Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_nod_volshebnyy_mir_biblioteki_gimadievoy_l.p.docx | 693.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Асбестовского городского округа
Свердловской области
Конструкт непосредственно – образовательной деятельности
по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа
с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Автор:
Гимадиева Людмила Павловна,
учитель-логопед высшая кв.к.,
Асбестовский городской округ
2015-2016 учебный год
Содержание работы
Пояснительная записка3
Актуальность, новизна творческой работы 3
Цели, задачи, планируемый результат 4
Возраст участников 5
Условия проведения 5
План проведения сценария6
Список литературы15
Приложение16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий, к которым я решила присоединиться.
Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Моя задача - приобщить ребенка к книге.
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебный мир библиотеки» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, существенно повышает интерес детей к художественной, классической, современной литературе и навыкам чтения, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Предоставляет детям возможность в течение НОД поработать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный конструкт поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над темой позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Новизна творческой работы. В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Ещё большего внимания, усиленной подготовки требуют дети с общим недоразвитием речи.
Решению этих задач способствует технология «Обучение творческому рассказыванию по картине» авторов Сидочук Т.А., Кузнецова А.Б. Данная технология позволяет обучение творческому рассказыванию и одновременно решает задачи развития, как связной речи, так и развития высших психических функций: воображения, внимания, памяти. Это необходимо знать и применять в работе с детьми с ОВЗ. Она формирует у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной речи.
Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Одной из задач которой – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.
Цель: развитие связной речи, через составление творческого рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.
Задачи: развивать познавательный интерес, детскую инициативу, речевые, коммуникативные навыки и творческое воображение через формирование у детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. Обобщить и систематизировать представление, словарь детей по теме: «Библиотека, книга», познакомить с библиотекой, развивать связную речь через составление рассказа по сюжетной картине, помочь детям освоить разные способы поиска информации, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых, по участию, в познавательно-исследовательской деятельности. Расширять представления о книге через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение к книге, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Развивать и обогащать социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Коррекционно-образовательные:
Развивающие: Воспитательные: |
• Развивать словесно- логическое и ассоциативное мышление, внимания, памяти, развивать умения выдвигать гипотезы о свойствах предметов и их применении. • Развитие коммуникативной компетентности дошкольников на основе организации совместной деятельности (умения работать над картиной в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
• Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам. • Воспитывать способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей.
|
Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества) Приобретен новый познавательный опыт, который дети могут применять самостоятельно, владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
- Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
- Условия проведения:
Форма НОД: интегрированное занятие-экскурсия.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Средства:
Наглядные: предметные картинки: книги, лампа настольная, стол, стул, библиотекарь, мальчик, девочка, этажерка с книгами, пол,
Мультимедийные: Виртуальная экскурсия (презентация) «В Российскую библиотеку», проектор.
Материалы к НОД: магнитно-маркерная доска, маркеры, магниты, волшебники, волшебная коробочка, указка, книжки по количеству детей в подарок.
ХОД:
Этапы деятельности (алгоритм) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества) |
Предварительный мотивация на совместную деятельность | - "Доброе утро, дети! - Я принесла с собой волшебную коробочку - Все что сегодня с нами произойдет- будет волшебным. Итак, волшебство начинается… Логопед приглашает детей в стать в круг и подарить улыбку соседу. - Я вам желаю, чтобы такое настроение было на протяжении всей нашей встречи. | Обеспечивает доступность их привлекательность (педагог здоровается с детьми. | Дети заходят в группу, здороваются, занимают удобные для них места. | -Эмоциональный настрой. -Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Организационный
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Уточнение правил поведения | -Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас, друзья, С предметом, без которого Прожить на свете нам нельзя! -Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать ее. У сосны и елки — листики—иголки. -Правильно, это – КНИГА! -А для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.) -Много книг на белом свете -Как же ребята надо обращаться с книгой, чтобы она действительно была другом? - Надо научиться читать книги, любить чтение, беречь книги, нельзя их рвать, мять, бросать, загибать страницы в книгах, брать чистыми руками). - А вы знаете, где хранятся книги? (Дома, на полках, в книжных шкафах, и в библиотеках.) - Как вы думаете, что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят. - Сейчас библиотек много. Есть библиотеки школьные. Есть библиотеки для взрослых и для детей. Есть библиотеки для людей определенных профессий. Но самая большая библиотека в Москве – Российская библиотека. - Туда мы с вами сейчас и отправимся. -Прежде чем войти вспомним правила поведения в общественном месте. - Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде – бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда! Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Здесь миллионы книг. -Давайте зайдем в детское отделение и понаблюдаем за работой библиотекаря. - А помогут нам в этом помощники –волшебники. | -Стимулирует любознательность детей, интерес -Виртуальная экскурсия в самую большую библиотеку России. (Приложение в Microsoft PowerPoint прилагается) | Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой - Слушают, рассуждают. | Введение в тему эмоциональное погружение.
. |
Содержательно-операционный Ценностно-волевой Рефлексирующий Выводы о проделанной работе | Пришел «Волшебник Дели-Давай». Он умеет все на свете делить на части Посмотрите и скажите «дели». Для этого сделайте трубу: сложите ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрите через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком. - Кого вы видите на картине? - Что вы видите на картине? 2. Игра «Объединение» или «Ищу друзей» Выделите два объекта на картине (кого с кем, что можно объединить). Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Для этого понадобится умение второго волшебника «Объединяй» объединять. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем стол и книгу, потому что книга лежит на столе. 3.Игра «Вхождение в картину». Представьте себе, что вы попали в эту библиотеку, закройте глаза, прислушайтесь. Появился волшебник «Я слышу». -Что вы слышите в библиотеке? слышу как шелестят книги, как разговаривает библиотекарь, с детьми, тишину, звук отодвигающегося стула). - «Когда я трогаю руками,…» («Я трогаю руками). Книга – твердая, мягкая, бумага шершавая, гладкая; лампа – горячая; шкаф, этажерка – деревянный, тяжелый; пол – гладкий, твердый, шероховатый. Мы вместе с волшебниками слушали, смотрели, ощущали. А хотите поиграть с ними. Физкультминутка «Открывай скорее книжку! Открывай скорее книжку: (раскрываются сложенные ладони)
Приготовьтесь к составлению рассказа по цепочке. Внимательно слушайте, не повторяйте ответы товарищей. Расскажите, куда пришли дети, кто работает в библиотеке, что делает библиотекарь, где хранятся книги, как нужно обращаться с книгой. Загляните в прошлое и будущее людей, изображенных на картине. Начните рассказ словами «Однажды… ». - составление рассказа детьми Однажды Таня и Витя зашли в библиотеку. И были очень удивлены увидев много книг. Книги стояли на деревянных этажерках, полках, шкафах. Книги были толстые и тонкие, большие и маленькие, детские и взрослые, художественные, научные. В библиотеке была тишина, только иногда было слышно голос библиотекаря и шёпот детей, как шелестят листы книг, как скрепят стулья, и гудит настольная лампа. Таня выбрала новую, толстую, интересную книгу про зверят. А Витя всё стоял рассматривал книги и никак не мог выбрать самую интересную книгу. Ему хотелось прочитать многие книги. Когда Таня вернется домой она весь вечер будет читать книжку, узнает много интересного о жизни животных и расскажет о ней Вите. Решение проблемных ситуаций: "Если бы не было книг" - А мы сегодня с вами много говорили о книге, библиотеке. Давайте представим, хотя бы на миг, Я с вами полностью соглашусь ребята, что без книг было бы не интересно, поэтому книги нужно беречь. Скажите, что больше всего вам понравилось, О чем еще хотелось бы узнать? - Выход на новую проблему - Где пригодятся вам эти знания? Волшебники они очень рады знакомству с вами, но пришло время возвращаться в волшебный мир библиотеки, - На память о нашей встрече они дарят каждому из вас книгу. Помни, юный гражданин, Книга – роста витамин! Читая сказки круглый год, | Развивает зрительно –пространственный гнозис . Формирует умения устанавливать причинно-следственные связи. Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Развитие восприятия через разные органы чувств. Обучение мыслительным операциям Организует физическую разминку, двигательную активность в непринуждённой обстановке Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. | Дети называют предметы которые видят на картине и помещают предметную картинку на магнитную доску. Дети маркером на доске соединяют предметы между собой. Представляют возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами. Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. Выражают собственные мысли. Сосредотачивают внимание. Осуществляют контроль и взаимоконтроль. Самостоятельно решают поставленную задачу. Выражают собственные мысли. чувства и эмоции. Составление рассказа детьми. Представление своего опыта сверстникам (взрослым). Выводы, умозаключения детей, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, выражают своё мнение о работе -Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом в опыт самостоятельной деятельности. | Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий. Проявление инициативности в общении со взрослым и сверстниками. Готовность рассказать об опыте другим участникам образовательного процесса |
Список литературы
- Альтшулер Г.С., Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке), СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
- Вальков В., А. Сталь «Книжкин дом» Издательство: "Книжная палата" (1990).
- Кыласова Л. Е. «Развитие речи» Конспекты занятий для подготовительной группы - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.
- Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках Санкт-Петербург. 2003 - 125 с.
- http://biblionight.info.
- http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/04/06/stikhi-o-knigakh-i-chtenii.
- http://old.iro.yar.ru/institut/kdino/metod_kart.shtml
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Эмблема года Литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Картина «Библиотекарь».
Продукции русских художников
по теме: «За чтением».
Ирина Васильевна Шевандронова «В сельской библиотеке»,
1954 год
Маковский Владимир «В сельской школе».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Татьяна Дерий «Вместо сна», 2006 год.
Русская живопись (автор неизвестен)
Л.П.Гимадиева, учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Тема: «Кошка с котятами»
расширение навыков детей среднего дошкольного возраста, составление творческих рассказов по сюжетной картине....
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в области «Развитие речи» по теме «Составление описательного рассказа по игрушке» с интеграцией образовательной области «Физическая культура» в средней группе.
Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказас применением ТРИЗ &l...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."
Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».
Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР....