Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения. За счёт использования в конспекте технологий ТРИЗ и РТВ, воспитателем успешно решается задача развития у детей умения всесторонне воспринимать содержание картины, преобразовывать его с помощью типовых приёмов фантазирования (дробление-объединение, оживление предметов), устанавливать взаимосвязи между изображёнными объектами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема:  «Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой «Кошка с котятами»

Название: «Озорные котятки, что затейники ребятки»

Программные задачи:

  1. Продолжать создавать условия для всестороннего восприятия содержания картины; закреплять умение дошкольников точно передавать его средствами языка, преобразовывать с помощью типовых приёмов фантазирования (дробление – объединение, оживление предметов), устанавливать взаимосвязи между изображёнными объектами, выделять первый план картины и фоновую композицию.
  2. Знакомить воспитанников с особенностями проведения сравнительного анализа двух близких по тематике сюжетов.
  3. Совершенствовать навыки составления описательного и творческого рассказов по мотивам произведения, в том числе – от лица одного из героев.
  4. Развивать творческое воображение, произносительную и интонационную стороны речи.
  5. Учить образовывать клички животных.
  6. Воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому.

Форма проведения: традиционная

Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • определение состава картины;
  • словесные дидактические игры;
  • составление повествовательного рассказа по картине;
  • составление рассказов от лица разных героев;
  • фантазирование на основе приёма оживления;
  • сравнительный анализ 2-х близких по тематике картин;
  • беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).

Особенности ООД:

  • развивающий характер;
  • разнообразие предложенных заданий;
  • высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
  • увеличение объёма материала, заявленного в теме за счёт включения задания на сравнительный анализ 2-х близких по сюжету и композиции картин.

Виды деятельности:

Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

Материал: 

1. Незнайка (игрушка, переодетый взрослый или воспитанник  младшей группы);

2. Картины С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой «Кошка с котятами» (можно 1992 г.) и «Кошка в доме».

Сценарий

Воспитатель предлагает дошкольникам обратить внимание на новую картину («Кошка с котятами») и подумать, о чём она рассказывает. Пришедший поиграть с ребятами Незнайка  считает, что ни о чём: картины вообще не умеют говорить. Девочки и мальчики пытаются убедить его в обратном.

Определение состава картины

Воспит.:   Дети, что (кого) мы с вами видим на этой картине?

1-й реб.:   Кошку с тремя её маленькими котятами.

2-й реб.: Девочка, наверное, хозяйка хочет накормить своих питомцев рыбкой (на картине 1992г.).

Воспит.:   Расскажите о кошке. Какая она?

3-й реб.:   Большая.

4-й реб.:   Полосатая.

5-й реб.:   Пушистая.

6-й реб.:   Ласковая.

Воспит.:  Чем котята отличаются от мамы?

7-й реб.:   Ушки, носики, усы у них крохотные, а у неё большие.

Воспит.:  Правильно. Котята вообще пока ещё очень маленькие. Этим они похожи  друг на друга. А чем отличаются?

8-й реб.:   Окраской: один – рыжий, другой – чёрный, третий – серый.

Воспит.:   Чем они занимаются?

9-й реб.:   Рыжий котёнок резвится, прыгает, играет с клубком.

10-й реб.: Чёрный лежит. Он закрыл глаза (дремлет или уже спит).

11-й реб.: А серый нагнул голову к миске, лакает молоко. Он так жадно   кушает, что у него даже капает с носика.

Дошкольники дают имена кошке и котятам, объясняя, почему они выбрали ту или иную кличку (словесное упражнение «Назови героя»).

Воспит.:  Дети, а о ком ещё нам может поведать эта картина? В чьи клубки играет котёнок?

1-й реб.:   Наверное, в бабушкины.

2-й реб.: Она хотела связать носочки или шарфик для своей любимой  внучки.

3-й реб.:   Может быть, она вышла в магазин и оставила клубочки в корзине, а котёнок их рассыпал.

Воспит.:   Почему мы не заметили эту корзинку сразу?

4-й реб.:   Она находится в другой комнате.

Воспит.:   Дальше, чем уже названные нами объекты картины. А что ещё мы  также можем увидеть на заднем фоне?

Ответы детей.

Воспит.: Клубочки дружат друг с другом, потому что лежат рядом, но враждуют с корзинкой, которая их удерживает. А что ещё на картине имеет своих друзей или, напротив, врагов?

Установление взаимосвязей между объектами.

Игра «Ищу друзей и недругов»

Незнайка: Какая интересная, оказывается, эта картина. По ней даже можно    историю сочинить.

Воспит.:  Конечно, можно. Попробуем, дети, составить рассказ о кошке с котятами? Как мы его назовём?

Дошкольники предлагают свои варианты.

Составление повествовательного рассказа

Пример.

 1-й реб.: Однажды бабушка поставила корзину с нитками и ушла. На ковре лежали кошка и трое её котят. Все они были разные! Чёрный котёнок (его так и звали – Черныш)  спал около мамы, серый, по кличке Дымок,  – лакал молоко, а рыжий ˗ самый                    озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками.

2-й реб.:  Клубки покатились по полу. Рыжик стал играть с ними и запутал все нитки. А Муська смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.

Другим дошкольникам, не задействованным в составлении повествовательно рассказа, воспитатель предлагает поучаствовать в творческом рассказывании. Он просит 2-3 воспитанников превратиться в кого-то на уже хорошо знакомой детям картине.

Составление рассказов от лица разных героев

Пример.

☺: Меня зовут Черныш, а вовсе не Соня и не Сопун.

Воспит.: Почему же ты тогда спишь, когда твои братья играют?

☺: Потому, что я не спал ночью. Мама ходила мышей ловить, а мне было холодно и страшно. Я всё плакал и плакал, но теперь успокоился. Я сплю, и мне снится большая сосиска.

Незнайка: Ребята, а давайте мы с вами представим, что и неодушевлённые предметы тоже могут иногда оживать: говорить, думать, чувствовать, совершать плохие и хорошие поступки. Например, клубочки в лапках у Рыжика.

Воспит.: Хорошую игру ты придумал, Незнайка.

Фантазирование на основе приёма оживления

Пример.

 Клубочкам было скучно и тесно лежать в корзинке, поэтому, когда самый резвый котёнок решил с ними поиграть, они очень обрадовались и сами начали выпрыгивать на пол. Они катились наперегонки, прятались от острых кошачьих коготков под креслом и громко хохотали, как только пушистые лапки котёнка касались их толстых разноцветных боков. «Посмотрите, − вдруг крикнул самый маленький клубочек, − наши нитки перепутались, теперь мы с вами стали настоящими друзьями: «не разлей водой», т.е. «ничем не распутай». «Бабушка распутает, − уверенно ответил клубочек побольше и добавил, − ох и достанется же от неё Рыжику».

Воспит.: С.Н. Николаева и Н.Н. Мешкова (авторы этой картины) очень любят рисовать животных. У них есть ещё одна картина, героиней которой тоже является кошка. Она так и называется «Кошка в доме» (выставляет её перед дошкольниками). Как вы думаете, это одна и та же кашка, или другая?

1-й реб.:  Наверное, та же самая.

2-й реб.:  Она такая же полосатая.

3-й реб.:  У них мордочки похожи.

Воспит.: А какая из этих картин, по вашему мнению, была нарисована раньше?

4-й реб.: Сначала художник нарисовал «Кошку в доме», а потом «Кошку с котятами». (Дети могут расположить картины и в обратной последовательности).

Сравнительный анализ двух картин

Воспит.: Что изменилось в жизни наших героев? Каких предметов интерьера уже нет, а какие остались? Если бы художник решил нарисовать кошку, её котят и хозяек через год, как вы думаете, что бы он изобразил на своей картине?

Игра на развитие творческого воображения «Что дальше?»

Подведение итога

Дети рисуют третью часть серии картин о кошке, оценивают своё сегодняшнее словесное творчество, делают выводы о том, какие игры с картинами показались им самыми интересными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.

Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»

формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы Рассказывание по картине «Звери в зимнем лесу»

Цель: Учить самостоятельно, составлять небольшие рассказы о жизни животных, используя предметно-схематическую модель и предметные картинки....

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"

Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Професси...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Пересказывание рассказа Л.Н. Толстого "Пожарные собаки"

Данная педагогическая разработка направлена на приобретение дошкольниками умения всесторонне, максимально целостно воспринимать произведения художественной литературы, и одновременно на развитие их св...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"

Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует...

Организованная образовательная деятельность с детьми младшей группы «Рамка для картины»

Тема: «Рамка для картины». Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Рамка для картины».Форма представленности...