Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Татьяна Феоктистова

Программные задачи:

1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.

2.   Упражнять  в  подборе  эпитетов,   антонимов,   в  словообразовании (прилагательных из существительных), развивать связную речь.

3.   Формировать     умение     правильно     воспринимать,     чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже.

4.   Учить участвовать в коллективном музицировании, вовлекать детей в активную творческую деятельность.

5.   Сопоставлять     музыкальны е     и     поэтические     произведения     с произведением живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zolotaya_rsen.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №22 «Лесная сказка» г.Брянска

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

                                                                                             Подготовила

                                                              воспитатель Феоктистова Т.Н.

                                  Брянск 2016

Программные задачи:

1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.

2.   Упражнять  в  подборе  эпитетов,   антонимов,   в  словообразовании (прилагательных из существительных), развивать связную речь.

3.   Формировать     умение     правильно     воспринимать,     чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже.

4.   Учить участвовать в коллективном музицировании, вовлекать детей в активную творческую деятельность.

5.   Сопоставлять     музыкальны е     и     поэтические     произведения     с произведением живописи.

Ход занятия.

Звучит музыка Ф. Шопен «Ноктюрн № 2» Дети входят в зал. Оформлена выставка картин в зале.

 Вос-ль: «Дети, сегодня у нас в гостях выставка картин. Посмотрите на картины и постарайтесь найти среди них пейзажи и натюрморты.»

Вос-ль: «Что может быть изображено на картине, которая называется пейзаж? Для того чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, я спою отрывок из песенки, которая так и называется «Картины».

«Если видишь на картине  

       Нарисована река

Или ель и белый иней,

 Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется пейзаж.»

Дети отвечают, что может быть изображено на картине пейзаж. Воспитатель подводит итог: «Это должна быть картина природы». Воспитатель обращает внимание детей на «копилку слов».

-   Если  это  пейзаж,  изображающий  осень,   какой  он  будет?  (осенний). (Кладут листочки в «копилку слов»).

-   Если это пейзаж, который показывает лето, какой он будет? (Летний).

-   Какое бывает лето? (жаркое, звонкое, яркое, теплое).

-   Какая    бывает   осень?    (дождливая,    хмурая,    разноцветная,    золотая, грустная). Летом тепло, а осенью ....

Летом больше солнечных дней, а осенью...

Посмотрите в нашу «копилку слов», как много там листочков, а значит, много слов вы придумали.

Дети садятся на стулья возле картины.

Вос-ль: «А теперь, ребята, посмотрите на эту картину (открывает картину)

Звучит музыка.

Восп-ль: «Повнимательнее всмотритесь в картину и скажите, какое время года изобразил художник? (Осень).

-   Ребята, это пейзаж или натюрморт? (Пейзаж)

-   Почему вы так решили?

(На картине изображены деревья, река, трава).

-   Какие деревья нарисовал художник? (Березы)

-   Что о них можно сказать? Какие они?

-   Золотые березки стоят прямо перед нами, на переднем плане.

-   А что еще вы видите на переднем плане? (Река)

-   Что вы видите вдали, на втором плане картины? (Поле, хвойный лес, маленькие домики)

-   Какими красками рисовал художник?

(Желтой, оранжевой, голубой, белой, коричневой)

Вос-ль: «Сейчас я вам сыграю две мелодии, а вы подумайте, какая из них , по-вашему, подходит к этой картине?»

Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» и «Октябрь», «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

-   Почему вы так думаете?

Физминутка. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года».

Вос-ль: «Представьте себе, что вы деревья в лесу: березки, осинки, дубы. Ветер колышет ваши ветви, качает стволы.

А теперь вы - листочки. Ветер сорвал листочки с дерева и они несутся далеко, далеко. И, наконец, тихо ложатся на землю.

А теперь вы - грибы. Сначала вас не видно под листвой. Грибы растут и выросли наконец.»

Музыка замолкает. Дети садятся возле картины.

Стихотворение:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)

Искусствоведческий рассказ:

«Художник И. Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Это осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Но для каждого русского человека он дорог своей простотой. Перед нами на переднем плане стройные, с золотой листвой березки. Они, как подружки, взбежали на пригорок и шепчутся о чем-то о своем. Хочется подойти и погладить рукой их золотистые листочки.

День стоит светлый, солнечный. Но уже осень и вода в реке кажется темной, холодной.

Вдали, на втором плане видны огороды и домики, а над ними - чистое, голубое небо с легкими белыми облаками.»

«Славная осень. Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит».

«Пышное природы увяданье» не влечет нас к грустным размышлениям: это ведь подготовка к следующему весеннему пробуждению. И золото листвы радостно сверкает на ветвях деревьев, легким ковром устилает землю.»

Дети подходят к инструментам.

Вос-ль: «Давайте попробуем воспроизвести на них звуки осеннего леса.

-    Вот дятел стучит по стволу дерева, (ксилофон). Вот капли дождя падают на листву (металлофон).

-   А это налетевший внезапно ветер срывает листья и несет их (арфа).

-    А теперь мы составим оркестр, который будет осенним лесом. Дети играют поочередно звуки осеннего леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...

Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И Левитана "Золотая осень" и беседа по ней

Развитие связной монологической речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассматривание картины: "Что нам осень подарила?"

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Данный материал поможет сформировать представление об осени....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....