Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с автором Н. Носовым.
- Учить внимательно слушать произведение.
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
- Закрепить умение изображать эмоциональное состояние другого человека.
- Учить обращать внимание дошкольников на оформление книги, иллюстрации.
- Закрепить умение отличать рассказ от сказки.
- Познакомить со значением пословицы «У страха глаза велики».
Развивающие:
- Развивать умение аргументировать свои ответы.
- Развивать театрализованные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с автором Н. Носовым.
- Учить внимательно слушать произведение.
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
- Закрепить умение изображать эмоциональное состояние другого человека.
- Учить обращать внимание дошкольников на оформление книги, иллюстрации.
- Закрепить умение отличать рассказ от сказки.
- Познакомить со значением пословицы «У страха глаза велики».
Развивающие:
- Развивать умение аргументировать свои ответы.
- Развивать театрализованные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент) _1_мин.
Основная часть _23_мин.
Итог занятия _1_мин.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
(беседа, опрос, наблюдение за деятельностью детей);
Организация детей:
1) дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом перед учебной доской;
2) дети выполняют упражнения стоя на ковре;
Оборудование:
- детские стулья, колокольчик.
Демонстрационный материал:
- книга с рассказами Н. Носова, портрет Н.Н. Носова.
Раздаточный материал:
- смайлики разного цвета для рефлексии;
- раскраски по сюжету произведения.
Предварительная работа:
- ремонт книг в «Библиотеке».
Содержание (ход занятия) | Методы и приемы |
I Орг. момент. Педагог собирает детей в круг при помощи колокольчика Педагог: Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! Педагог обращает внимание детей на новую книгу в «Библиотеке». Педагог: Ребята, в нашей библиотеке появилась новая книга! Интересно, откуда она здесь? Дети: Кто-то принес, возможно, его кто-то забыл, потерял, принес воспитатель из другой группы. II Основная часть Педагог: Давайте ее рассмотрим! Какая она красочная! Здесь и картинки есть! А вот портрет автора. Это Николай Носов. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе «Ирпень». В школе маленький Коля хорошо учился, любил читать, знал много стихов наизусть. С детства он мечтал стать писателем. Поскольку Николай Николаевич очень любил детей, то и писал рассказы в основном о детях. Ребята, о которых Носов пишет, в чем-то похожи на самого писателя в детстве. Они любознательные, правдивые и честные. «Детским писателем я стал, потому что, когда я вырос, мне вообще хотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем рассказать людям» - говорит о себе сам писатель. Педагог: Ребята, когда я была в вашем возрасте, книга с рассказами Н. Носового была одной из моих любимых. Хотите узнать, какой из рассказов мне нравился больше всего? Дети: Хотим! Педагог читает детям рассказ. Педагог: Ребята, вам понравилось это произведение? Дети: Да! Педагог: Скажите, почему это именно рассказ, а не сказка? Давайте договоримся, что будем стараться отвечать полным предложением! Дети: рассказ отличается от сказки тем, что в сказке есть волшебство, это вымышленная история, а рассказ – это реальная история. Педагог: Как вы считаете, смешная эта история или печальная? Дети: Это смешная история. Педагог: Вспомните, как звали мальчиков? Дети: Детей звали Владик, Володя. Педагог: Почему мальчики решили, что шляпа живая? Дети: Она поползла. Педагог: Как мальчики узнали, кто скрывается под шляпой? Дети: Дети швыряли в нее картошкой, и шляпа подскочила к верху. Под ней оказался котенок. Педагог: Чем занимались мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? Дети: До того, как увидеть шляпу, дети раскрашивали картинки. Педагог: И кто же оживил шляпу? Дети: Шляпу оживил котенок. Педагог: Вспомните, как звали котенка? Дети: Котенка звали Васькой. Педагог: Правильно, молодцы! Давайте немного отдохнем и превратимся в котят. То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Василий - Черный кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Василия в порядке: Когти, шерсть и аппетит. Педагог: А теперь продолжим. Что вам понравилось в рассказе больше всего? (дети отвечают на вопрос) Педагог: Как вы думаете, что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? Дети: Вова и Владик почувствовали страх. Педагог: А вы бы испугались? (дети отвеают) Педагог: Покажите, как бы вы испугались? Педагог: Ребята, как вы понимаете выражение «У страха глаза велики». (Дети высказывают предположения) Педагог: Вы правы, трусливому человеку всюду представляются опасности. Можно ли применить это выражение к рассказу «Живая шляпа»? Почему? Дети: да, можно, ребята сильно испугались и преувеличили увиденное. Педагог: Как вы думаете, какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой котенка? Дети: Дети испытали удивление. Педагог: Давайте все вместе покажем удивление. Какое чувство пришло на смену удивлению? Дети: Удивление детей сменила радость. Педагог: Изобразите радость. Давайте представим, что это (изображает, что держит что-то в руках) маленький пушистый котенок. Как бы вы с ним поступили? (дети должны изобразить, как они гладят воображаемого котенка, прижимают к себе, дают молочко итд). (педагог еще раз обращает внимание на книгу, находит в ней раскраски по сюжету или картинки с изображением котенка) Педагог: Ребята, посмотрите, здесь есть раскраски! Какая приятная неожиданность! Нам будет, чем заняться вечером! III Итог. Педагог: Ребята, давайте вспомним имя автора этого замечательного произведения. Дети: Автор произведения Н. Носов. Педагог: Вы хотели бы продолжить знакомство с его рассказами? (читает оглавление) Посмотрите, сколько их! Ребята, я очень довольна вашей работой, вы прекрасно отвечали вопросы, а это говорит о том, что вы меня хорошо слушали. А сейчас я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу. Возьмите зеленый смайлик те, кто считает, что он слушал внимательно, отвечал правильно на все вопросы и не упустил в произведении главную мысль. Желтый смайлик возьмут те, кто слушал внимательно. Но некоторые вопросы показались сложными. | Настрой на предстоящую деятельность. Активизация внимания. Демонстрация книги. Создание проблемной ситуации. Рассматривание книги. Слушание рассказа педагога. Мотивация на чтение произведения с опорой на личный опыт педагога. Чтение рассказа. Словесный прием: беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы педагога. Игровой прием: воображаемая ситуация. Словесный прием: беседа с опорой на личный опыт воспитанников. Игровой прием: воображаемая ситуация в развернутом виде. Объяснение смыслового значения выражение «У страха глаза велики». Словесный прием: объяснение выражения. Словесный прием: рассуждение на предложенную тему. Игровой прием: воображаемая ситуация. Игровой прием: внезапное появление объектов. Словесный прием: беседа. Подведение итогов. Построение планов на будущее. Словесный прием: поощрение. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию, воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей» с использованием игровых технологий
через игровые технологии детей знакомят со сказкой...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­...