Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения. За счёт использования в конспекте технологий ТРИЗ и РТВ, воспитателем успешно решается задача развития у детей умения всесторонне воспринимать содержание картины, преобразовывать его с помощью типовых приёмов фантазирования (дробление-объединение, оживление предметов), устанавливать взаимосвязи между изображёнными объектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazyvanie_po_kartine_koshka_s_kotyatami_s.n._nikolaevoy_i_n.n._meshkovoy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой «Кошка с котятами»
Название: «Озорные котятки, что затейники ребятки»
Программные задачи:
- Продолжать создавать условия для всестороннего восприятия содержания картины; закреплять умение дошкольников точно передавать его средствами языка, преобразовывать с помощью типовых приёмов фантазирования (дробление – объединение, оживление предметов), устанавливать взаимосвязи между изображёнными объектами, выделять первый план картины и фоновую композицию.
- Знакомить воспитанников с особенностями проведения сравнительного анализа двух близких по тематике сюжетов.
- Совершенствовать навыки составления описательного и творческого рассказов по мотивам произведения, в том числе – от лица одного из героев.
- Развивать творческое воображение, произносительную и интонационную стороны речи.
- Учить образовывать клички животных.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому.
Форма проведения: традиционная
Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- определение состава картины;
- словесные дидактические игры;
- составление повествовательного рассказа по картине;
- составление рассказов от лица разных героев;
- фантазирование на основе приёма оживления;
- сравнительный анализ 2-х близких по тематике картин;
- беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).
Особенности ООД:
- развивающий характер;
- разнообразие предложенных заданий;
- высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
- увеличение объёма материала, заявленного в теме за счёт включения задания на сравнительный анализ 2-х близких по сюжету и композиции картин.
Виды деятельности:
Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.
Материал:
1. Незнайка (игрушка, переодетый взрослый или воспитанник младшей группы);
2. Картины С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой «Кошка с котятами» (можно 1992 г.) и «Кошка в доме».
Сценарий
Воспитатель предлагает дошкольникам обратить внимание на новую картину («Кошка с котятами») и подумать, о чём она рассказывает. Пришедший поиграть с ребятами Незнайка считает, что ни о чём: картины вообще не умеют говорить. Девочки и мальчики пытаются убедить его в обратном.
Определение состава картины
Воспит.: Дети, что (кого) мы с вами видим на этой картине?
1-й реб.: Кошку с тремя её маленькими котятами.
2-й реб.: Девочка, наверное, хозяйка хочет накормить своих питомцев рыбкой (на картине 1992г.).
Воспит.: Расскажите о кошке. Какая она?
3-й реб.: Большая.
4-й реб.: Полосатая.
5-й реб.: Пушистая.
6-й реб.: Ласковая.
Воспит.: Чем котята отличаются от мамы?
7-й реб.: Ушки, носики, усы у них крохотные, а у неё большие.
Воспит.: Правильно. Котята вообще пока ещё очень маленькие. Этим они похожи друг на друга. А чем отличаются?
8-й реб.: Окраской: один – рыжий, другой – чёрный, третий – серый.
Воспит.: Чем они занимаются?
9-й реб.: Рыжий котёнок резвится, прыгает, играет с клубком.
10-й реб.: Чёрный лежит. Он закрыл глаза (дремлет или уже спит).
11-й реб.: А серый нагнул голову к миске, лакает молоко. Он так жадно кушает, что у него даже капает с носика.
Дошкольники дают имена кошке и котятам, объясняя, почему они выбрали ту или иную кличку (словесное упражнение «Назови героя»).
Воспит.: Дети, а о ком ещё нам может поведать эта картина? В чьи клубки играет котёнок?
1-й реб.: Наверное, в бабушкины.
2-й реб.: Она хотела связать носочки или шарфик для своей любимой внучки.
3-й реб.: Может быть, она вышла в магазин и оставила клубочки в корзине, а котёнок их рассыпал.
Воспит.: Почему мы не заметили эту корзинку сразу?
4-й реб.: Она находится в другой комнате.
Воспит.: Дальше, чем уже названные нами объекты картины. А что ещё мы также можем увидеть на заднем фоне?
Ответы детей.
Воспит.: Клубочки дружат друг с другом, потому что лежат рядом, но враждуют с корзинкой, которая их удерживает. А что ещё на картине имеет своих друзей или, напротив, врагов?
Установление взаимосвязей между объектами.
Игра «Ищу друзей и недругов»
Незнайка: Какая интересная, оказывается, эта картина. По ней даже можно историю сочинить.
Воспит.: Конечно, можно. Попробуем, дети, составить рассказ о кошке с котятами? Как мы его назовём?
Дошкольники предлагают свои варианты.
Составление повествовательного рассказа
Пример.
1-й реб.: Однажды бабушка поставила корзину с нитками и ушла. На ковре лежали кошка и трое её котят. Все они были разные! Чёрный котёнок (его так и звали – Черныш) спал около мамы, серый, по кличке Дымок, – лакал молоко, а рыжий ˗ самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками.
2-й реб.: Клубки покатились по полу. Рыжик стал играть с ними и запутал все нитки. А Муська смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.
Другим дошкольникам, не задействованным в составлении повествовательно рассказа, воспитатель предлагает поучаствовать в творческом рассказывании. Он просит 2-3 воспитанников превратиться в кого-то на уже хорошо знакомой детям картине.
Составление рассказов от лица разных героев
Пример.
☺: Меня зовут Черныш, а вовсе не Соня и не Сопун.
Воспит.: Почему же ты тогда спишь, когда твои братья играют?
☺: Потому, что я не спал ночью. Мама ходила мышей ловить, а мне было холодно и страшно. Я всё плакал и плакал, но теперь успокоился. Я сплю, и мне снится большая сосиска.
Незнайка: Ребята, а давайте мы с вами представим, что и неодушевлённые предметы тоже могут иногда оживать: говорить, думать, чувствовать, совершать плохие и хорошие поступки. Например, клубочки в лапках у Рыжика.
Воспит.: Хорошую игру ты придумал, Незнайка.
Фантазирование на основе приёма оживления
Пример.
Клубочкам было скучно и тесно лежать в корзинке, поэтому, когда самый резвый котёнок решил с ними поиграть, они очень обрадовались и сами начали выпрыгивать на пол. Они катились наперегонки, прятались от острых кошачьих коготков под креслом и громко хохотали, как только пушистые лапки котёнка касались их толстых разноцветных боков. «Посмотрите, − вдруг крикнул самый маленький клубочек, − наши нитки перепутались, теперь мы с вами стали настоящими друзьями: «не разлей водой», т.е. «ничем не распутай». «Бабушка распутает, − уверенно ответил клубочек побольше и добавил, − ох и достанется же от неё Рыжику».
Воспит.: С.Н. Николаева и Н.Н. Мешкова (авторы этой картины) очень любят рисовать животных. У них есть ещё одна картина, героиней которой тоже является кошка. Она так и называется «Кошка в доме» (выставляет её перед дошкольниками). Как вы думаете, это одна и та же кашка, или другая?
1-й реб.: Наверное, та же самая.
2-й реб.: Она такая же полосатая.
3-й реб.: У них мордочки похожи.
Воспит.: А какая из этих картин, по вашему мнению, была нарисована раньше?
4-й реб.: Сначала художник нарисовал «Кошку в доме», а потом «Кошку с котятами». (Дети могут расположить картины и в обратной последовательности).
Сравнительный анализ двух картин
Воспит.: Что изменилось в жизни наших героев? Каких предметов интерьера уже нет, а какие остались? Если бы художник решил нарисовать кошку, её котят и хозяек через год, как вы думаете, что бы он изобразил на своей картине?
Игра на развитие творческого воображения «Что дальше?»
Подведение итога
Дети рисуют третью часть серии картин о кошке, оценивают своё сегодняшнее словесное творчество, делают выводы о том, какие игры с картинами показались им самыми интересными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.
Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...
Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»
формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы Рассказывание по картине «Звери в зимнем лесу»
Цель: Учить самостоятельно, составлять небольшие рассказы о жизни животных, используя предметно-схематическую модель и предметные картинки....
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"
Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Професси...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Пересказывание рассказа Л.Н. Толстого "Пожарные собаки"
Данная педагогическая разработка направлена на приобретение дошкольниками умения всесторонне, максимально целостно воспринимать произведения художественной литературы, и одновременно на развитие их св...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"
Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует...
Организованная образовательная деятельность с детьми младшей группы «Рамка для картины»
Тема: «Рамка для картины». Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Рамка для картины».Форма представленности...