Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гараева Раиля Тагировна

формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах, возникающих по вине человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_zanyatiya_po_ftskm.docx17.87 КБ
Файл stsenariy_zanyatiya_po_ftskm_2016.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

организованной-образовательной деятельности

Гараева Раиля Тагировна

Воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» Тукаевского муниципального района РТ

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7лет)

Тема ООД: «Природные зоны Республики Татарстан»

Образовательная область: Познавательное развитие

 Задачи:

Образовательные:

1. Систематизировать знания о живой природе Республики Татарстан.

2. Продолжать учить вести поисковую работу, через познавательно-исследовательскую деятельность.

3. Закреплять, определять местонахождение природных зон по карте Республики Татарстан.

4. Познакомить с заповедниками Республики Татарстан.

Развивающие:

1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к знаниям по окружающему миру и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Тип занятия: изучение нового материала.

1 этап. Организационно-мотивационный.

Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию.

Использование организационного момента приветствие: «Дружно за руки возьмемся» помогло собрать  детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия.

Дидактическая задача: обеспечить принятие детьми цели ООД.

Использование поисковой работы – нахождение на карте природных зон Республики Татарстан.

2 этап. Основной.

Дидактическая задача: Закреплять представления о количестве, упражнять в использовании терминов, обозначающих природные зоны: водоем, заповедники.

Формировать умение классифицировать предметы.

Использование игровых приёмов и разнообразного дидактического материала помогло закрепить уровень полученных знаний.

3 этап. Заключительный (Рефлексия).

Дидактическая задача: способствовать развитию у детей умение выражать отношение к своей и совместной деятельности.

На ООД присутствовало 12 детей 5-6 лет,  Дети на ООД были организованны, проявляли активность и интерес на протяжении всего изучения материала.

ООД соответствует поставленным задачам. Считаю, что ООД было эффективным, т.к. обеспечивалось развитие познавательной активности детей. Были использованы различные виды деятельности детей и формы их организации и методические приёмы.

Кроме всех перечисленных методов на протяжении всех 3 этапов, старалась использовать метод стимулирования и мотивации: эмоциональные методы, метод словесного поощрения. Считаю, что все эти методы и приемы, используемые по ходу занятия, способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Просмотр видеоролика, поможет лучше закрепить пройденный материал.

Считаю, что с задачами, которые были поставлены, я справилась и дети тоже.



Предварительный просмотр:

                                               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» Тукаевского муниципального района РТ

        

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира

в подготовительной группе с учетом ФГОС
«Природные зоны Республики Татарстан», приурочена к
программе в 2016 году

«Год водоохранных зон, парков и скверов в Республики Татарстан»

Подготовила и провела

воспитатель

Iквалификационной категории

Гараева Р.Т

Новотроицкое  

октябрь  2016

Цель: формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения; умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Задачи:

Образовательные:

1. Систематизировать знания о живой природе Республики Татарстан.

2. Продолжать учить вести поисковую работу, через познавательно-исследовательскую деятельность.

3. Закреплять, определять местонахождение природных зон по карте Республики Татарстан.

4. Познакомить с заповедниками Республики Татарстан.

Развивающие:

1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к знаниям по окружающему миру и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность; воспитывать любовь и уважение к окружающей природе.

Методы и приёмы:

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: дидактические игры

Практический: составление карты  природных зон Республики Татарстан.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: динамические паузы, дидактические игры.

3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, моделирование.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.

Создание среды для организации и проведения ООД: игровое поле, разноцветные полоски, карточки, картинки с изображением предметов живой и неживой природы для демонстрации, заготовки частей карты, игрушки.

Планируемые результаты:

Может самостоятельно определить зоны на карте, правильно их определять. Умеет давать развёрнутый ответ на вопрос, различает на карте цветовую гамму и умеет определять, что означает цвет на карте (синий цвет – вода, зеленый – суша).

Критерии оценки деятельности детей в организованной образовательной деятельности

1. Ребенок активно участвует в организованной образовательной деятельности.

2. Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со сверстниками и взрослым.

Оборудование: географическая карта Республики Татарстан, карта водных ресурсов РТ, магнитная доска; цветные полоски, игрушки, картинки с предметами живой и неживой природы проектор, ноутбук.

Раздаточный материал: части карты; картинки с предметами живой и неживой природы, игрушки (обитатели природных зон )

Образовательные области

 Задачи

 Последовательная деятельность

 Время

 Предполагаемые ответы детей

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

Познавательное развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие; социально-коммуникативное.

 Речевое развитие.

Физическое развитие

 

 

 Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие

 

 

 

 

 Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 Речевое развитие

 Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие.

Физическое развитие, речевое развитие.

 

 

 

 

 Познавательное, речевое развитие.

 

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

 

 

Физическое развитие.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Эмоциональный настрой на работу.

 

 

 

Сообщение темы.

Развитие речевого слуха, внимания.

 

 

 

 

 

 

 Зрительное восприятие

 

Повторить цвета

 

Повторить название рек.

Динамическая пауза

Социоигровые технология (непринужденное разделение по подгруппам)

Развивать зрительную память, внимание.

Закрепить счет.

Закрепить больше, меньше и равно, учить уравнивать количество

 

Закрепляем природные зоны.

Развиваем внимание.

Развиваем слуховую память

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

 

 Ознакомление с  окружающим

 

 

 

Пояснение. знакомство с заповедниками.

Динамическая пауза

 конструктивно-модельная деятельность

 

 

 

 

 

Организация окончания деятельности.

  

1. Приветствие «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

2. Приветствие на татарском языке «Исэнмесез дуслар», «Хэллэрегез ничек?»

2. «Ребята посмотрите, что это за сверток? Как вы думаете?»

«Правильно, ребята . Карта - это уменьшенное изображение поверхности земли»

«Для чего нужны карты?»

«Правильно! А еще есть такая карта, посмотрите на экран…

Это карта чего? Как вы думаете?»

«А как вы догадались?»

Правильно ребята, молодцы!

(показ II карты «Карта рек РТ»)

Друзья, посмотрите, а здесь какие цвета?

-Правильно!

-Что означают эти цвета на карте?

-Это природные зоны нашей республики.

(Показ III карты РФ)

- Ребята,  Республика Татарстан расположен в центре Российской Федерации, на месте слияния двух крупнейших рек. Каких самые крупные реки РТ?

- Правильно! А еще какие реки вы знаете?

- Правильно ребята, какие вы умные. Молодцы! А кто летает над рекой?

- Над водой летят стрижи,

Под водой плывут ерши, —

Плывет лодочка-краса —

Расписные паруса.

1. Разделение на команды.

- У меня приготовлены полоски разного цвета. Возьмите по полоске.

-Разделитесь на команды по цветам.

2. Выбор картинки.

-Ребята,вот и первое задание.

- Каждая команда выбирает  картинку с изображением своего обитателя: синяя команда – обитателей рек, болот, ручейков,

А зеленая команда – обитателей суши: лесов, полей, парков и т.д. Понятно?

Приступаем!

3. Подсчитываем.

-Сколько картинок у зеленой команды?

- сколько у синей команды?

4. Уравнивание.

-Чтобы было одинаковое количество картинок у двух команд, что надо сделать: вам – команда синих?

- И  вам-команда зеленых?

Правильно ребята, молодцы!

5. Словесная игра «Кто больше назовет».

- Каждый из членов команд будет называть объект своей природной зоны, например зеленые -  лес, а синие – река.

6.задание «Что лишнее»

- Ребята, будьте внимательны! Я буду перечислять предметы, а вы отгадайте что лишнее и почему?

- Начинает первая команда: Вятка, Байкал, Кама, Волга

- вторая команда:

Ёж, белка, карась, волк:

- Первая команда:

Ромашка, клевер, камыш, василек

- Вторая команда:

Лягушка, комар, жук, бабочка

- первая команда: кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

- вторая команда: полянка, ручеек, лужайка.

- Правильно ребята, молодцы вы справились с заданием!

- теперь, вам не трудно будет заполнить карточки (природных зон) картинками (обитатели)

Задание 6 «Заполнение природных зон»

Друзья, подойдите пожалуйста к столам. Здесь вы видите  разноцветные листы.  Их нам нужно будет заполнить картинками с изображением живой и неживой природы.

- вот мы с вами заполнили природные зоны.

- Ребята, мы не должны забывать о том, что у нас в Татарстане есть и природоохранные зоны.

- Что такое природоохранная зона?

Природоохранная зона — территория, требующая особой охраны из-за её природных, культурных или иных особенностей. Это Национальный парк «Нижняя Кама» и Волжско-Камский заповедник    (показ слайдов)

- заповедник «Нижняя Кама» находится в городе Нижнекамск, на берегах реки Камы, а Волжско-Камский заповедник – в Казане, на берегах реки Волга.

- Там находятся звери, растения или птицы, которые на грани вымирания и их еще вносят в специальную книгу. Какую?

- Правильно!

- Этих заповедники, охраняются. От чего, как думаете?

- Правильно ребята, например, такая птица, как цапля может жить только в экологически чистых водоемах. Это какие экологические чистые?

Физминутка

- «Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.

- Теперь пришло время обеим командам объединиться и соединить  ваши работы.

- Как вы думаете, что получилось?

- Правильно, ребята. Мы создали карту природных зон. Какой республики?

 - Молодцы ребята!

- А теперь, садитесь на стульчики, закройте глаза, расслабитесь и прислушайтесь к звукам природы….

-  Чувствуете, как добрый ветер веет нам в лицо, какие звуки природы вы слышите?

 

 Молодцы ребята!

- Наше занятие подходит к концу.- Какие задания вы выполняли?

- Что больше всего вам понравилось? Какое задание?

- Что бы вы хотели пожелать людям нашей планеты?

- Кстати, вспомним, как наша планета называется?

 Я поздравляю вас с окончанием нашего занятия.

1 мин.

 

 

 

 1мин

2 мин.

 

 

 

 

 1мин.

 

 

 

 

 

 3 мин.

 

 

 

 

 30 сек.

 

 

 

 

 30 сек.

 

 

 

 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 мин.

 

 

 

 1 мин.

 

 

15 сек.

15 сек.

1, 5 мин.

3 мин

2 мин

2 мин.

Дети берутся за руки.

 

 

 Иэнмесез! Эйбэт, рэхмэт!

Карта!

 

Что бы все узнавать… искать сокровище….

Карта Республики Татарстан.

По цветам: красный, белый, зеленый – флаг Республики Татарстан.

Зеленый, синий.

Зеленый – это зелень в нашей республике, а синий цвет – воды. А вода  - это реки.

Волги и Камы

Мелекеска, вятка, белая река, челнинка.

(Руки в стороны.)

(присели)

(Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Дети разбирают полоски и делятся на команды: синие и зеленые.

Дети выбирают предметы.

8 картинок

6 картинок

 

Добавить еще 2 картинки

Убрать 2 картинки

Зеленая  Синяя

Лес                    болото

Поле                     река

Луг                     пруд

Парк                   озеро

И т.д.

Байкал – это озеро.

Карась – это рыба

Камыш – растет на болоте

Лягушка – обитатель водных зон

Воробей - птица

Ручеек - вода

Дети расклеивают предметы по зонам.

Там где нужно охранять природу…..

Красная книга.

от загрязнений

Которые незагрязненные

Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.

 

 

 

 Карта!

 Природных зон

Республики Татарстан.

 

 Дети закрывают глаза и слушают

 

 

 Звук речки, пение птиц…

 Крики чаек, лягушат, стрекоз и т.д.

 

Отгадывали зоны…

Мира, добра, любви и т.д.

Земля.

Дополнительная информация.

Национальный парк «Нижняя Кама», Волжско-Камский заповедник

Животный мир заповедника очень богат. Грызуны насчитывают 21 вид: летяга, обыкновенная белка, речной бобр, садовая и лесная сони, красная полевка, желтогорлая мышь, заяц-русак и заяц-беляк. Зарегистрировано шесть видов насекомоядных: обыкновенный еж, крот, землеройка. Изредка встречаются волк, медведь, рысь, горностай, косуля, рыжеватый суслик, хомяк; распространены лисица и лось, барсук, енотовидная собака, ласка, американская норка, лесная куница.

Многочисленны птицы: тетерев, рябчик, серая куропатка, перепел, горлинка, вяхирь, сизый голубь, коростель, серая цапля, вальдшнеп, бекас; реже глухарь, серый журавль. Из сов обитают неясыть, мохноногий и воробьиный сычи, из хищных — беркут, орлан-белохвост, сапсан, чеглок, черный коршун.

Национальный парк «Нижняя Кама» создан в 1991 году для сохранения и восстановления уникального природного комплекса самых богатых флористически и типологически лесных массивов и пойменных луговых сообществ Республики Татарстан и использования их в научных, рекреационных, просветительских и культурных целях.

Парк располагается на северо-востоке Республики Татарстан в пределах Восточного Предкамья и Восточного Закамья, в долине реки Камы и её притоков Тоймы, Криуши, Танайки, Шильнинки. Административно территория парка расположена в пределах двух административных районов - Тукаевского и Елабужского. Площадь национального парка – 26,6 тыс. га.

Фауна парка в целом типична для востока средней полосы европейской части России. Млекопитающие представлены 42 видами. Среди них и типичные обитатели леса: лось, косуля, кабан, рысь, барсук, куница лесная, белка, ласка; и обитатели водоёмов и их прибрежной части: бобр, ондатра, выдра, енотовидная собака. Обитающие в национальном парке ночница водяная, ушан бурый, нетопырь лесной, мышовка лесная и бурундук являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Республики Татарстан. Достаточно разнообразна орнитофауна (более 190 видов, в том числе 136 видов гнездящихся). Большинство видов относятся к лесным, к видам открытых пространств и к видам водно-болотных угодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе

Тема: "Мои помощники" Цель: расширение и уточнение представлений детей о возможностях организма человека как средстве адаптации к окружающему миру. Используемые технологии: ТРИЗ...

Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кроша и Ежика»

Конспект основной  образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»  раздел «Формирование целостной картины мира» для детей 4 – 5 лет «В лаборатории Кро...

Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Морское путешествие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в подготовительной к школе группе

Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа

-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию  понятия «Малая Родина»;  пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...

Конспект занятия в области «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира» во второй младшей группе: «Встречи на лесной тропинке».

Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных и того, чем они питаются.Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «с...

«Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность» тема «Путешествие в страну знаний»

Тип непрерывной образовательной деятельности: Итоговое.Тема: «Путешествие в страну знаний»Цель: создать условия для выявления знаний, представлений и умений, которые дети получили в течени...