Образовательная ситуация по развитию связной речи в подготовительной группе.Рассматривание картин И.И.Шишкина "Зима" и А.К.Саврасова "Лес в инее".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Обобщение представлений о зиме и типичных зимних представлениях в природе. Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме "Зима".Совершенствование навыка рассматривания картины.Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_no_3.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация по развитию связной речи №3
Занятие по рассматриванию картин И.И. Шишкина «Зима» и А.К.Саврасова «Лес в инее».
Тема. Составление рассказа по картине.
Цель. Развитие связной монологической речи.
Образовательные задачи. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Развивающие задачи. Развитие связной монологической речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование. CD- проигрыватель, аудиозапись звуков природы, мольберт, репродукции картин И.И. Шишкина «Зима в лесу» и А.К.Саврасова «Лес в инее», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, коврограф, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.
Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных – названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание на прогулочном участке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к названиям предметов и объектов. Слушание звуков зимней природы.
Ход занятия
1.Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания.
Воспитатель приглашает подойти детей к мольбертам, на которых стоят репродукции картин И.И. Шишкина «Зима в лесу» и А.К.Саврасова «Лес в инее» и портреты художников. Включает аудиозапись воя вьюги и шума ветра. Затем воспитатель выключает запись и читает стихотворение:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И.Никитин
Сегодня мы начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои прав. Вы вспомните все, что вы знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в группу?
Д. Шум ветра, вой вьюги.
В. Какая вьюга?
Д. Холодная, злая, колючая.
В. Какой ветер?
Д. Зимний, студеный, злой.
2.Упражнение «Узнай по запаху». Развитие обоняния.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.
В. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы чувствуете?
Дети рассказывают свои ощущения. Воспитатель предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.
- Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Воспитатель предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.
В. Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы. Сравните и расскажите об этом.
1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.
2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.
3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.
4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.
Воспитатель предлагает детям салфетки для рук, затем убирает контейнер и салфетки.
- Беседа о зиме и ее приметах. Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания.
Воспитатель берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
В. Вчера на прогулке мы с вами наблюдали, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины - И.И. Шишкина «Зима в лесу» и А.К.Саврасова «Лес в инее». На первой картине изображен уголок ельника, на второй – домик в лесу. Рассмотрите картины. Это поможет ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?
1-й ребенок. Наступила холодная зима.
В. Что лежит на земле и деревьях?
2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.
В. Какие деревья зимой?
3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные, замерзшие.
В. Какое небо?
4-й ребенок. Небо ясное, морозное, высокое.
В. Какой воздух?
5-й ребенок. Воздух морозный, чистый.
В. Слышится что-то в лесу?
6-й ребенок. В лесу тишина. Можно только услышать как осыпается снег с деревьев да вдалеке стучит дятел.
В. Молодцы! Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.
5. Игра с мячом «Какой лес? Совершенствование грамматического строя речи.
Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет в руки мяч.
В. Я сказала вам, что на картине Шишкина изображен ельник – лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.
В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес – осинник; лес из ольхи, ольховый лес – ольшаник; лес из берез, березовая роща – березняк; лес из дубов, дубовая роща – дубрава; лес из сосен, сосновый бор – сосняк.
6.Сообщение плана рассказа воспитателем. Развитие речевого слуха.
Воспитатель убирает мяч и вновь приглашает детей к картинам.
В. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зима в лесу» и «Лес в инее». Используйте такой план:
- Что изображено на картине?
- Какое время года наступило?
- Что лежит на земле и деревьях?
- Какие деревья зимой?
- Какое небо?
- Какой воздух?
- Слышится что- то в лесу?
Я надеюсь, вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что- то от себя.
7. Составление рассказов по картина И.И. Шишкина «Зима в лесу» и А.К.Саврасова «Лес в инее». Развитие монологической речи.
Воспитатель вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.
1-й ребенок. На картине « Зима в лесу» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на маленьких елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.
2-й ребенок. На второй картине изображен домик в лесу зимним вечером. Возле дома растут высокие сосны. И земля, и крыша дома и елочки покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За домом вдалеке чернеет лес. Лес покрыт инеем.
Воспитатель оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить рассказы или перенести это на вторую половину дня.
8.Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слова.
Воспитатель предлагает детям пройти к коврографу, на котором закреплены изображения кормушки и ветки ели.
В.Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?
Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Воспитатель помещает плоскостные изображения птиц на коврограф: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, воробья в кормушку и т.д.
В. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы! А теперь разделите их на слоги.
Дети по очереди делят названия птиц на слоги.
1-й ребенок. Сне – гирь. В этом слове два слога.
2-й ребенок. СИ – ни – ца. В этом слове три слога.
3-й ребенок. Ще – гол. В этом слове два слога.
4-й ребенок. Во – ро – бей. В этом слове три слога.
9. Упражнение «Что изменилось?» Развитие зрительного внимания и восприятия.
Воспитатель вновь привлекает внимание детей к коврографу.
Дети смотрят на коврограф 1 – 2 минуты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе воспитателя дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....
Непосредственно - образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале одежда. Тема НОД "Поможем Золушке отправиться на бал"
Данное занятие разработано по лексической теме "Одежда" для детей с ОНР...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»
Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...