КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель:

Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика.

Показать одно из отличий домашних кроликов от зайцев.

Формировать интерес к животным.

Развивать связную монологическую речь.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать умение внимательно слушать и оценивать товарищей по группе.

Методические приемы:

чтение, беседа, рассматривание картинок, графических схем, составление графического плана рассказа, физкультминутка, сюрпризный момент.

Оборудование:

ноутбук для показа презентации «Кролики», графические схемы, шапка из меха кролика

 

 

Ход занятия

      I.            Организационный момент. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.

- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

- Молодцы!

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас.

Я, начну, а вы кончайте,

Дружно отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец.

- Нужно отгадать загадку. Педагог загадывает загадку:

 

СЛАЙД 2

В сарае, в клетке он живёт,

Морковку сладкую грызёт.

Ох, и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

Длинноухий, хвост как нолик.

Все узнали его? Это …

- Вы угадали - это кролик. (При правильном ответе на экране появляется картинка)

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

   II.            Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря по теме.

- Кролик - какое животное, где он живёт? (Кролик живет рядом с человеком, значит это домашнее животное.)

- Верно, кролики – домашние животные, о них заботится человек, даёт им пищу, ухаживает за ними, моет им клетки, которые называются крольчатники.

- Давайте повторим «крольчатники».

СЛАЙД 3 «КРОЛЬЧАТНИКИ»

- А, чтобы кролику хорошо жилось в клетке, что нужно делать? (Хорошо кормить, содержать клетки в чистоте.)

СЛАЙД 4 «КРОЛИК»

- Посмотрите, какой красивый кролик пришел к нам в гости. Давайте познакомимся с ним поближе.

- Какие у него уши? (У кролика длинные уши.)

- Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши, как его можно назвать? Какой он? (Длинноухий)

- Что он делает ушами? (Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.)

- Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине.

- Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое? (Это у кролика хвостик).

- Какой он? (Хвост у кролика маленький.)

- Чем покрыто тело кролика? (Тело кролика покрыто шерстью.)

СЛАЙД 5

- Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные, коричневые) и не меняют цвет шерсти зимой, как зайцы. Заяц летом серый, а зимой белый.

СЛАЙД 6

- Чем питается кролик?

- Верно, кролик питается травой, любит морковку, капусту. И конечно же обязательно давать воду.

- Если предложить кролику морковку, что он будет делать с ней? (Он будет ее грызть) - Верно. Он грызет. У него острые зубки.

- Ребята, а что значит «грызет»? (Это значит «раскусывает»)

СЛАЙД 7

- Кролик ест не только морковь, капусту, но ему ещё нужно давать веточки деревьев, зерно, сено.

- Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для чего их разводят?

- Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки, шубки.

- Посмотрите, я сегодня принесла шапку, сшитую из меха кролика.

- Потрогайте, какой у него мех? (Мех у кролика мягкий.)

СЛАЙД 8

- Ребята, а как называются детёныши у кроликов? (Детёныши кроликов называются - крольчата.)

III.            Физкультурная минутка «Кролик»

- Вы хотите превратиться в маленьких крольчат? Тогда закройте глаза, повернитесь кругом. Откройте глаза. Вот мы и превратились в маленьких крольчат.

 

Кролик потянулся

Раз, два, три, четыре, пять

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапки в сторону развел,

Но морковки не нашел.

Чтоб морковку нам достать,

Надо на носочки встать.

 

- Сейчас тихо садитесь на стулья, и продолжим наше занятие.

IV.            Чтение рассказа. Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

- Послушайте рассказ, который называется «Кролик»

Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

   V.            Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

- Кого купил папа?

- Как выглядит кролик?

- Что делает кролик?

VI.            Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

- Перед вами схематические изображения. Я сейчас буду читать рассказ еще раз, а вы должны будете подобрать нужную схему и поместить ее на доску. Затем, по составленной вами схеме, вы будете пересказывать рассказ.

VII.            Пересказ по графическому плану с дополнительным заданием. Развитие связной монологической речи, памяти.

Дети пересказывают рассказ индивидуально, употребляя слово «кролик» во множественном числе.

- Ребята, у нас в рассказе один кролик, а если их много, то это …? (Кролики)

- Вам надо пересказать так, как – будто кроликов много.

VIII.            Итог. Оценка работы детей.

- Наше занятие подходит к концу. Чей рассказ понравился больше? Почему?

- Ребята, а давайте угостим кролика сочной сладкой морковкой. Но для этого ее надо сначала раскрасить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «КРОЛИК»

Цель:

Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика.

Показать одно из отличий домашних кроликов от зайцев.

Формировать интерес к животным.

Развивать связную монологическую речь.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать умение внимательно слушать и оценивать товарищей по группе.

Методические приемы:

чтение, беседа, рассматривание картинок, графических схем, составление графического плана рассказа, физкультминутка, сюрпризный момент.

Оборудование:

ноутбук для показа презентации «Кролики», графические схемы, шапка из меха кролика

Ход занятия

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.

- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

- Молодцы!

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас.

Я, начну, а вы кончайте,

Дружно отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец.

- Нужно отгадать загадку. Педагог загадывает загадку:

СЛАЙД 2

В сарае, в клетке он живёт,

Морковку сладкую грызёт.

Ох, и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

Длинноухий, хвост как нолик.

Все узнали его? Это …

- Вы угадали - это кролик. (При правильном ответе на экране появляется картинка)

- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

  1. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря по теме.

- Кролик - какое животное, где он живёт? (Кролик живет рядом с человеком, значит это домашнее животное.)

- Верно, кролики – домашние животные, о них заботится человек, даёт им пищу, ухаживает за ними, моет им клетки, которые называются крольчатники.

- Давайте повторим «крольчатники».

СЛАЙД 3 «КРОЛЬЧАТНИКИ»

- А, чтобы кролику хорошо жилось в клетке, что нужно делать? (Хорошо кормить, содержать клетки в чистоте.)

СЛАЙД 4 «КРОЛИК»

- Посмотрите, какой красивый кролик пришел к нам в гости. Давайте познакомимся с ним поближе.

- Какие у него уши? (У кролика длинные уши.)

- Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши, как его можно назвать? Какой он? (Длинноухий)

- Что он делает ушами? (Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.)

- Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине.

- Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое? (Это у кролика хвостик).

- Какой он? (Хвост у кролика маленький.)

- Чем покрыто тело кролика? (Тело кролика покрыто шерстью.)

СЛАЙД 5

- Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные, коричневые) и не меняют цвет шерсти зимой, как зайцы. Заяц летом серый, а зимой белый.

СЛАЙД 6

- Чем питается кролик?

- Верно, кролик питается травой, любит морковку, капусту. И конечно же обязательно давать воду.

- Если предложить кролику морковку, что он будет делать с ней? (Он будет ее грызть) - Верно. Он грызет. У него острые зубки.

- Ребята, а что значит «грызет»? (Это значит «раскусывает»)

СЛАЙД 7

- Кролик ест не только морковь, капусту, но ему ещё нужно давать веточки деревьев, зерно, сено.

- Ребята, а какую пользу приносят нам кролики, для чего их разводят?

- Кролики дают мясо, из шкурок можно сшить шапки, шубки.

- Посмотрите, я сегодня принесла шапку, сшитую из меха кролика.

- Потрогайте, какой у него мех? (Мех у кролика мягкий.)

СЛАЙД 8

- Ребята, а как называются детёныши у кроликов? (Детёныши кроликов называются - крольчата.)

  1. Физкультурная минутка «Кролик»

- Вы хотите превратиться в маленьких крольчат? Тогда закройте глаза, повернитесь кругом. Откройте глаза. Вот мы и превратились в маленьких крольчат.

Кролик потянулся

Раз, два, три, четыре, пять

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапки в сторону развел,

Но морковки не нашел.

Чтоб морковку нам достать,

Надо на носочки встать.

- Сейчас тихо садитесь на стулья, и продолжим наше занятие.

  1. Чтение рассказа. Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

- Послушайте рассказ, который называется «Кролик»

Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

  1. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

- Кого купил папа?

- Как выглядит кролик?

- Что делает кролик?

  1. Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

- Перед вами схематические изображения. Я сейчас буду читать рассказ еще раз, а вы должны будете подобрать нужную схему и поместить ее на доску. Затем, по составленной вами схеме, вы будете пересказывать рассказ.

  1. Пересказ по графическому плану с дополнительным заданием. Развитие связной монологической речи, памяти.

Дети пересказывают рассказ индивидуально, употребляя слово «кролик» во множественном числе.

- Ребята, у нас в рассказе один кролик, а если их много, то это …? (Кролики)

- Вам надо пересказать так, как – будто кроликов много.

  1. Итог. Оценка работы детей.

- Наше занятие подходит к концу. Чей рассказ понравился больше? Почему?

- Ребята, а давайте угостим кролика сочной сладкой морковкой. Но для этого ее надо сначала раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»

Цели занятия:Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые...

План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи

План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи...

Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....