Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует заданиями, направленными на развитие творческого воображения детей. Кроме того, дошкольники получают возможность проследить взаимосвязь между различными видами искусства (музыкой, живописью, поэзией). В приоритете у воспитателя находятся деятельностный подход к построению процесса образования, а также реализация принципа личностной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazyvanie_po_kartine_i._levitana_zolotaya_osen.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»
Название: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
Программные задачи:
- Закреплять представления детей об осеннем времени года.
- Обогащать их тематический словарный запас определениями.
- Учить выделять как можно большее количество объектов на картине, «входить в её пространство, описывать воспринимаемое через различные органы чувств, описывать объекты с точки зрения их прошлого и будущего.
- Тренировать умение использовать в речи словесные обороты, характеризующие временные отрезки.
- Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по картине и рассказа от лица её героев.
- Развивать творческое воображение, слуховое внимание, фонематическое восприятие, произносительную и интонационную стороны речи.
- Воспитывать любовь к окружающей природе, заботливое, внимательное к ней отношение.
Форма проведения: традиционная
Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ,
Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. Технология обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине.
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание отрывков музыкальных произведений;
- рассматривание картины (её анализ с точки зрения композиции, цветовой гаммы, настроения);
- вопросы к детям;
- составление описательного рассказа по картине;
- составление рассказа от лица разных героев картины;
- фантастическое вычитание (метод, основанный на математическом подходе);
- словесные дидактические игры;
- беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).
Задания, направленные на развитие творческого воображения:
составление рассказа от лица разных героев картины; игры «Я могу только слышать», «Я ощущаю только запахи», игра «Путешествие во времени».
Особенности ООД:
- прослеживание взаимосвязи между различными видами искусства (музыкой, живописью, поэзией);
- деятельностный подход;
- высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
- реализация принципа личностной ориентации.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, игровая.
Материал:
1. Мишутка (игрушка или ребёнок мл.гр. в костюме медведя);
2. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;
3. Аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»;
4. Звуки природы;
4. Бумажные «подзорные трубы» по количеству детей.
Сценарий
В гости к детям приходит Мишутка. У него сегодня плохое настроение. На вопрос воспитателя о том, что случилось, он отвечает, что осенью настроение и не может быть хорошим. Воспитатель спрашивает у дошкольников, всегда ли они грустят в это время года?
Ответы детей
Воспит.: У поэтов, композиторов и художников осенью настроение тоже бывает самым разным.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарование»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Воспит.: ● О каком времени года рассказывает нам поэт?
● Какие чувства он испытывал, когда создавал это произведение? (Восхищение, любовь, нежность, грусть, печаль, уныние, но и радость…).
● По каким словам мы можем догадаться о его настроении? («Очей очарование», «пышное увядание», «унылая пора», «прощальная краса»).
● Дети, а как вы думаете, у музыки тоже есть настроение?
Воспитатель предлагает дошкольникам послушать отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года».
Воспит.: ● Какая это композиция: весёлая или грустная?
● Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Печаль).
● Вероятно, композитору, в тот момент, когда он её писал, было грустно. А, как вы думаете, по рисунку можно определить настроение того, кто его нарисовал?
Вниманию детей предлагается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
Воспит.: ● Попробуйте догадаться, какое название дал своей картине художник?
● Она называется «Золотая осень». Как вы думаете, почему именно золотая? (Дети обращают внимание на пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…).
● Что ещё мы можем сказать об осени. Она какая? (Словесное упражнение «Подбери определение»).
● Сделайте вывод о том, какое у этой картины настроение.
Игра с «подзорной трубой»
Дети находят на репродукции луг, речку, золотую листву берёз, пожелтевшую травку, яркое небо и т.д.
Воспит.: Как вы думаете, какое настроение у берёз? А о чём думает одинокий цветок у ручья? Что происходит в домах за рекой?
Составление рассказа от лица разных героев
(деревьев, цветка, маленькой мышки, живущей за печкой)
Игра «Я могу только слышать»
Воспит.: Каждый день деревенские мальчишки и девчонки бегают по лугу и слушают лесные звуки. Давайте мы тоже попробуем что-нибудь услышать.
Игра «Я ощущаю только запахи»
Воспит.: А как хорошо и свободно в лесу дышится… Запахами чего наполнен лесной воздух осенью?
Составление описательного рассказа по картине
Игра «Путешествие во времени»
Воспит.: Побегали мы с вами в осеннем лесу, прилегли на травку, а потом уснули под ещё тёплым солнышком. Уснули и увидели, что станет с этой берёзовой рощей зимой (весной, летом).
Подведение итога
Дошкольники сами рисуют осенний пейзаж, стараясь передать на бумаге своё настроение и отношение к обсуждаемому времени года. А после этого дети совместно с воспитателем оформляют экспозицию лучших работ «Осенние мотивы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.
Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"
Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Професси...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"
Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр...
Сценарий организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Рассказывание по серии картинок Н.В. Нищевой "Воришка"
Образовательная деятельность носит развивающий характер, построена с использованием технологий ТРИЗ, РТВ, включает в себя богатый иллюстративный материал, ярко выраженную проблемную ситуацию, многообр...
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».
Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».
Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Развитие речевых спосо...