Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Пересказывание рассказа Л.Н. Толстого "Пожарные собаки"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Данная педагогическая разработка направлена на приобретение дошкольниками умения всесторонне, максимально целостно воспринимать произведения художественной литературы, и одновременно на развитие их связной речи. Особенностями данного методического материала являются: наличие в нём проблемной ситуации, ярко выраженный деятельностный подход, большой развивающий потенциал занятия (что позволяет обеспечить использование таких технологий как ТРИЗ и РТВ), разнообразие форм работы, обращение к личному опыту дошкольников, высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza_l.n._tolstogo_pozharnye_sobaki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»
Название: «Четвероногие герои»
Программные задачи:
- Продолжать знакомить дошкольников с творчеством Л.Н. Толстого.
- Совершенствовать умение связно, последовательно, выразительно рассказывать художественное произведение без наводящих вопросов воспитателя; строить рассказ от лица главного героя, распространять не описанными в тексте подробностями.
- Учить подбирать определения, близкие и противоположные по смыслу слова, образовывать начальные формы глаголов.
- Развивать творческое воображение, произносительную и интонационную стороны речи.
- Расширять представление воспитанников о мире профессий.
- Воспитывать героизм, ответственное отношение к выполняемой работе.
Форма проведения: традиционная
Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ;
Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технология развития связной речи дошкольников.
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- чтение художественного произведения;
- вопросы по тексту;
- пересказ рассказа;
- творческий пересказ рассказа от 1 лица с использованием приёма «наращения» подробностей;
- словесные дидактические игры.
Особенности ООД:
- наличие проблемной ситуации;
- ярко выраженный деятельностный подход;
- большой развивающий потенциал занятия;
- разнообразие форм работы;
- обращение к личному опыту воспитанников;
- высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения дошкольников.
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, трудовая, игровая.
Материал:
1. Текст рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»;
2. Маска собаки (или игрушечная косточка).
Предварительная работа:
- чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Сценарий
Перед героем стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» стоит нелёгкая задача. Выбрав дело для себя (он хотел бы, став взрослым, лечить маленьких детей), мальчик решил найти интересное занятие и для своего лучшего друга – пса Джека. Но ведь собака может быть только сторожем. И это обстоятельство очень огорчает заботливого хозяина.
Ребята стараются убедить мальчика в том, что на самом деле собаки, как и люди, могут выполнять самую разнообразную и, безусловно, важную работу.
Словесное упражнение «Собачьи профессии»
Дети по-очереди вспоминают о собаках-охотниках, водолазах, пограничниках, сапёрах, милиционерах, спортсменах, поводырях, актёрах, цирковых артистах и т.д.
Воспит.: Ребята, а в английском городе Лондоне есть собаки, участвующие в спасении людей при пожаре. Я узнала об этом из рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Пожарные собаки». Хотите его послушать?
Чтение художественного произведения
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Вопросы по тексту:
- Понравился вам этот рассказ?
- Кто его главные герои?
- Чем занимаются пожарные собаки?
- Какой случай произошёл однажды в Лондоне?
- Что было с женщиной, когда она увидела в горящем доме свою двухлетнюю дочку?
- Расскажите об описанном в рассказе очередном подвиге Боба.
- Как благодарили героическую собаку пожарные и мама спасённой девочки?
- Вспомните финал произведения.
Пересказ художественного произведения
Воспитатель читает рассказ повторно и даёт детям установку на его последующий пересказ. Далее он предлагает троим проявившим инициативу воспитанникам, определиться, кто из них будет рассказывать о пожарных собаках в целом, кто о спасении девочки, а кому предстоит пересказать заключительный эпизод о том, как Боб вынес из огня куклу.
Воспит.: ‒ Ребята, как вы думаете, какими качествами необходимо обладать пожарной собаке? (Она должна быть смелой, выносливой, сильной, ловкой, иметь острый нюх и легко обучаться.)
‒ А как живётся псу, имеющему такую нелёгкую профессию? Что чувствовал Боб, находясь в горящем доме? Я думаю, что будет лучше всего, если он сам расскажет нам об этом. Итак, знакомьтесь…
Пересказ произведения от первого лица
с использованием приёма «наращения» подробностей
Начать составление нового рассказа может сам воспитатель (надев на себя заранее приготовленную маску собаки или, например, взяв в руки игрушечную косточку), а далее творческий пересказ продолжают по-цепочке дети.
Пример.
Меня зовут Боб. Мне пять лет. Но вы не думайте, я не маленький. Просто собаки живут меньше людей, и к пяти годам каждый уважающий себя пёс уже имеет какую-нибудь полезную профессию. Я работаю пожарным: спасаю от огня попавших в беду детей.
Живу я в Лондоне, в квартире, вместе с хозяином. Он тоже пожарный, наград много имеет. Хозяин у меня добрый: хорошо меня кормит, заботится обо мне, лечит, если заболею, и много тренирует. Мы – пожарные собаки – должны быть ловкими, выносливыми, сильными и, конечно же, смелыми. А ещё мы в любую минуту готовы придти на помощь. Хочу рассказать вам одну произошедшую со мной историю.
Совсем недавно в Лондоне загорелся большой жилой дом. Только мы с хозяином прибыли на место, как к нам подбежала какая-то женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась её двухлетняя дочка, что пожарные не могут её отыскать.
Эта работа как раз для меня: точнее для моего чуткого, тренированного носа. И вот недолго думая я принялся за дело. Малыши очень часто забиваются куда-то, спасаясь от огня, и даже не плачут. От страха, конечно.
Вот и этой девчушки нигде не было слышно. Кое-как, пряча нос от назойливого дыма, я пробрался по горящему полу в квартиру. Проверил комод, заглянул в большой шкаф, а она под кроватью тихонько лежит: лицо в саже, в глазах слёзы и дрожит, как осинка, сестрёнку свою двумя руками обнимает... Схватил я её зубами за рубашку и понёс, а за той, второй девчонкой решил после вернуться. Выбегаю на улицу, малышку отдаю. Её мама меня обнимать начала, хозяин – осматривать: не обгорел ли я где.
Через минуту и вторую девчушку им принёс. Но только я с ней из подъезда показался, толпа окружила меня, хохотать начала. Видно, радовалась так, что дети живы остались.
Подведение итога
Гость благодарит дошкольников за помощь, вспоминает, что Джек этим летом тоже проявил небывалый героизм, выводя из горящего леса зверей, и обещает ребятам помочь своему другу стать настоящей пожарной собакой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет по познавательному направлению.
Тема: «Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача». (По рабочим тетрадям Е.В. Колесниковой «Я начинаю считать: математика для детей 3-4 лет»)...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему "Мир профессий. Рассказ Е. Пермяка "Для чего руки нужны"
Материал представляет собой сценарий организованной образовательной деятельности, направленной на общее речевое развитие детей 5-6 лет, обогащение их активного словарного запаса по теме "Професси...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Рассказывание по картине С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой "Кошка с котятами"
Материал представляет собой организованную деятельность с дошкольниками, имеющую речевую направленность и отличающуюся развивающим характером, разнообразием предложенных заданий, высоким процентом игр...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"
Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
Методический материал представляет собой синтез работы педагога по речевому развитию дошкольников и формированию у них предпосылок грамотности. В игровой форме отрабатываются такие дидактические задач...
Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет на тему: "Пересказ произведения Л.Пантелеева "Две лягушки"
Материал представляет собой сценарий организации занятия с детьми познавательного цикла. Основное внимание воспитателя уделяется умению детей анализировать прочитанный текст, сопоставлять сюжетные лин...
КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ) организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Русские народные игрушки »
Цель: Воспитать любовь к природе; к традициям своего народа,познакомить детей с разнообразием русских игрушек...