Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антонова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

 

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей с автором Н. Носовым.
  2. Учить внимательно слушать произведение.
  3. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  4. Закрепить умение изображать эмоциональное состояние другого человека.
  5. Учить обращать внимание дошкольников на оформление книги, иллюстрации.
  6. Закрепить умение отличать рассказ от сказки.
  7. Познакомить со значением пословицы «У страха глаза велики».

Развивающие:

  1. Развивать умение аргументировать свои ответы.
  2. Развивать театрализованные навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей с автором Н. Носовым.
  2. Учить внимательно слушать произведение.
  3. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  4. Закрепить умение изображать эмоциональное состояние другого человека. 
  5. Учить обращать внимание дошкольников на оформление книги, иллюстрации.
  6. Закрепить умение отличать рассказ от сказки.
  7. Познакомить со значением пословицы «У страха глаза велики».

Развивающие: 

  1. Развивать умение аргументировать свои ответы.
  2. Развивать театрализованные навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Структура (части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация (организационный момент) _1_мин.

Основная часть _23_мин.

Итог занятия _1_мин.

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

(беседа, опрос, наблюдение за деятельностью детей);

Организация детей:

1) дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом перед учебной                                                   доской;

2) дети выполняют упражнения стоя на ковре;

Оборудование:

- детские стулья, колокольчик.

Демонстрационный материал:

- книга с рассказами Н. Носова, портрет Н.Н. Носова.

Раздаточный материал:

- смайлики разного цвета для рефлексии;

- раскраски по сюжету произведения.

Предварительная работа:

- ремонт книг в «Библиотеке».

Содержание (ход занятия)

Методы и приемы

I Орг. момент.

Педагог собирает детей в круг при помощи колокольчика

Педагог: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Педагог обращает внимание детей на новую книгу в «Библиотеке».

Педагог: Ребята, в нашей библиотеке появилась новая книга! Интересно, откуда она здесь?

Дети: Кто-то принес, возможно, его кто-то забыл, потерял, принес воспитатель из другой группы.

II Основная часть

Педагог: Давайте ее рассмотрим!

Какая она красочная! Здесь и картинки есть! А вот портрет автора. Это Николай Носов.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе «Ирпень». В школе маленький Коля хорошо учился, любил читать, знал много стихов наизусть. С детства он мечтал стать писателем. Поскольку Николай Николаевич очень любил детей, то и писал рассказы в основном о детях. Ребята, о которых Носов пишет, в чем-то похожи на самого писателя в детстве. Они любознательные, правдивые и честные.

«Детским писателем я стал, потому что, когда я вырос, мне вообще хотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем рассказать людям» - говорит о себе сам писатель.

Педагог: Ребята, когда я была в вашем возрасте, книга с рассказами Н. Носового была одной из моих любимых.

Хотите узнать, какой из рассказов мне нравился больше всего?

Дети: Хотим!

Педагог читает детям рассказ.

Педагог: Ребята, вам понравилось это произведение?

Дети: Да!

Педагог: Скажите, почему это именно рассказ, а не сказка? Давайте договоримся, что будем стараться отвечать полным предложением!

Дети: рассказ отличается от сказки тем, что в сказке есть волшебство, это вымышленная история, а рассказ – это реальная история.

Педагог: Как вы считаете, смешная эта история или печальная?  

Дети: Это смешная история.

Педагог: Вспомните, как звали мальчиков?

Дети: Детей звали Владик, Володя.

Педагог: Почему мальчики решили, что шляпа живая?

Дети: Она поползла.

Педагог: Как мальчики узнали, кто скрывается под шляпой?

Дети: Дети швыряли в нее картошкой, и шляпа подскочила к верху. Под ней оказался котенок.

Педагог: Чем занимались мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»?

Дети: До того, как увидеть шляпу, дети раскрашивали картинки.

Педагог: И кто же оживил шляпу?

Дети: Шляпу оживил котенок.

Педагог: Вспомните, как звали котенка?

Дети: Котенка звали Васькой.

Педагог: Правильно, молодцы! Давайте немного отдохнем и превратимся в котят.

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Василий -

Черный кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Василия в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Педагог: А теперь продолжим. Что вам понравилось в рассказе больше всего?

(дети отвечают на вопрос)

Педагог: Как вы думаете, что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла?

Дети: Вова и Владик почувствовали страх.

Педагог: А вы бы испугались?

(дети отвеают)

Педагог: Покажите, как бы вы испугались?

Педагог: Ребята, как вы понимаете выражение «У страха глаза велики».

(Дети высказывают предположения)

Педагог: Вы правы, трусливому человеку всюду представляются опасности.

Можно ли применить это выражение к рассказу «Живая шляпа»? Почему?

Дети: да, можно, ребята сильно испугались и преувеличили увиденное.

Педагог: Как вы думаете, какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой котенка?

Дети: Дети испытали удивление.

Педагог: Давайте все вместе покажем удивление.

Какое чувство пришло на смену удивлению?

Дети: Удивление детей сменила радость.

Педагог: Изобразите радость.

Давайте представим, что это (изображает, что держит что-то в руках) маленький пушистый котенок. Как бы вы с ним поступили?

(дети должны изобразить, как они гладят воображаемого котенка, прижимают к себе, дают молочко итд).

(педагог еще раз обращает внимание на книгу, находит в ней раскраски по сюжету или картинки с изображением котенка)

Педагог: Ребята, посмотрите, здесь есть раскраски! Какая приятная неожиданность! Нам будет, чем заняться вечером!

III Итог.

Педагог: Ребята, давайте вспомним имя автора этого замечательного произведения.

Дети: Автор произведения Н. Носов.

Педагог: Вы хотели бы продолжить знакомство с его рассказами? (читает оглавление) Посмотрите, сколько их!

Ребята, я очень довольна вашей работой, вы прекрасно отвечали вопросы, а это говорит о том, что вы меня хорошо слушали.

А сейчас я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу. Возьмите зеленый смайлик те, кто считает, что он слушал внимательно, отвечал правильно на все вопросы и не упустил в произведении главную мысль.

Желтый смайлик возьмут те, кто слушал внимательно. Но некоторые вопросы показались сложными.

Настрой на предстоящую деятельность.

Активизация внимания.

Демонстрация книги. Создание проблемной ситуации.

Рассматривание книги.

Слушание рассказа педагога.

Мотивация на чтение произведения с опорой на личный опыт педагога.

Чтение рассказа.

Словесный прием: беседа по содержанию рассказа.

Ответы на вопросы педагога.

Игровой прием: воображаемая ситуация.

Словесный прием: беседа с опорой на личный опыт воспитанников.

Игровой прием: воображаемая ситуация в развернутом виде.

Объяснение смыслового значения выражение «У страха глаза велики».

Словесный прием: объяснение выражения.

Словесный прием: рассуждение на предложенную тему.

Игровой прием: воображаемая ситуация.

Игровой прием: внезапное появление объектов.

Словесный прием: беседа.

Подведение итогов. Построение планов на будущее.

Словесный прием: поощрение.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Познакомить со сказкой «Три медведя»,  побуждать детей к активному участию, воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий

использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческо­го — «искусство запоминания». Мнемотехника — это систе­ма методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­...