Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И Левитана "Золотая осень" и беседа по ней
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

слесаренко татьяна владимировна

Развитие связной монологической речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОбрОбразовательная ситуация по развитию связной речи в подготовительной группе

я ситуация №1

Занятие по рассматриванию картины  И.Левитана «Золотая осень» и беседа по ней.

Тема: рассматривание картины об осени.

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи. Обобщение представлений об осени и типичных осенних представлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением).

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование.  Мультимедийный проектор, CD – проигрыватель или музыкальный центр, аудиозапись  пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года»; репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»; музыкальный крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, ваза с букетом из осенних листьев, листы бумаги для изготовления подзорной трубы, гуашь, кисточки, листы бумаги для рисования, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа. Наблюдение за осенними представлениями в природе на прогулке, за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников и составление букетов. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Разучивание стихов русских поэтов об осени. Разучивание подвижного упражнения «Листики осенние», зрительной гимнастики «Осенний лес», слушание и обсуждение пьесы П.И.Чайковского «Октябрь». Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии.

Методические приемы: рассматривание, наблюдение, игровой, вопросы, объяснения и пояснения, рассказ воспитателя.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное,  физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

  • Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие обоняния. Объявление темы.

Воспитатель приглашает детей в групповое помещение, где тихо звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского. Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в помещение и останавливаются возле стульчиков, стоящих перед мольбертом. На мольберте репродукция картины И.Левитана и портрет художника. Через 1-2 минуты воспитатель отключает запись музыкального произведения.

Воспитатель.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Так писал   об осени русский поэт  Борис Пастернак. Сегодня мы тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов, поучимся рассказывать об осени.

Воспитатель подносит  детям осенний букет.

Воспитатель. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень. Помните, как правильно делать вдох? Делайте вдох носом, и не поднимайте плечи.

Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи.

Дети. Осень пахнет опавшими листьями, сыростью и прохладой.

В. Это действительно так. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.

Воспитатель ставит буке на пол возле мольберта.

2.Рассматривание репродукций картин И. Левитана. Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Развитие всех видов восприятия.

На мольберте  портрет И.И.Левитана и картина «Золотая осень».

В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу,  и изображал её в разное время года.

 В городе Плес Ивановской обл. находится музей великого русского  художника.

Слайд (город Плес, музей художника)

В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?

Дети – Пейзаж.

В. – Верно, и  сейчас я предлагаю вам познакомиться с  одним  красивейшим  пейзажем И. И.Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.

В. – Перед нами репродукция  картины «Золотая осень».  Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?

Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.

В. – Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?

Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.

В. – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

В. - Какое время года изображено на картине?

Дети  - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.

- На картине нарисована осень, потому что почти  на всех деревьях листья пожелтели.

В. – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?

Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.

В.  – Молодцы. А как называют середину осени?

Дети – Золотая осень.

В. – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?

Дети. – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.

В. – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».

В. – Давайте рассмотрим, что изображено на картине

Д. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.

В.  - Какое время  суток  запечатлел художник?

Дети -  Кажется, что это  день, потому что  светло и ясно.

В. - Каким вы видите небо?

Дети - Художник нарисовал  голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.

В. -  А что можно сказать про солнце?

Дети -  Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.

В. - Опишите погоду. Какая она?

Дети - Погода теплая, ясная, солнечная.

В. -   Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?

Дети – Это березы.

В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?

Дети – Деревья будто в разноцветных  платьях, сарафанах.

В.  - Хорошо! На что похожи листья березы?

Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.

В.  – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?

Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.

В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?

Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.

В. – Верно. А река выглядит, так же как  и летом?

Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.

В. – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу».

3.Игра «Подзорная труба». Развитие зрительного  внимания и восприятия. Закреплять умение детей употреблять в речи слова «за, около, между, вдалеке».

В. – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.

Дети в «подзорную трубу»  рассматривают картину.

Дети.  - На заднем плане картины изображены поле и лес.

В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?

Дети – Дома находятся за полем.

В. – Дома находятся  вдалеке, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.

Дети. – Игрушечные.

В. – Молодцы.  Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?

Дети – Наверное, там растут ели или сосны.

В. – Почему так думаете?

Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.

В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?

Дети. – Нет. Справа, на правом берегу реки,  деревья еще зеленеют.

В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.

4. Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)

Вот стоит осенний лес!    (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб                  (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук                          (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой.

Поиграли мы с тобой!

В. – Вернемся к нашей картине.

В. - Какими красками написана картина?

Дети.- Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые,  краски.

В. – А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник».

5.Игра «Волшебник».

Представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине,  и можете слышать звуки. Что вы слышите?

Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.

В. – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.

Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.

В. – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)

В. – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, за городом, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?

Дети. - Я думаю, что художник увидел красоту золотой осени. И ему захотелось нарисовать её.

Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.

В.-   Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?

Дети. -  У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.

В. - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится?

(Ответы детей)

В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?

Дети. - Как красива  наша  природа!

Природу надо любить и беречь.

В. – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками.  Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.

В. -  А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.

6. Упражнение «Листики осенние». Координация речи с движением.

Физкультминутка

Мы листики осенние,                           (руки вверх)

На веточках висели.                            (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели.          ( качаем руками, наклоны туловища в стороны)

Мы летели, мы летели,                   (покружиться)

И на землю тихо сели.                           (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал                           (встаём)

И листочки вверх поднял.                    (поднимаем руки вверх)

Закружились, полетели                    (качаем руками)

И опять на землю сели.                    (садимся на корточки)

7. Отпечаток листа гуашью. Развитие  тонкой моторики.

Ребята, Исаак Левитан рисовал свои картины маслом, акварелью, а мы с вами будем рисовать наш осенний лес гуашью, используя листья, которые собрали на участке.

 Чтобы сделать отпечаток листа, используем гуашь разного цвета, (желтую, красную, зеленую и т.д.). Наносить краску надо на сторону с прожилками при помощи кисточки, кисточку лучше взять более широкую. Затем приложить листик к бумаге окрашенной стороной и слегка придавить ладошкой. Получился отпечаток — крона дерева. Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок получится очень красиво — по-осеннему.  Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

Дети выполняют занятие, воспитатель оценивает их работу.

Рефлексия.

 В.: у нас с вами получился сказочный лес с красивыми деревьями. По такому лесу хочется гулять и наслаждаться теплыми осенними деньками.

Мне очень хочется закончить наше путешествие по картине такими строчками из стихотворения З.Федоровской:

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник и зардели клены,

В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лето,

Посмотрите, роща, золотом одета!

Итог занятия: воспитатель дает оценку деятельности детей, предлагает вспомнить, что понравилось на этом занятии больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Цель:Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Основные задачи:Учить выделять характерные особен...

Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...

Образовательная ситуация по развитию связной речи в подготовительной группе.Рассматривание картин И.И.Шишкина "Зима" и А.К.Саврасова "Лес в инее".

Обобщение представлений о зиме и типичных зимних представлениях в природе. Расширение, уточнение  и актуализация словаря по теме "Зима".Совершенствование навыка рассматривания картины.С...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассматривание картины: "Что нам осень подарила?"

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Данный материал поможет сформировать представление об осени....