Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует заданиями, направленными на развитие творческого воображения детей. Кроме того, дошкольники получают возможность проследить взаимосвязь между различными видами искусства (музыкой, живописью, поэзией). В приоритете у воспитателя находятся деятельностный подход к построению процесса образования, а также реализация принципа личностной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazyvanie_po_kartine_i._levitana_zolotaya_osen.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема: «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Название: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

Программные задачи:

  1. Закреплять представления детей об осеннем времени года.
  2. Обогащать их тематический словарный запас определениями.
  3. Учить выделять как можно большее количество объектов на картине, «входить  в её пространство, описывать воспринимаемое через различные органы чувств, описывать объекты с точки зрения  их прошлого и будущего.
  4. Тренировать умение использовать в речи словесные обороты, характеризующие временные отрезки.
  5. Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по картине и рассказа от лица её героев.
  6. Развивать творческое воображение, слуховое внимание, фонематическое восприятие, произносительную и интонационную стороны речи.
  7. Воспитывать любовь к окружающей природе, заботливое, внимательное к ней отношение.

Форма проведения: традиционная

Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ,

Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. Технология обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • чтение художественной литературы;
  • прослушивание отрывков музыкальных произведений;
  • рассматривание картины (её анализ с точки зрения композиции, цветовой гаммы, настроения);
  • вопросы к детям;
  • составление описательного рассказа по картине;
  • составление рассказа от лица разных героев картины;
  • фантастическое вычитание (метод, основанный на математическом подходе);
  • словесные дидактические игры;
  • беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).

Задания, направленные на развитие творческого воображения:  

составление рассказа от лица разных героев картины; игры «Я могу только слышать», «Я ощущаю только запахи», игра «Путешествие во времени».

Особенности ООД:

  • прослеживание взаимосвязи между различными видами искусства (музыкой, живописью, поэзией);
  • деятельностный подход;
  • высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
  • реализация принципа личностной ориентации.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, игровая.

Материал: 

1.  Мишутка (игрушка или ребёнок мл.гр. в костюме медведя);

2.  Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;

3.  Аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года»;

4.  Звуки природы;

4.  Бумажные «подзорные трубы» по количеству детей.

Сценарий

В гости к детям приходит Мишутка. У него сегодня плохое настроение. На вопрос воспитателя о том, что случилось, он отвечает, что осенью настроение и не может быть хорошим. Воспитатель спрашивает у дошкольников, всегда ли они грустят в это время года?

Ответы детей

Воспит.: У поэтов, композиторов и художников осенью настроение тоже бывает самым разным.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарование»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Воспит.:   ● О каком времени года рассказывает нам поэт?

● Какие чувства он испытывал, когда создавал это произведение? (Восхищение, любовь, нежность, грусть, печаль, уныние, но и радость…).

 ● По каким словам мы можем догадаться о его настроении? («Очей очарование», «пышное увядание», «унылая пора», «прощальная краса»).

 ● Дети, а как вы думаете, у музыки тоже есть настроение?

Воспитатель предлагает дошкольникам послушать отрывок произведения  П.И. Чайковского «Времена года».

Воспит.:     ●   Какая это композиция: весёлая или грустная?

  ●   Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Печаль).

●  Вероятно, композитору, в тот момент, когда он её писал, было грустно. А, как вы думаете, по рисунку можно определить настроение того, кто его нарисовал?

Вниманию детей предлагается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».

Воспит.:   ● Попробуйте догадаться, какое название дал своей картине художник?

                      ● Она называется «Золотая осень». Как вы думаете, почему именно золотая? (Дети обращают внимание на пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…).

                      ● Что ещё мы можем сказать об осени. Она какая? (Словесное упражнение «Подбери определение»).

● Сделайте вывод о том, какое у этой картины настроение.

Игра с «подзорной трубой»

Дети находят на репродукции луг, речку, золотую листву берёз, пожелтевшую травку, яркое небо и т.д.

Воспит.: Как вы думаете, какое настроение у берёз? А о чём думает одинокий цветок у ручья? Что происходит в домах за рекой?

Составление рассказа от лица разных героев

(деревьев, цветка, маленькой мышки, живущей за печкой)

Игра «Я могу только слышать»

Воспит.:  Каждый день деревенские мальчишки и девчонки бегают по лугу и   слушают лесные звуки. Давайте мы тоже попробуем что-нибудь услышать.

Игра «Я ощущаю только запахи»

Воспит.: А как хорошо и свободно в лесу дышится… Запахами чего наполнен лесной воздух осенью?

Составление описательного рассказа по картине

Игра «Путешествие во времени»

Воспит.: Побегали мы с вами в осеннем лесу, прилегли на травку, а потом уснули под ещё тёплым солнышком. Уснули и увидели, что станет с этой берёзовой рощей зимой (весной, летом).

Подведение итога

Дошкольники сами рисуют осенний пейзаж, стараясь передать на бумаге своё настроение и отношение к обсуждаемому времени года. А после этого дети совместно с воспитателем оформляют экспозицию лучших работ «Осенние мотивы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.

Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"

Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Професси...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"

Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр...

Сценарий организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Рассказывание по серии картинок Н.В. Нищевой "Воришка"

Образовательная деятельность носит развивающий характер, построена с использованием технологий ТРИЗ, РТВ, включает в себя богатый иллюстративный материал, ярко выраженную проблемную ситуацию, многообр...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое  развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Развитие речевых спосо...