В. Липатова) Чтение отрывка стихотворения. «Письмо матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
4.Слова ведущего о Сергее Есенин как о поэте, воспевающем красоту родной русской природы
Осень. Выразительное чтение стихотворения «Нивы сжаты».
Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.
От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось Колесом за сини горы Что совсем, совсем немного
Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
Русский танец / хоровод, музыка народная
Зима. Выразительное чтение стихотворения «Белая береза». Белая береза И стоит береза Под моим окном В сонной тишине, Принакрылась снегом, И горят снежинки Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря, лениво Снежною каймой Обходя кругом, Распустились кисти Обсыпает ветки Белой бахромой. Новым серебром
Подвижная игра «Собери снежки!»
Весна. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха». Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.
Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет Русская народная игра-песня «Земелюшка-чернозем»
Лето. Песня Г.Струве на стихи С.Есенина «С добрым утром!»
5. Слова ведущего о судьбе С.Есенина, его характере, взаимоотношениях с людьми и отношении к животным.
Есенин-хулиган. Танец-импровизация «Хулиганы» на музыку русской народ-ной песни «Крутится вертится шарф голубой» в исполнении С .Шнурова
Любимые подруги Есенина. Чтение отрывка стихотворения «Я спросил сегодня у менялы…» История любви к балерине Айседоре Дункан Импровизация «Балерина». Фонограмма «Вальс цветов» П.И. Чайковского
Есенин - друг. Выразительное чтение стихотворения «Дай лапу мне на счастье, Джим»
6.Слова ведущего о Сергее Есенин как о поэте - патриоте России. Выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!»
Гой ты, Русь!.. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет/слепит глаза.
Как захожий богомолец Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
«Песня о России» Г. Струве
7.Заключительные слова ведущего о народной любви к поэту и памяти о нем, увековеченной в мемориальных памятниках, к одному из которых на Есенинском бульваре предстоит пойти и поклониться.
Над Россией летит …. Есенин! Всё равно этот цвет весенний Осень, есень, осенний цвет. Сень берёзы и синь - рассвет!
10.Выход детей из зала под фонограмму « Песня о России» музыка П.К. Аедоницкого, стихи И.Д. Шаферана.
Сценарий познавательно-развивающей деятельности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Лев Николаевич Толстой - глазами маленьких детей»
Цель: приобщение обучающихся старшего дошкольного возраста к творчеству Л.Н.Толстого как просветителя и к миру книжной культуры.
Задачи:
1. Краткое ознакомление обучающихся с биографией и творчеством писателя Л. Н. Толстого;
2. Приобщение к литературным произведениям Л.Н.Толстого;
3. Формирование начальных представлений о великом писателе как просветителе 4. Вызывание эмоциональной отзывчивости на содержание литературных произведений;
5. Привитие интереса к книге и ее героям.
6.Введение в лексикон понятия «грамотность».
Оборудование и оснащение: проектор, экран, ноутбук, слайд-презентация, атрибуты для игр; 2 корзины, муляжи /макетыгрибов, шапка или маска – «Медведя», костюмы персонажей: «Старик», «Филиппок», «Девочка-грибник», кукла, вырезанные буквы для составления слов.
Предварительная работа:
- Ознакомление обучающихся с содержанием произведений Л.Н. Толстого и разучивание постановочного и текстового репертуара
- Подготовка экспозиции «Лев Толстой – глазами маленьких детей» и ознакомление с экспонатами обучающихся старшей и подготовительной групп.
Содержание
Вход обучающихся в зал под фонограмму русской народной мелодии
Слова ведущего о Международном дне грамотности и великом русском писателе Л.Н.Толстом как просветителе, создателе яснополянской крестьянской школы.
- Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с этим удивительным человеком и великим писателем
Недалеко от г. Тулы есть такое место - Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в боль-шой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская и отец – граф Николай Ильич были состоятельными людьми. Детство писателя, прошедшее в Ясной Поляне, было омрачено ранней кончиной сначала матери (когда Лёвушке было всего полтора годика), а затем отца, когда мальчику шёл 9-й год. Осиротевших детей взяла к себе их тетка, жившая в Казани. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучившись 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.
Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин, участвовал в Крымской войне, принимал участие в битве за Севастополь
- Слова ведущего о том, что, вернувшись обратно в Ясную Поляну, Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда простые бедные люди - крестьяне подчинялись и принадлежали одному богатому человеку - помещику. Раньше даже в городах школ было немного, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. Жившие в деревнях люди были все безграмотны, хотя были умелыми людьми и трудились с утра до позднего вечера. Только в светлое воскресенье парни и девушки допоздна гуляли за околицей, распевая песни и заводя хороводы.
Хоровод «Берёзка» под фонограмму р. н. мелодии «Во поле берёзка стояла…»
Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание. (Слайд № )
Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.
Но вскоре селяне увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд № )
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учит, кто слушает.
Азбука — к мудрости ступенька.
Век живи — век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд № )
Лев Николаевич Толстой писал для детей поговорки.
Красна птица пером, а человек умом. Лето собирает, зима съедает.
Капля мала, а по капле море. Умей взять, умей и дать Сразу всему не научишься. Ученье свет, не ученье — тьма.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Конец - делу венец..
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки.
- Ведущий обращается к мальчику в стилизованном костюме героя рассказа «Филиппок», просит назвать себя, интересуется тем, куда собирается мальчик и предлагает вместе с детьми составить слова из букв. (Занимательное задание «Составь из букв как можно больше слов»)
- Слова ведущего о том , что писатель бывал с детьми повсюду: зимой катался с ними на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами. Одну грибную историю писатель описал в рассказе-были «Грибники», который вы все услышали на этой неделе. Чему учит этот короткий рассказ? Хорошо, что всё закончилось благополучно, и можно поиграть в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Под звуки музыки дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит «Медведь» и начинает реветь, грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми. (Слайд № )
-Слова ведущего о том, что в то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Это - Азбука . А вы знаете, что такое АЗБУКА?
Сценка-инсценировка «Кукла учит буквы» В своей книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения помогают детям сочувствовать и сопереживать, радоваться и проявлять уважение так, как в рассказе-были: « Старик и яблони»
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
- Слова ведущего о том, что творчество Льва Николаевича Толстого - настоящая кладовая для детей. «Вы, дети - маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедли-вости, находчивости, честности. Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое дело». Рассказ «Птичка» - Слова ведущего о том, что рассказ «Птичка» учит тому, что не стоит заводить животных или птиц просто так для удовольствия, ну, а уж если завёл, то нести за питомцев ответственность. Рассказ «Птичка». Вывод: птицы должны вольно жить. Подвижная игра «Воробьи и ворона» под музыкальное сопровождение...
- Слова ведущего о том, что Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка) (Слайд № )
Ведущая: Ну, а сейчас предлагаем Вас, поиграть в подвижную игру, как когда-то ученики толстовской школы:
«Золотые ворота».
Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд № )
Заключительные слова ведущего с пожеланиями вместе с родителями прочитать произведения Л.Н. Толстого для детей, т.к. они помогут многим подружиться, открыть в этом мире что-то для себя новое и плавно перейти в дальнейшем к школьной жизни.
Выход обучающихся из зала под фонограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...
Музыкально-литературная гостиная " Кто стучится в дверь ко мне"
Дети входят в зал под музыку В.Шаинского «Улыбка». Ведущий об...
День открытых дверей. Конспект НОД "Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского".
День открытых дверей в подг. гр. "Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского"....
Литературная викторина в старшей группе на день открытых дверей с детьми и родителями «Любимые сказки»
Сегодня мы поведем разговор о книге, её ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребёнка с книгой. Проблема общения с книгой действительно заслуживает внимания. Г...