Конспект методической разработки для подготовительной группы ДОУ. Знакомство с творчеством художника И. И. Левитана «Золотая осень»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шилова Галина Васильевна

Развивать у детей интерес к живописи И. Левитана. Учить их воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы,  которую изобразил художник, формировать представление о выразительных средствах  (цвет). Воспитывать художественный вкус. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект методической разработки

 для подготовительной группы ДОУ.

Знакомство  с  творчеством художника  И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель: Развивать у детей интерес к живописи И. Левитана. Учить их воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы,  которую изобразил художник, формировать представление о выразительных средствах  (цвет). Воспитывать художественный вкус. Активизация словаря: пейзаж, непроходимый, нетронутый, сумрачный лес.

  Материал: Репродукции картин И. И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», «Осень».

                                       Ход занятия

   Дети сидят на стульчиках полукругом. Звучит музыка «Звуки леса». На экране презентация к занятию.

Педагог: Ребята, сегодня  я вам хочу предложить не большую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника Исаака Ильича . Родился И. Левитан Он родился в образованной, но необеспеченной семье.  Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись давала ему надежды на хорошую благополучную жизнь.

Послушайте  стихотворение о пейзаже.

                  Если видишь: на картине нарисована река,

                  Или ель и белый иней,

                  Или сад и облака,

                  Или снежная равнина,

                  Или поле и шалаш

                  Обязательно картина называется «пейзаж».

Педагог: Давайте с вами посмотрим на его портрет Левитана. Худощавый мужчина с бородой и кудрявыми волосами, и грустными глазами.

На его картинах шелестят листвой деревья, дует ветер, осыпается листва. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

Посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне.  Можно ли сказать, что это осенняя картина?

Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?

Дети: ответ детей

Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.

Простой обыватель не пойдет в такую погоду на прогулку, но художник берет краски и кисти и отправляется писать на природе картины в серо-охристой гамме. Живописные полотна передают всю тишину и неповторимость этих мгновений.

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают экспрессивный образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.

Педагог: Итог.  Вот ребята, мы с вами побывали на выставке. И познакомились с творчеством художника. Кто нарисовал эти красивые картины?

Дети: ответ детей

Педагог: Что изобразил нам художник на этих картинах?

Дети: ответ детей

Педагог: Как называются произведения искусства, на которых изображена природа?

Дети: ответ детей

Педагог: Ребята вам понравилось на выставке? Давайте теперь посчитаем кто у нас сегодня лучше всех ответил на вопросы и собрал больше всего фишек. Посчитайте и скажите у кого сколько.

Педагог : А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и подойти к столам. На столах лежат фрагменты картин И. И. Левитана. Ваша задача быстро собрать картину из фрагментов, и сказать как она называется. Кто первый, тот и победил.  Вперед!

Педагог : Молодцы ребята, отлично справились с заданием .

Педагог : Вот и закончилось наше знакомство с прекрасным художником-пейзажистом И. И. Левитаном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе ОО "Художественное творчество" по теме "Золотая осень"

Изобразительная деятельность с элементами нетрадиционного рисования.Цель: Развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции....

По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Рассказ по картине И. Левитана " Золотая Осень"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Рассказ по картине И. Левитана «Золотая Осень»...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.Задачи:1.Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, и...

Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Тема: «Золотая осень».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха)....