Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_pushkin_skazka_o_zolotoy_rybke_v_starshey_gruppe.docx | 7.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе
Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: Углубить знания воспитанников о творчестве А. С. Пушкина.
Программные задачи.
- Познакомить воспитанников с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
-Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства, понимать их значение.
-Развивать связную, выразительную, образную речь.
-Обогатить и активизировать словарь воспитанников.
-Развивать умение отображать в рисунке цветовые особенности разыгравшегося моря.
Словарь: старче, пуще, боярыня, государыня, корыто, владычица морская.
Материал. Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации «Сказка о рыбаке и рыбке», аудиозапись «Звуки моря», краски, кисточки, баночка с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: Ребята, приглашаю всех встать в круг и поприветствовать друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята,мы сегодня с вами поговорим о творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (выставляю портрет поэта).
Давным-давно, 222 года тому назад (1799 г.р.), 6 июня, в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили читать книги. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Отец Пушкина сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения.
С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки.
Когда Саша подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе.
Но, а подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе.
Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор.
Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Ребята, предлагаю вспомните названия стихов, сказок, которые написал поэт.
Ответы детей.
Педагог: Ребята, как Вы думаете, чем отличаются сказки от других литературных произведений?
Ответы детей.
Педагог: Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова.
Как Вы думаете с каких слов начинаются сказки и какими словами заканчивается?
Ответы детей.
Педагог: Совершенно верно, во всех сказках есть начало – Жили –были и концовка – и стали они жить –поживать, да добра наживать.
Ребята, а во всех ли сказках добро побеждает зло?
Ответы детей.
Педагог: Сказки А. С. Пушкин писал в стихах. В сказках прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Сегодня я прочитаю «Сказку о рыбаке и рыбке», вы услышите, каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.
(Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
Педагог: Ребята с каких слов начинается сказка?
Кто главные герои в сказке?
Ответы детей.
Педагог: Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А. С Пушкин?
Ответы детей (жадных).
Педагог: Какими словами он описывает старуху?
Ответы.
Педагог:
- Какой был старик? (добрый, тихий, жалостливый, беспомощный)
-Какие желания выполнила золотая рыбка?
– Сколько раз ходил старик к морю?
– Что происходило с морем с каждым новым желанием старухи?
– С чем осталась старуха в конце?
– Как вы думаете, почему рыбка не ответила старику?
Педагог: Ребята, предлагаю вам поиграть. Приглашаю всех в круг, мы с вами попробуем изобразить море и морскую фигуру.
Физкультминутка
Проводится игра «Море волнуется раз…»
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!»
Педагог: Ребята, замечательные фигуры у вас получились, а сейчас предлагаю вспомним, и постараться изобразить , как А. С. Пушкин изображал море в сказке?
Ответы детей. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).
Педагог: Какое было море во второй раз?
Ответы детей. (аудиозапись звука неспокойного моря).
Педагог: Какое стало море в третий раз?
Ответы детей. (аудиозапись бушующего моря).
Педагог: Каким стало море в четвертый раз?
Ответ. (аудиозапись шторма на море).
Педагог: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют: у- у- у-, ш- ш- ш.
Попробуем все вместе.
Дети: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют несколько раз).
Педагог: Что хотел сказать А. С. Пушкин, по-разному изображая море?
Ответы детей.
Педагог: А какое вы бы загадали желание, если бы вы поймали золотую рыбку?
Ответы детей.
Рефлексия.
Педагог: Как же заканчивается сказка?
Ответы детей. Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.
Педагог: С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые и жадные.
Педагог: Чему же нас учит эта сказка?
Ответы.
Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Предлагаю, выбрать нужный цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море, помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря.
(Воспитанники рисуют красками море).
Молодцы! Каждый постарался передать характер моря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей» с использованием игровых технологий
через игровые технологии детей знакомят со сказкой...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­...