: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии ЛЕГО-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мой успешный проект
"Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала"
Ж.Пиаже
Тема: "Лего-конструирование как средство инженерного мышления старших дошкольников".
Девиз проекта: "От старта возможностей к старту достижений"
Пояснительная записка
В настоящее время, со стороны государственной политики и Стратегии развития Российской Федерации, большое внимание уделяется современным научно-техническим разработкам, а в особенности кадрам, обладающим высокими интеллектуальными возможностями. Это связано со значительными техническими достижениями, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, поэтому все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как ЛЕГО-конструирование. Образовательные конструкторы ЛЕГО очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Лего - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Сегодня ЛЕГО проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все - о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.
Новизна заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта детей, который реализуется в двигательных играх, побуждающих воспитанников решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO, позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Актуальность: Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, техническое и инженерное мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование Лего-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии ЛЕГО-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать единое социально-образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения через выполнение проекта.
3. Развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях.
4. Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до конца.
5. Сформировать требования к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии Лего-конструирования в образовательном процессе.
6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, социум
Продолжительность проекта: проект рассчитан на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
• Первый год обучения (дети 4-5 лет) - 36 занятий по 20 минут (один раз в неделю)
• Второй год обучения (дети 5-6 лет) -36 занятий по 25 минут (один раз в неделю)
Концепция проекта направлена на:
• помощь детям в индивидуальном развитии;
• мотивацию к познанию и творчеству:
• к стимулированию творческой активности;
• развитию способностей к самообразованию;
• приобщение к общечеловеческим ценностям;
• организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Описание механизма реализации проекта
Данный проект имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
Формы и методы используемые для реализации программы:
• Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
• Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
• Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
• Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
• Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
• Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
• Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр - занятий
• Активная помощь педагога;
• Сотрудничество с родителями (законными представителями);
• Беседа, показ, объяснение;
• Игра – презентация;
• Практическое занятие с помощью педагога;
• Выставка
• Создание видеороликов.
Формы работы с родителями:
1. Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы»
2. Консультация для родителей
• «Значение Лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
• «Лего-конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
1. Просмотр видеороликов на родительских собраниях.
2. Выставки детских LEGO – моделей.
3. Выставки домашнего LEGO – конструирования.
Этапы реализации проекта
I этап. Ценностно-ориентированный этап
1. Изучение материалов в интернет-ресурсах.
2. Анализ предметно-пространственной среды в группе.
3. Введение педагогов, воспитанников и родителей в Леготехнологию через создание проблемных ситуаций.
II этап. Конструктивный этап
1. Проведение мастер-классов для педагогов и родителей по применению Лего-конструирования.
2. Повышение квалификации педагога по использованию Лего-конструирования в работе (дистанционное обучение).
3. Анализ и обработка научно-методических пособий по Лего-конструированию.
III этап. Практический этап
1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.
2. Перспективное планирование по Лего-конструированию.
3. Совместная деятельность педагога и воспитанников.
4. Разработка технологических карт для Лего-конструирования.
5. Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.
6. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.
7. Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.
8. Разработка и реализация мини-проектов по Лего-конструированию.
IV этап. Презентационный
1. Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между родителями по различным номинациям.
2. Выставка творческих работ дошкольников.
3. Выступление с проектом на районном конкурсе детских проектов "Хочу все знать".
V этап. Оценочно-рефлексивный
1. Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.
2. Анкетирование родителей, увеличение процента детей, увлеченных конструированием, увеличение процентов одаренных детей, нестандартномыслящих.
Тематическое планирование
(1 год обучения)
№п/п | Тема занятия, вид занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |||
1 | Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | Беседа и конструирование Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу | 1 | |||
2 | Учимся читать схему. Конструируем по схеме. Мебель. | Беседа и конструирование Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула. | 1 | |||
3 | Учимся читать схему. Конструируем по схеме. Мебель. | Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Конструирование шкафа и телевизора.. | 2 | |||
4 | Учимся читать схему. Конструируем по схеме. Качели. | Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. | 2 | |||
5 | Учимся читать схему. Конструируем по схеме. Велосипед. | Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. | 1 | |||
6 | «Вентилятор» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | 1 | |||
7 | «Юла» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | 1 | |||
8 | «Качели» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | 1 | |||
9 | «Хоккеист» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | 1 | |||
10 | «Животные». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | 1 | |||
11 | «Транспорт. Машина 1». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. | 1 | |||
12 | «Транспорт. Машина 2». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. | 1 | |||
13 | «Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме
| Беседа и конструирование Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание. | 1 | |||
14 | Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. | 2 | |||
Тема: «Знакомство с конструктором «LEGO WeDo» | ||||||
15 | Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот? (Беседа) | Беседа Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. | 1 | |||
16 | Роботы в жизни человека | Беседа Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов применяемые в современном мире. | 1 | |||
17 | Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. | Беседа Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности | 1 | |||
18 | Способы крепления деталей | Беседа Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу | 1 | |||
19 | Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона | Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона | 1 | |||
Тема: «Забавные механизмы» | ||||||
20 | Программирование и функционирование робота «Волчок – юла» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
21 | Программирование и функционирование робота «Танцующие птицы» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
22 | Программирование и функционирование робота «Порхающая птица» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
Тема «Звери» | ||||||
23 | Программирование и функционирование робота «Голодный аллигатор» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
24 | Программирование и функционирование робота «Рычащий лев» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
25 | Программирование и функционирование робота «Обезьянка-барабанщица» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
1 занятие в неделю | 36 | |||||
Второй год обучения | ||||||
Тема «Футбол» | ||||||
1 | Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. | 1 | |||
2 |
Программирование и функционирование робота «Нападающий» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
3 |
Программирование и функционирование робота «Вратарь» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
4 | Программирование и функционирование робота «Ликующие болельщики» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
Тема «Приключения» | ||||||
5 | Программирование и функционирование робота «Спасение самолёта» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
6 | Программирование и функционирование робота «Спасение от великана» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
7 | Программирование и функционирование робота «Непотопляемый парусник» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 2 | |||
Тема «Техника, стройка» | ||||||
8 | Программирование и функционирование робота «Вилочный погрузчик» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
9 | Программирование и функционирование робота «Разводной мост» (Практическое занятие)
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
10 | Программирование и функционирование робота «Башенный кран» (Практическое занятие) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
«Парк развлечений» | ||||||
11 | Программирование и функционирование робота «Гонщик»
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
12 | Программирование и функционирование робота «Линия финиша»
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
13 | Программирование и функционирование робота «Качели»
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 3 | |||
14 | Программирование и функционирование робота «Карусель»
| Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | 4 | |||
15 | Свободное моделирование | Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. | 1 | |||
1 занятие в неделю | 36 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сформированность устойчивого интереса к лего-конструированию, умений работать по предложенным инструкциям;
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
- Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
- Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут
знать:
- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов LEGO;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования; - конструктивные особенности различных конструкций;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- создавать реально действующие модели работ при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
- демонстрировать технические возможности конструкций;
уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- конструировать по образцу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- создавать действующие модели на основе конструктора LEGO;
- демонстрировать технические возможности своих изобретений;
- реализовывать творческий замысел.
Диагностическая карта (средняя группа):
- Называет детали
- Работает по схемам
- Строит несложные постройки
- Строит по творческому замыслу
- Строит в подгруппе
- Строит по образцу
- Строит по инструкции
- Умеет рассказать о постройке
Диагностическая карта (старшая группа):
- Называет детали
- Строит сложные постройки
- Строит по образцу
- Строит по творческому замыслу
- Строит в команде.
- Строит по инструкции
- Использует предметы-заместители
- Работает над проектами
Список литературы:
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
- Интернет-ресурсы.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
- Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
- Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"
Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...
Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...
Консультация: "LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников".
Лего- конструирование для дошкольников способствует техническому творчеству, представляет возможность творческой самореализации посредством овладения....
Консультация «Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников»
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно- технической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного ма...
Занятие по развитию инженерного мышления старших дошкольников. Знакомство с "шариками-кубариками"
Конспект разработан в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет....
Мастер класс «Развитие инженерного мышления старших дошкольников посредством игрушки дергунчик »
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире. Современное общество требует воспитать человека креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические фо...